Античные и средневековые философы о политике

Функции политологии

Как и любая наука, политология выполняет определенные функции:

1. гносеологическая или познавательная функция, которая связана с раскрытием сущности политической сферы и присущих ей законов;

2. методологическая – выработка способов и приемов анализа политических явлений и процессов;

3. теоретическая – объяснение имеющегося политического знания, разработка законов и категорий данной науки, результат политическая теория;

4. прогностическая – предвидение событий;

5. мировоззренческая – формирование ценностных ориентаций и установок;

6. идеологическая функция – обоснование и защита политического идеала;

7. регулятивная или инструментальная – выработка рекомендаций субъектам политики.

Политология развивается как целостная система теоретического и прикладного знания о политике. Она тесно связана с рядом социальных и гуманитарных наук. Философия, в частности, выступает общей методологией политики, рассматривает наиболее общие вопросы политики. Политическая социология изучает систему взаимодействия политики с социальной средой. Специфика политической социологии в развитии и конкретизации общетеоретического уровня знаний, формирование на его основе более точного знания.

Политология – это наука об общих и специфических законах и тенденциях функционирования политической сферы общества, о формах их проявления и механизмах действия в современном обществе. В данном качестве политологию изучают во всех университетах цивилизованных стран. Но прежде, чем это произошло, политология как наука и учебная дисциплина прошла длительный путь становления и развития.

,

Политическая мысль России

Политические мотивы содержатся уже в трактате митрополита Иллариона (ХI в.) «Слово о законе и благодати", а также в «Повести временных лет» (1113 г.).

Известны общественно- политические идеи Т. Т. Посошкова (1665–1726 гг.), распространившиеся в период реформ Петра I. Т.Т. Посошков выступал за строгую государственную регламентацию общественного производства, труда и быта подданных. В этот период стало формироваться идейно-политическое течение славянофильства, представители которого обосновывали идеи особого исторического пути развития России, неприемлемости ею западных образцов общественного устройства. Особое место эти идеи занимали в творчестве славянофилов ХIХ в. А.С. Хомякова, Н. М. Карамзина, К. Аксакова, Ю.Ф. Самарина и других. Они провозглашали приоритет трех главных принципов: православия, самодержавия, народности. Самодержавность Святой Руси заключалась, по их убеждению, в непреходящей ценности православной церкви.

В отличие от них западники в лице Василия Татищева, Александра Герцена, Николая Добролюбова считали, что Россия достойна европейских свобод и цивилизованного государственного устройства, основанного на праве. Герцен, например, говорил о «социальной республике» как идеале политического устройства России.

Первым теоретиком правового государства в России можно считать
М. Сперанского, выступавшего за переход страны путем реформ к конституционной монархии, в которой должно утвердиться разделение властей.

В середине XIX в. выделились такие идейно-политические направления, как народники-пропагандисты, выступавшие за рабочий социализм; народники-анархисты, идеологами которых были М. Бакунин, П. Кропоткин и др. Они разработали «доктрину антивласти», согласно которой государство являлось «циничным отрицанием человечности, ареной разбоя и насилия».

Во второй половине ХIХ в. в России начал распространятся марксизм, идеи которого были восприняты Г.В. Плехановым и В.И. Ульяновым (Ленин). В начале ХХ в. они были взяты на вооружение большевиками, которые осуществили пролетарскую революцию в России в октябре 1917 г.

В советский период в СССР развитие политической науки происходило в жестких рамках марксистско-ленинской теории. Только в условиях перестройки начали успешно развиваться все основные направления российской политической науки.

Политическая мысль Беларуси

Политическая наука в Беларуси имеет длительную историю: от Киевской Руси до наших дней. Мыслителями Беларуси было высказано много интересных и актуальных в современных условиях идей. Первыми выдающимися представителями общественно-политической мысли на Беларуси были Е. Полоцкая и К. Туровский. В их творчестве звучали мотивы единения восточно-славянских земель-княжеств, укрепления феодальной власти и утверждения христианской религии.

