Вопрос № 74. PR в политике. Понятие, цели, задачи, основные направления деятельности, методы и функции PR в политике. Понятие политической корректности. Политический имидж.

PR в современ России -это совершенно новая сфера деят-ти. Однако уже сейчас можно говорить о некоторых особенностях развития PR в России. Если на Западе наиб. активно развиты такие области PR, как кризисные, финансовые и правительственные, то в России PR-технологии получили наибольшее распространение там, где больше всего платят, в политич сфере, и даже более конкретно в избират-ых кампаниях.

Для политических партий и общественно-политических движений взаимодействие с общественностью так же важно, как и для органов гос власти и муниц управления. В большинстве политических партий функционируют спец. службы PR. Общие моменты деят-ти служб PR в органах гос власти можно охарактеризовать след. образом:

- они устанавливают, поддерживают и расширяют связи и контакты с общественностью, а также их службами PR;

- информируют общественность о политической позиции гос-ва, той или иной политической партии или объединения, разъясняют детали и мотивы принятия тех или иных решений;

- отслеживают общественную реакцию на принимаемые действия или политические заявления;

- прогнозируют развитие общественно-политических процессов, возможные последствия принимаемых решений и проводимых акций;

- формируют благоприятный имидж субъекта политики, его структур и лидеров. Деят-ть PR-служб в политике имеет свою специфику:

1) PR-службы политических партий по сравнению с гос-ыми PR-службами имеют меньший масштаб деят-ти. Это вызвано тем, что у политич партий более ограниченны финансовые, матер ресурсы. 2) политич партии, как правило, действуют в условиях сильной конкуренции со стороны др. партий. Поэтому они вынуждены быть динамичными и быстро реагировать на изменения в обществе. Сила и преимущества полит партий заключ. в том, что они призваны отмечать недостатки и ошибки гос органов, оперативно выдвигать новые предложения и идеи на политический рынок. В современ России использование технологий PR политич партиями получило широкое распространение особенно в периоды проведения избират-х кампаний. Избир камп. можно считать одним из видов ПР-кампании.

Задачи избират кампании по существу совпадают с задачами любой ПР-кампании: - установить первоначальные отношения с целевой аудиторией; создать запоминающийся имидж; укрепить доверие к нему; изменить поведение целевой аудитории.

1. Первым этапом избират кампании явл этап принятия решения об участии или неучастии в ней. Обычно данное решение принимается высшим органом политич партии. После этого необходимо как можно раньше создать партийный штаб (это руководит, кот осущ-т общее руководство, также пресс-служба, планово-аналитич отдел, группа спец-стов-имиджмейкеров, финанс отдели т.д.) по проведению избирательной кампании.

2. начинается второй, подготовит-й, этап планир-я и программирования. Современные избират кампании обычно длятся примерно полгода и состоят из неск. фаз. Здесь важно собрать данные о настроении избирателей и осуществить след. действия: изучить избирательный округ для депутата; опред-ть ресурсы, имеющиеся у политич партии; выработать цели выборной кампании; разработать общую стратегию и тактику кампании, а так же рекламной кампании; разработать график избирательной кампании; разработать финансовый план.

Основной аксиомой работы в области ПР для политиков является то, что население не имеет непосредственного выхода на политика, оно реагирует на его образ, имидж, телевизионную картинку. Поэтому операции по продвижению политика состоят из 3 элементов:

- отбор тех характеристик, которые аудитория считает важными для кандидата на данный момент; внедрение этих характеристик в образ кандидата; “продажа” этого образа избирателю.

3. Этап выполнения плана избират кампании. Самое главное на этом этапе контролировать выполнение намеченных планов и не позволять событиям опережать планирование. Также на этом этапе происходит подсчет голос.

4. Заключит этап включает в себя подведение итогов и оценку эффективности предвыборных мероприятий. Эффект-ть может выражаться в %, либо в денеж выражении.

В современной России история избират кампаний насчитывает уже более 20 лет. При этом оказалось, что в ходе этих кампаний использовались 5 моделей избират технологий:

Неструктурированная модель (независимый канди­дат, основ­ной ресурс кампании — личный имидж кандидата, поддержка его единомышленников и избирателей. Такого рода кампании могут быть эффективными в условиях слабости органов власти и партийных организаций).

Рыночная модель (отношение к кандидату как к товару. Избирателям отводится роль объекта манипулирования. Основным ресурсом кампании явл деньги, на которые закупается реклама и оплачивается труд политич консультантов и имиджмейкеров.

