Античные и средневековые философы о политике
Первые представления о политике возникли уже в глубокой древности. Возникновение политических идей на Востоке связано с развитием общественного способа производства, классовой дифференциацией общества, возникновением государства. Особенность политической мысли этого периода – обоснование божественной сверхъестественной природы политической власти (Законы Ману, учение Конфуция, законы Хаммурапи).
Наивысшего расцвета политическая мысль достигла в творчестве философов Древней Греции – Платона и Аристотеля.
Первое систематизированное представление о политике и государстве изложено Платоном в работах «Государство», «Законы» и др. В них Платон высказывает мысль об идеальном, справедливом устройстве государства. Такое государство представляет собой справедливое правление лучших и благородных. В нем гармонично сосуществуют три основных сословия общества – правители (философы), стражи и ремесленники. В нем правит закон. Он владыка над правителями.
Ученик Платона Аристотель в работе “Политика” осуществляет анализ существующих в его время форм государства. Он выделял правильные и неправильные формы государства. В правильных формах истинная цель и смысл деятельности власти состоят в осуществлении общего блага. В неправильных – реализуется воля и выгода только правителей. Правильные формы: монархия – единоличная власть государя; аристократия – власть лучших людей, более предпочтительная, чем монархия; полития (республика) – выборная власть многих (большинства). К неправильным формам были отнесены: тирания – власть жадного правителя; олигархия – власть группы недостойных богачей; демократия – власть бедноты. По классификации Аристотеля существует пять разных видов демократии, худшей из которых он считает охлократию – власть толпы.
Политическим идеалом Аристотеля является смешанная форма государства, представляющая собой синтез аристократии и политии, в котором правит справедливый закон и существуют отдельно законодательная, административная и судебная власти. Эта форма позволяет примирить бедных и богатых, в равной мере осуществлять их основные интересы.
Во времена средневековья мыслители апеллировали к идее божественного сотворения мира, а, следовательно, политики и государства. Августин Блаженный написал известный трактат «О граде божьем», в котором утверждал, что человек, общество и государство есть плоды божественного творения. Власть и государство от Бога. Если в государстве сохраняется справедливость и уважение к религии и церкви, то оно имеет авторитет, полномочия для правления людьми. Другой мыслитель – Фома Аквинский развивает политические идеи в работах «О правлении государей» и «Сумма теологии». Сила и власть государства проистекают от бога. Лучшей формой правления он считает монархию. Духовная власть находится выше светской власти государства.
2. Политические идеи эпохи Возрождения и
буржуазных революций
Существенное изменения во взглядах на происхождение и природу государства произошли в эпоху Возрождения и Нового времени. Состоялся переход от религиозной к светской политической науке. Родоначальником этого процесса стал Н. Макиавелли. Он разработал концепцию политики, которая получила название «макиавеллизм». В ней обосновывается мысль о том, что в политике «цель оправдывает средства». В этой теории он заменяет тезис о божественном происхождении политики и государства идеей их объективной исторической предопределенности. Происходит постоянная смена форм государственного правления в соответствии с объективными законами общественного развития. Н. Макиавелли обосновал светскую концепцию государства, полагая, что политику определяет практика, естественные законы жизни и человеческая психология.
Окончательный разрыв со средневековыми традициями теологического истолкования природы политики и государства произошел в условиях Нового Времени с появлением и развитием теории естественного права и общественного договора. Выдающимися представителями нового подхода стали Томас Гоббс, Джон Локк и Шарль Луи Монтескье. Т. Гоббс изложил свою теорию в трактате «Левиафан» (1651 г.). По его мнению, появлению государства предшествовало естественное состояние людей, которое характеризовалось «войной всех против всех». Для выхода из естественного состояния люди вынуждены искать мира и формой такого мира является общественный договор об учреждении государства. По этому договору люди добровольно отказываются от всех своих естественных прав в пользу одного правителя или политического института, безоговорочно подчиняются государственной власти. Правитель этого сообщества становится сувереном, носителем верховной власти в государстве, а все остальные являются подданными. Государственная власть, следовательно, едина и ничем не ограничена, действует бесконтрольно и ни за что не отвечает. Иную интерпретацию происхождения государства с позиций теории общественного договора предложил идеолог английской буржуазной революции Джон Локк. В труде «Два трактата о правительстве» он естественное состояние человечества представляет как царство свободы и равенства. Среди основных естественных прав Локк называет право частной собственности, которое возникло раньше государства и нуждалось в надежной защите и охране. Для осуществления этих естественных прав люди договариваются об учреждении государства, передавая ему полномочия. При этом не может быть и речи о полном отказе от естественных прав и свобод в пользу государства. Дж. Локк предпринял попытку обосновать исходные положения теории разделения властей.
Более детальное развитие названная теория получила в концепции Монтескье. Он изложил свои взгляды в трактате «О духе законов». Цель разделения властей, по его мнению, – гарантировать безопасность граждан от произвола правителей и злоупотребления власти. В государствах существует три рода власти: законодательная, исполнительная и судебная. При этом законодательную власть целесообразно вручать собранию представителей народа.
В эпоху Просвещения идеи Т. Гоббса, Дж. Локка развивались в творчестве Вольтера, Жан-Жака Руссо и других мыслителей. Жан-Жак Руссо был приверженцем договорной теории государства и представлял радикально-демократическое направление. В трактате «Об общественном договоре или принципы политического права» он истолковывает свободу и равенство как высшие ценности, а политику как средоточие общественных интересов. Руссо обосновывает принцип народного суверенитета как власти, направляемой общей волей. Верховенство народа, по мысли Руссо, должно проявляться в том, что сам народ не связан никакими законами, кроме своей воли, поэтому он в любой момент может менять законы, сменять правительство, изменять формы государства.