Такие выдающиеся просветители ХIV- ХVI вв. как Н. Гусовский, Ф. Скарина, С. Будный, А. Волан, Л. Сапега, В. Тяпинский проповедывали идеи гуманизма и патриотизма, справедливости и равенства людей.

Революционно-демократические идеи, направленные против крепостничества и царского самодержавия провозглашались К. Калиновским.

Функции политики

Политика выполняет множество функций в обществе. Одной из них является функция формирования политического властвования. Она связана с борьбой за власть, в процессе которой формируются отношения властвования: одни люди управляют другими. Вторая функция – это функция целеполагания, в процессе которого ставится цель, осуществляется выбор средств и методов ее достижения. Организационная и объединительная функции политики связаны с поддержанием целостности общества. В их контексте происходит побуждение участников социальных общностей к частичному или полному отказу от индивидуальных и групповых устремлений ради интересов общества. Кроме того, можно выделить прогностическую, воспитательную, идеологическую функции.

Легитимность власти

Понятие «политическая власть» тесно связано с понятием «легитимность». Власть бывает легитимной или нелегитимной. Термин «легитимность» происходит от латинского «легитимус», означающий «согласный с законами, законный, правомерный, надлежащий, должный, правильный». Применительно к политике легитимность означает ее признание, объяснение, оправдание. Легитимация не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом. Легитимная власть основана на признании права носителей власти предписывать нормы поведения другим индивидам. Легитимная власть – это такая власть, которой доверяют, которую признают правомерной граждане данного государства. Но само такое убеждение граждан может быть обусловлено разными факторами. Современная типологизация легитимности ведет начало от Макса Вебера. Он предложил выделять три ее вида.

Первый вид легитимности – традиционный, то есть основанный на неписанных законах традиций, обычаев. Второй вид – харизматический, эмоционально-волевой, основанный на вере в особые, выдающиеся, сверхъестественные качества лидера, вождя. Третий вид – рациональный, основанный на принятых в государстве законах и порядках, разумных суждениях. В конкретных политических системах данные три типа переплетаются при доминировании одного из них. Эта классификация служит инструментом анализа легитимности власти в каждой конкретной политической системе.

Теория разделение властей

Теория разделения властей впервые была выдвинута Д. Локком, затем развита Ш.Монтескье, в последующее время разрабатывалась многими юристами, философами, политологами. В соответствии с современным уровнем этой теории для правильного функционирования государства в нем должны существовать независимые друг от друга власти: законодательная (парламент), исполнительная (правительство) и судебная. Данная теория является обоснованием политико-правового принципа разделения властей. По принципу разделения властей построены конституции многих государств, в том числе Республики Беларусь, Соединенных Штатов Америки, Российской Федерации. Статья 6 ныне действующей Конституции Республики Беларусь гласит: «Государственная власть в Респблике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и урвновешивают друг друга». Реализация этого принципа – одно из важнейших условий предотвращения узурпации власти и установления культа личной власти. Разделение властей предполагает разграничение их функций, компетенции, создание системы противовесов. Однако разделение не означает разобщенности в деятельности органов власти. Современная демократия как форма организации политической власти и всей общественной жизни является на сегодняшний день высшим и наиболее совершенным достижением человечества в этом плане с точки зрения самоценности личности.

Порядок формирования, компетенция и функции трех ветвей власти в каждой демократической стране определяются конституцией.