Административно-командная строится на обладании канди­датом властно-распорядительных ресурсов. Как правило, она ис­пользуется главами администраций.

Как госаппарат может осуществлять свое влияние: ограничивать рекламное время, отводимое конкурентам в госуд-х СМИ; изымать агитационные материалы; фальсифицировать рез-ты выборов.

Выбираемая модель избират кампании и имеющиеся финанс рес-сы имеют большое знач-е, однако не менее важным явл их применение людьми, кот использ-т избират технологии. Выборы всегда непредсказуемы. Даже, используя одну и ту же модель избират технологии можно получить совершенно разные рез-ты.

Политич имидж -образ политич лидера, деятеля, партии, который склад-тся в общественном мнении и сознании, оказывая воздействие на авторитет и влияние (рейтинг) его носителя. Политич имидж складывается и в СМИ с целью его дальнейшего внесения в массовое сознание. Виды политич имиджа различны и зависят от конкретной политич ситуации: "человек из толпы", "интеллектуал", "борец", "крепкий хозяин" и пр. Политич консалтинг это комплекс средств, направленных на формир-е имиджа кандидата перед потенциальными избирателями, с целью вывода кандидата на широкие слои электората(избиратели, голосующие за определенную политич партию) и увеличение числа сторонников для победы на выборах. Услуги политического консультанта и политический консалтинг были во все времена очень востребованы. У всех правителей были советники и консультанты. Любой политик всегда будет нуждаться в экспертной оценке и совете непредвзятого профессионала. За свою тысячелетнюю историю политический консалтинг развился и обзавелся своими методами и теперь его продуктом является не просто субъетивный мудрый совет, а точная рекомендация или прогноз, основанная на объективных, научных методах познания и прогнозирования. Политический консультант призван помогать и служить политику во всем, что касается его политической деятельности - в этом и заключается политический консалтинг как набор самых эффективных политических технологий направленных на достижение определенных целей. Среди основных направлений политич консалтинга:
организация и проведение социологич исследований в регионе; диагностика социально-политич ситуации в регионе; организация и проведение предвыборных кампаний;
разработка стратегии предвыборной кампании; работа по формированию имиджа кандидата; организация встреч кандидата с избирателями; организация работы в день голосования и др.

Направления работы: (табл №1, по состоянию на начало 2006 года)

Направление работы Условная доля рынка, в %
1. Проведение избирательных кампаний и выборный консалтинг
2. Партийное строительство
3. Персональный политический брендинг
4. Политический лоббизм
5. Текущее политическое консультирование бизнес-структур и органов власти
6. Специальные политические проекты

Политический брендинг – это работа, связанная с позиционированием и продвижением имиджа конкретной персоналии-политика в политическом и информационном поле, напр, когда глава крупной бизнес-структуры идет в политику.

Политический лоббизм – деят-ть по продвижению конкретных политич интересов в структурах власти или партии.

Текущее политич консультир-работа по широкому спектру тем и вопросов, начиная с проведения местного или регионального референдума и заканчивая созданием общественно-политического движения, формированием публичного имиджа, участием в политических мероприятиях федерального и регионального уровня первых лиц.

Специальными политическими проектами могут быть креативное, организационное и информационное сопровождение кампании по сбору подписей граждан в поддержку или против какой-либо общественно значимой инициативы, проведение референдума, акций протеста и т.д.

Зададимся вопросом: что остается сегодня на рынке избирательных кампаний в России?

Вид избирательной кампании Специфика Степень политической конкуренции /интрига
1. Выборы Президента РФ Прямые выборы, проходят раз в 4 года. Высокая степень успеха у «преемника» действующего Президента Относительно низкая
2. Выборы депутатов в представительные органы власти (региональные парламенты) по одномандатным округам   Количество одномандатных округов сократилось в два раза, усилился диктат «Единой России» и административного ресурса в пользу «своих» кандидатов Средняя
3. Муниципальные выборы Главы исполнительной власти и депутаты местных советов Активное участие бизнеса Высокая
4. Голосование по партийным спискам – партийное строительство   Выборы в Государственную Думу России и на половину мест (исключение – Санкт-Петербург!) в региональные парламенты Низкая
5. Проведение референдумов Местные, региональные, федеральные Местные – относительно низкая Региональные и федеральные – низкая
6. Выборы на территории стран СНГ Небольшой список стран с институтами прямой демократии (Украина, Молдова, Армения и др.) Временной фактор Высокая

№ 75. Правовые и этические основы PR. Основные нормативно-правовые акты, регулирующие PR-деятельность. Профессиональная этика специалиста по связям с общественностью. Этические кодексы в связях с общественностью.

