Перечислите проблемы, которые изучают первые античные философы в

Своих философских концепциях.

Какое первоначало лежит в основе объяснения происхождения и устройства мира у философов? (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Анаксагор, Сократ, Пифагор, Эмпедокл, Гераклит, Парменид, Зенон Элейский, Демокрит)

Какие эпизоды из жизни философов свидетельствуют о том, что занятие философией для них было призванием, смыслом их жизни?

Самостоятельная работа №3

Тема:«Творческое задание «Философские школы и учение о первоначалах» - эссе».

Цель: развивать навыки самостоятельного мышления и письменного изложения собственных мыслей, написать эссе по предложенной теме, раскрыть ее в сугубо личностном ключе, найти точки соприкосновения ее проблематики со своим жизненным и духовным опытом – опытом переживаний и размышлений.

Задание: Прочитайте тексты, составьте письменно работу по предложенной теме.

1.Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф.учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. – стр. 16–82;

2.Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. (Профессиональное образование) - стр. 10–30;

3.Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред.спец. учеб. заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2009. – стр. 20-40, 104-106).

Самостоятельная работа №4

Тема:«Составление сравнительной таблицы основных философских систем XVIII-XIX вв.».

Цель: составить сравнительную таблицу «Основные философские системы XVIII- XIX вв».

Задание: Прочитайте текст, составьте сравнительную таблицу.

1.Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф.учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. – стр. 113–116;

Самостоятельная работа №5

Тема:«Составление сравнительной таблицы «Отличия рационализма и эмпиризма как философских направлений».

Цель: составить сравнительную таблицу «Отличия рационализма и эмпиризма как философских направлений».

Задание: Прочитайте текст, составьте сравнительную таблицу.

1.Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф.учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. – Глава 9 стр. 92–103;

Самостоятельная работа №6

Тема:«Творческое задание: «Почему позитивизм как философия науки появился в XIX в?» - реферат-резюме».

Цель: развивать навыки кратко в обобщенном виде раскрывать основные положения исходного текста, написать реферат-резюме по предложенной теме с изложением в нем проблемной информации текста-источника и представлений о фактах, результатах и выводах, изложенных в нем.

Задание: Прочитайте тексты, составьте письменно работу по предложенной теме.

1.Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф.учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. – Глава 10 стр. 113–114;

2. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Основы

философии: учебное пособие для сред.спец. учеб. заведений. – Ростов н/Д.:

Феникс. 2010. – стр.48-50.

Самостоятельная работа №7

Тема:«Работа с текстами Э. Фромм «Душа человека»; В.С. Соловьев «Русская идея».

Цель: научиться работать с философскими текстами; попробовать самостоятельно ответить на вопросы по отрывкам из текстов Э. Фромма «Душа человека»; В.С. Соловьева «Русская идея».

Эрих Фромм (1900-1980), немецко-американский философ, психолог и социолог, представитель неофрейдизма — видный мыслитель ХХ столетия. Его философская антропология включает в себя психоаналитические, экзистенциальные, собственно антропологические, марксистские идеи, а так же древние мистические традиции и идеи восточного оккультизма. Многие философские течения, в том числе экзистенциализм, персонализм, герменевтика, социобиология, впитали в себя его открытия и духовные приобретения. Он дал импульс развитию гуманистического мышления нашего века.

По убеждению Фромма, классический психоанализ способствовал обогащению знаний о человеке, но он не увеличил знаний о том, как человек должен жить и что он должен делать. По его мнению, Фрейд пытался представить психоанализ в качестве естественной науки, но совершил ошибку, уделив недостаточно внимания проблемам этики. Между тем нельзя понять человека, если рассматривать его под углом зрения вытеснения сексуальных влечений, а не во всей целостности, включая потребность найти ответ на вопрос о смысле его существования и отыскать нормы, в соответствии с которыми ему надлежит жить. Фромм стремился перенести акцент с биологических мотивов человеческого поведения в психоанализе на социальные факторы, показать что «человеческая натура — страсти человека и тревоги его — продукт культуры.

Фромм полагал, что основной подход к изучению человеческой личности должен состоять в понимании отношения человека к миру, к другим людям, к природе, к самому себе. Он обосновал возможности разностороннего совершенствования человека как живого, мыслящего существа. В наследии Фромма имеются идеи об исторической обусловленности страстей и переживаний человека, о социальном характере как отражении сплава биологических и культурных факторов, о неизбежности универсального, всепланетного гуманизма.

Влади́мирСерге́евич Соловьёв (16 января (28 января) 1853, Москва — 31 июля (13 августа) 1900, имение Узкое, Московский уезд, Московская губерния) — русскийфилософ, богослов, поэт, публицист, литературный критик; почётный академикИмператорской Академии наук по Разряду изящной словесности (1900). Стоял у истоков русского «духовного возрождения» начала XX века. Оказал влияние на религиозную философию Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, С. Н. и Е. Н. Трубецких, П. А. Флоренского, С. Л. Франка, а также на творчество поэтов-символистов — А. Белого, А. Блока и др.

Вл. Соловьеву принадлежит заслуга в постановке и разработке про­блемы, которую с тех пор принято обобщенно обозначать словосоче­танием «русская идея», она как бы является конкретным выражением принципа всеединства. Вл. Соловьев считал, что каждая нация, объединенная в соответ­ствующее государственное единство, призвана выполнять в составе че­ловечества определенную миссию, или роль. Под нацией он понимал не этнос, а совокупность народов, объединенных в одном государстве. Миссия, или роль, нации в составе мирового целого есть ее нацио­нальная клея. Каждая нация должна обрести свою идею, в противном случае существование нации не оправдано. Национальная идея — это определенное задание, данное Богом; это долг народа, объединенного в государстве, перед Богом. Одновременно это вклад, который нация призвана внести в копилку общечеловеческих достижений. Национальная миссия тем более высока и значительна, чем более она способствует достижению всечеловеческого единства на христианских основаниях.

Таким образом, «русская идея» в понимании Вл. Соловьева — это миссия России в составе мирового сообщества. Она выступает долгом или моральным обязательством, а не вытекает непосредственно из материальных условий существования России. Анализ исторического пути России позволит определить те моменты истории, в которые она вносила наибольший вклад в развитие христианской цивилизации. Именно эти моменты дадут воз­можность определить миссию России в будущем: «Что Россия должна сделать во имя христианского начала и во благо христианского мира».

Задание: Прочитайте тексты первоисточников, письменно ответьте на поставленные вопросы.

Эрих Фромм

Наши рекомендации