Политическая социализация

Политическая социализация – это усвоение человеком культурных ценностей, правил, традиций, которые сложились в обществе, а также формирование свойств и умений, позволяющих адаптироваться к политической деятельности. Понятие "социализация личности" было введено в научный оборот в конце ХIХ в. американским социологом Ф. Гиддингсом и французским психологом Г. Тардом. Политическая социализация осуществляется в каждом конкретном обществе, в каждом государстве, независимо от формы правления. Благодаря ей новые поколения граждан приобщаются к политике. Они овладевают знаниями, навыками политических действий. В результате политической социализации индивидуум становится субъектом политики. На политическое становление и развитие личности оказывают влияние общественное устройство общества, национальные традиции, характер политической системы, духовная культура, идеология, общественные институты, группы общения, образование и воспитание человека, социальное положение личности, ее биогенетические особенности.

Результаты политической социализации воплощаются в культуре политического сознания, взаимоотношений субъектов политики, в функционировании органов государственной власти и политической системы общества.

Политический кризис.

Определенной ступенью в динамике конфликтной ситуации является кризис (греч. - решение, поворотный пункт, исход). Это резкий крутой перелом, тяжелое переходное состояние. В научной литературе рассматриваются такие конкретные формы кризисов, как общий кризис системы, экономический кризис, политический кризис, продовольственный кризис, правительственный кризис, кризис партии и т.д.

Важнейшим моментом общего кризиса системы является политический кризис. Политический кризис - это основанное на нерешенности конфликтных ситуаций всеобщее (массовое) недовольство и возмущение деятельностью правящих кругов, которые продемонстрировали свою неспособность решать стоящие перед страной важнейшие вопросы их жизнедеятельности. Политический кризис - это потеря доверия масс к своим политическим и государственным лидерам, правительству, руководящей партии.

Политический кризис обусловлен отчуждением народных масс от органов власти, от самоуправления. Важную роль в кризисе играет степень гражданского самосознания масс, их самоорганизация, информированность о реальном положении дел, активность оппозиционных правительству сил, позиция СМИ.

Проявляется политический кризис в неспособности государства выполнять свои непосредственные задачи, когда не исполняются законы, активизируют свою деятельность силы, стремящиеся свергнуть существующую политическую систему.

Частными случаями политического кризиса являются: правительственный кризис, кризис партии.

Политические конфликты и политические кризисы являются важными и естественными элементами политической жизни общества. Они весьма динамичны, не стоят на месте, постоянно изменяются.

Вопросы по политологии к экзамену

1. Политология, ее предмет и место в системе социально-гуманитарного знания.

2. Западноевропейская политическая мысль: от античности до ХIХ века.

3. Политическая мысль ХIХ в. в Западной Европе.

4. Современная западная политология.

5. Основные направления политической мысли в России в ХIХ--ХХ вв.

6. Общественно-политическая мысль Беларуси.

7. Сущность и назначение политики.

8. Политическая власть: сущность, функции, ресурсы.

9. Легитимность и легальность власти. Типы легитимного господства.

10. Понятие и структура политической системы общества.

11. Понятие политического режима: сущность и типы.

12. Демократия: критерии и механизмы.

13. Государство как основной политический институт.

14. Основные признаки правового государства. Развитие правового государства в Республике Беларусь.

15. Формы государственного устройства и правления.

16. Понятие и сущность гражданского общества.

17. Законодательная власть. Развитие парламентаризма в Республике Беларусь.

18. Исполнительная власть в политической системе белорусского общества.

19. Институт президентуры (президенства): статус, полномочия, функции.

20. Политические партии: структура и функции.

21. Типология партийных систем. Формирование многопартийной системы в Республике Беларусь.

22. Место и роль общественных организаций в политической жизни общества.

23. Политический процесс и его стадии. Виды политических процессов.

24. Политическая деятельность, ее способы и виды.

25. Субъекты политической деятельности.

26. Политическое участие: сущность и формы в обществе.

27. Политические элиты: функции и типология. Номенклатура как социальное явление.

28. Факторы формирования политической элиты. Политическая элита белорусского общества.

29. Феномен лидерства. Основные типы политического лидерства.

30. Выборы и избирательное право.

31. Типы избирательных систем. Избирательная система Республики Беларусь.