При осуществлении деят-ти в сфере PR надо учитывать комплекс нормативных положений о сути, содержании и регулятивных механизмах в сфере PR. В этот комплекс входят также этические критерии, свойственные PR как самостоятельной деятельности со всеми присущими ей закономерностями и противоречиями. Одна из задач государства - в той или иной мере регулировать деят-ть физ и юрлиц. Не исключение - и PR. Гос-во должно создать условия для того, чтобы PR-мероприятия не ущемляли права и интересы, как отдельных граждан, так и общества в целом. А PR-специалистам, в свою очередь, нужны четкие представления об объеме и пределах своей профессиональной компетенции. Следует также отметить, что право и этика взаимосвязаны. Пред­метом правоотношений явлта информация, которая находится в гражданском, административном или ином общественном обо­роте и по поводу или в связи с которой возникают общественные отношения, подлежащие регулированию в правом поле. Нужна ли самостоятельная законодат база для СО? На наш взгляд, действующая система правового гос управления охватывает сферу PR в достаточно большом диапазоне: 1) международные акты информационного законодательства; 2) информационно-правовые нормы Конституции РФ; 3) отрасли законод-ва, акты которых целиком посвяще­ны вопросам информационного законод-ва (законодательством об интеллек­туальной собственности; о СМИ; о реализации права на поиск, получение, передачу и использование информации); 4) отрасли законодательства, акты которых включают отдель­ные информационно-правовые нормы – конституционное и администра­тивное законодательство (определение компетенции органов гос власти по формированию и использованию гос информационных ресурсов); гражданское законо­д-во (учет особенностей информации как объекта правового регулирования); уголовное законод-во и законодат об администр-х правонаруш (ответ-ть за правонарушения в информационной сфере); законодательство о труде (новые формы и виды трудовой деятельности в информаци­онных сетях); законодательство о предприятиях и предпринима­тельской деятельности и о добросовестной конкуренции (в связи с появлением новых возможностей при работе в сетях).

Деятельность СМИ осуществляется в соответствии со следующими нормативными актами:

Конституцией РФ (гарантия прав и свобод человека и гражданина на свободу мысли, слова и информации Конституцией РФ (ст. 23, 24, 29, 42, и т.д.);

· Законом РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О сред­ствах массовой информации»,

· Федеральными за­конами от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи», от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»;

· указами Президента РФ;

· постановлениями Правительства РФ;

· ведомственными инструкциями и т.п.

Закон «О СМИ» отра­жает следующие нормы и правовые рамки о дея­тельности СМИ:

общие положения:

· свобода массовой информации,

· основные понятия,

· недопустимость цензуры, злоупотребления сво­бодой массовой информации;

организация деятельности СМИ:

· учредители,

· регистрация и перерегистрация,

· возникновение прав и обязанностей,

· устав редакции;

распространение массовой информации:

порядок распространения,

хранение материалов;

ФЗ «О рекламе» регулирует ис­пользование и способы распространения рекламных материалов СМИ:

реклама должна быть добросовестной, достовер­ной;

не должна:

· побуждать к совершению противоправных дей­ствий,

· призывать к насилию и жестокости;

не допускается:употребление оскорбительных выражений и сравнений в отношении пола, расы, национальных символов (герба, флага, гимна), объектов культурного наследия.

ФЗ «Об инфо-ции, информа­ц-х технологиях и защите инфо:

свобода поиска, получения, передачи, производства и рас­пространения информации любым законным способом;

установление ограничений доступа к информации только фе­деральными законами;

открытость информации о деятельности государственных ор­ганов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральны­ми законами;

достоверность информации и своевременность ее предоставле­ния и т.д.

ФЗ «О порядке освещения деят-ти гос органов власти в гос-х средствах массовой информации».

Закон «Об авторском праве и смежных правах»

ФЗ «О товарных знаках, обслуживания и наименованиях мест прохождения товаров»,

«О сертификации продукции и услуг»,

«О предприятиях и предпри­нимательской деятельности»,

Этические основы PR-деят-ти

Законодательных норм для регулирования PR-деятельности бывает недостаточно.

Наши рекомендации