32. Политическая идеология и политическая психология.

33. Политическая социализация личности.

34. Основные идеологические течения современности.

35. Политическая культура как цивилизационный феномен.

36. Типы и классификация политических культур Г. Алмонда и С. Вербы.

Политическая культура в Республике Беларусь.

37. Политический маркетинг как совокупность методов воздействия на людей.

38. Политические кризисы и конфликты.

39. Социальная политика Республики Беларусь.

40. Религия и ее институты в Республике Беларусь. Формы взаимоотношений государства и конфессий.

41. Этническая политика в Республике Беларусь.

42. Сущность и основные субъекты международных отношений.

43. Международные организации и их роль в современном мире.

44. Внешняя политика. Национальные интересы и приоритеты внешней политики Республики Беларусь.

45. Геополитика и ее основные проблемы. Геополитическое положение Республики Беларусь.

46. Понятие глобальных проблем и глобализации.

47. Теория и практика политической модернизации общества.

48. Модернизация белорусского общества.

Функции политологии

Как и любая наука, политология выполняет определенные функции:

1. гносеологическая или познавательная функция, которая связана с раскрытием сущности политической сферы и присущих ей законов;

2. методологическая – выработка способов и приемов анализа политических явлений и процессов;

3. теоретическая – объяснение имеющегося политического знания, разработка законов и категорий данной науки, результат политическая теория;

4. прогностическая – предвидение событий;

5. мировоззренческая – формирование ценностных ориентаций и установок;

6. идеологическая функция – обоснование и защита политического идеала;

7. регулятивная или инструментальная – выработка рекомендаций субъектам политики.

Политология развивается как целостная система теоретического и прикладного знания о политике. Она тесно связана с рядом социальных и гуманитарных наук. Философия, в частности, выступает общей методологией политики, рассматривает наиболее общие вопросы политики. Политическая социология изучает систему взаимодействия политики с социальной средой. Специфика политической социологии в развитии и конкретизации общетеоретического уровня знаний, формирование на его основе более точного знания.

Политология – это наука об общих и специфических законах и тенденциях функционирования политической сферы общества, о формах их проявления и механизмах действия в современном обществе. В данном качестве политологию изучают во всех университетах цивилизованных стран. Но прежде, чем это произошло, политология как наука и учебная дисциплина прошла длительный путь становления и развития.

,

Античные и средневековые философы о политике

Первые представления о политике возникли уже в глубокой древности. Возникновение политических идей на Востоке связано с развитием общественного способа производства, классовой дифференциацией общества, возникновением государства. Особенность политической мысли этого периода – обоснование божественной сверхъестественной природы политической власти (Законы Ману, учение Конфуция, законы Хаммурапи).

Наивысшего расцвета политическая мысль достигла в творчестве философов Древней Греции – Платона и Аристотеля.

Первое систематизированное представление о политике и государстве изложено Платоном в работах «Государство», «Законы» и др. В них Платон высказывает мысль об идеальном, справедливом устройстве государства. Такое государство представляет собой справедливое правление лучших и благородных. В нем гармонично сосуществуют три основных сословия общества – правители (философы), стражи и ремесленники. В нем правит закон. Он владыка над правителями.

Ученик Платона Аристотель в работе “Политика” осуществляет анализ существующих в его время форм государства. Он выделял правильные и неправильные формы государства. В правильных формах истинная цель и смысл деятельности власти состоят в осуществлении общего блага. В неправильных – реализуется воля и выгода только правителей. Правильные формы: монархия – единоличная власть государя; аристократия – власть лучших людей, более предпочтительная, чем монархия; полития (республика) – выборная власть многих (большинства). К неправильным формам были отнесены: тирания – власть жадного правителя; олигархия – власть группы недостойных богачей; демократия – власть бедноты. По классификации Аристотеля существует пять разных видов демократии, худшей из которых он считает охлократию – власть толпы.

Политическим идеалом Аристотеля является смешанная форма государства, представляющая собой синтез аристократии и политии, в котором правит справедливый закон и существуют отдельно законодательная, административная и судебная власти. Эта форма позволяет примирить бедных и богатых, в равной мере осуществлять их основные интересы.

Во времена средневековья мыслители апеллировали к идее божественного сотворения мира, а, следовательно, политики и государства. Августин Блаженный написал известный трактат «О граде божьем», в котором утверждал, что человек, общество и государство есть плоды божественного творения. Власть и государство от Бога. Если в государстве сохраняется справедливость и уважение к религии и церкви, то оно имеет авторитет, полномочия для правления людьми. Другой мыслитель – Фома Аквинский развивает политические идеи в работах «О правлении государей» и «Сумма теологии». Сила и власть государства проистекают от бога. Лучшей формой правления он считает монархию. Духовная власть находится выше светской власти государства.

2. Политические идеи эпохи Возрождения и
буржуазных революций

Существенное изменения во взглядах на происхождение и природу государства произошли в эпоху Возрождения и Нового времени. Состоялся переход от религиозной к светской политической науке. Родоначальником этого процесса стал Н. Макиавелли. Он разработал концепцию политики, которая получила название «макиавеллизм». В ней обосновывается мысль о том, что в политике «цель оправдывает средства». В этой теории он заменяет тезис о божественном происхождении политики и государства идеей их объективной исторической предопределенности. Происходит постоянная смена форм государственного правления в соответствии с объективными законами общественного развития. Н. Макиавелли обосновал светскую концепцию государства, полагая, что политику определяет практика, естественные законы жизни и человеческая психология.

Окончательный разрыв со средневековыми традициями теологического истолкования природы политики и государства произошел в условиях Нового Времени с появлением и развитием теории естественного права и общественного договора. Выдающимися представителями нового подхода стали Томас Гоббс, Джон Локк и Шарль Луи Монтескье. Т. Гоббс изложил свою теорию в трактате «Левиафан» (1651 г.). По его мнению, появлению государства предшествовало естественное состояние людей, которое характеризовалось «войной всех против всех». Для выхода из естественного состояния люди вынуждены искать мира и формой такого мира является общественный договор об учреждении государства. По этому договору люди добровольно отказываются от всех своих естественных прав в пользу одного правителя или политического института, безоговорочно подчиняются государственной власти. Правитель этого сообщества становится сувереном, носителем верховной власти в государстве, а все остальные являются подданными. Государственная власть, следовательно, едина и ничем не ограничена, действует бесконтрольно и ни за что не отвечает. Иную интерпретацию происхождения государства с позиций теории общественного договора предложил идеолог английской буржуазной революции Джон Локк. В труде «Два трактата о правительстве» он естественное состояние человечества представляет как царство свободы и равенства. Среди основных естественных прав Локк называет право частной собственности, которое возникло раньше государства и нуждалось в надежной защите и охране. Для осуществления этих естественных прав люди договариваются об учреждении государства, передавая ему полномочия. При этом не может быть и речи о полном отказе от естественных прав и свобод в пользу государства. Дж. Локк предпринял попытку обосновать исходные положения теории разделения властей.

,

В эпоху Просвещения идеи Т. Гоббса, Дж. Локка развивались в творчестве Вольтера, Жан-Жака Руссо и других мыслителей. Жан-Жак Руссо был приверженцем договорной теории государства и представлял радикально-демократическое направление. В трактате «Об общественном договоре или принципы политического права» он истолковывает свободу и равенство как высшие ценности, а политику как средоточие общественных интересов. Руссо обосновывает принцип народного суверенитета как власти, направляемой общей волей. Верховенство народа, по мысли Руссо, должно проявляться в том, что сам народ не связан никакими законами, кроме своей воли, поэтому он в любой момент может менять законы, сменять правительство, изменять формы государства.

Наши рекомендации