Выборы и избирательное право
Существует 2 осн. подхода на понимание знач-я выборов:1.Выборы как основа, фунд-т демократич.общ-ва. 2.Выборы не всегда м.б. эффективн. и приводить к власти.
Осн. ф-ры эффективн-ти выборов:1.Экономические (у-нь матер-ного благосост-я людей, обеспеч-е занятости насел-я, организация труда) 2.Социальн. (наличие обширн. средн. класса, эффективн. соц.пол-ка по оказанию помощи малоимущим) 3. Духовно-психол. (высш. у-нь полит. жизни, гражд.ответственность, образованность насел-я) 4.политические (развитость гражданского общества, наличие многопартийности, эффективность законодательной базы, исторические традиции)
Ф-и выборов: *осознание св. интересов разл-х соц. групп, *соревновательность интересов разл-х соц. групп, * институализация отнош-й представительства, *формирование активности населения.
Основные демократич.пр-пы избират-ного права: -всеобщность выборов, * равное избират-ное право, - тайна выборов, -свобода выборов, -непосредственное прямое голосов-е, -наличие выбора альтернативн. депутатов, -соревновательность, конкурентность выборов, -периодичн-ть и регулярн-ть выборов, -равенство возможностей политич.партий и кандидата. Исходные основы, важнейшие принципы и нормы избирательного права закрепляются в конституциях страны.
Разграничивают два аспекта: объективн. избират. право и субъективн. избират. право. Первое-это с-ма правов. норм, определяющих основы, пр-пы, этапы, порядок, процедуру и гарантии орг-и и провед-я выборов, избират-ных кампаний в стране. Второе- это гарантированное гос-вом право гражданина на участие в выборах.
Избират. право разделяется на активн. и пассивн. Активн. избират. право — это право граждан избирать, т.е. голосовать за или против той или иной из кандидатур, части из них или всех кандидатов, при выборах гос. органов (парл-та, главы гос-ва, губернатора), органов местн.самоуправл-я или при отзыве членов и руков-лей соответствующ. выборн. органов. Пассивн. избират. право — это право граждан быть избран. в органы гос. власти и органы местн. самоуправл-я. Больш-во граждан страны облад.как активн., так и пассивным избират. правом.
Абсентеизм(лат. absentis -отсутствующий)- одна из форм сознательного бойкотирования избирателями выборов, отказ от участия в них; пассивный протест населения против существующей формы правления, политического режима, проявление безразличия к осуществлению человеком своих прав и обязанностей. В широком плане под абсентеизмом можно понимать факт равнодушного отношения населения к политической жизни, обывательское представление отдельных людей о том, что от них в политике ничего не зависит», политика «не мое дело» и т.п. Абсентеизм наличествует в любом обществе: развитом и неразвитом, демократическом и тоталитарном и т. п. Его причины многообразны: неверие граждан в эффективность политических институтов; отсутствие политической культуры; борьба за ситуативное удовлетворение интересов и другие.
Избирательн. с-мы
Избирательн. с-ма – сов-ть норм, правил и приемов, определяющ. пути формиров-я выборных органов. 3типа избир. с-м: мажоритарн., пропорциональн. и смешанная.
В основе мажорит. с-мы лежит пр-п больш-ва (фр. majorite – больш-во). Избранным считается кандидат, получивш. установленное больш-во голосов избирателей. Существует 2 разнов-ти: абсолютн. и относит-ного большинства. (РБ,Фр.) В 1-м случае (Фр., РБ) избранным считается кандидат, собравш. абсолютн. больш-во голосов (50%+1 голос). Т.к. не всегда кандидату удается собрать более половины голосов в 1-м туре, то провод. 2-й. При этом избранным счит-ся кандидат, набравш. на 1 голос больше, чем его конкур-т. Эти выборы способств. формир-ю стабильн. партийн. блоков. На выборах по мажорит. с-ме относит-го больш-ва побежд. кандидат, набравш. больше голосов, чем любой из его конкур-тов (США, Канада, Великобр.). Полит. следствием ее примен-я явл-ся наличие в стране 2-х крупнейш.,постоянно черед-ся у власти полит.партий. Победивш. партии предост-ся полн.управл-е, а проигравш. -автоматически станов-я оппозицией.
Пропорц-ная с-ма предост-ет избир-лям право выбора партийн. списков и основыв-ся на пр-пе пропорц-ти м-ду полученн. голосами и завоеванн. мандатами, кот-е распредел-ся м-ду партиями в соотв-ии с числом поданных за них голосов. При этом от избират-ного округа избир-ся не 1, а неск-ко депутатов. Сущ-ет 3разнов-ти партийн. списков. Часть стран (Исп., Грец., Португ., Израиль) придержив-ся правил закрытых или жестк. списков. Избир-ли им.право выбр. всего лишь партию, проголосовав за список целиком. В ряде стран (Бельгия, Итал.) примен-ся – с-ма открыт. списков. Избир-ли голосуют за список, но в нем могут изменить места кандидатов, выразив свое предпочтение (преференцию). В некот.странах (Швейцар., Люксемб.) сущ-ет форма списка, называем. панаширование (смешивание) – избир-ль им.право голосовать за опред. число кандидатов, принадлежащ. к разн.партийн.спискам. Для опред-я рез-тов голосов-я устанавлив-ся квота, т.е.минимум голосов, необходим.для избрания одного депутата. Для этого общ.число поданных по данн.округу (стране) голосов делится на число депутатск. мест. Места м-ду партиями распредел-ся дел-ем полученн. ими голосов на квоту. Пропорцион.избир.с-ма позволяет учитыв.симпатии насел-я, стимулирует многопартийн-ть, создает благопр.усл-я для д-ти небольш.полит. партий. Вместе с тем имеются и недостатки. В усл-ях многопарт-ти затруднено формир-е стабильн. правительства. Пропорц. с-ма не дает возм-ти избир-лю оценить личн. дост-ва кандидата, поск-ку он выбир. не ч-ка, а партию. Кроме того, мелкие партии, в обмен за поддержку крупн. партий требуют постов, привилегий, не соответствующ. их реальн. месту в полит. с-ме. Это создает усл-я для коррупции, перерождения партий и т.д.
С-ма, кот-я призвана соед. дост-ва и по возм-ти исключить недостатки мажорит. и пропорцион. избир. с-м, назыв-ся смешанной (Герм., Рос.). Избир-ль им- право на 2 голоса: 1 – за кандидата по мажоритарной системе, а 2 – за партийный список.
Осн. этапы избир. с-мы: *опред-е даты выборов, *выдвиж-е кандидатуры и формир-е его команды, *сбор подписей в поддержку кандидата, *регистр-я кандидата, *составл-е соц.-психол. и полит.матрицы избират-го круга, *разраб-ка предвыборн. программы , знак-во с избир-лями, *составл-е плана агитационно-пропогадирующего меропр-я, *мониторинг избират. компании, *формир-е денежн. фонда, *обеспеч-е к-ля в цели голосов-я и сбор инф-и о его ходе, *провед-е заключит-го соц.-полит. исследов-я.
Избират. с-ма РБ
Избират. с-ма – совок-ть норм, правил и приемов, определяющ. пути формир-я выборн. органов.
В РБ действует мажоритарн. избират. с-ма абсолютн. больш-ва при избрании депутатов парл-та и През-та. Выборы в местн. Советы – по мажорит. с-ме относит-го больш-ва.
Депутаты нижн. палаты Нац. собр-я и депутаты местн. Советов опред-ся по округам. Всего в Бел. 110 избирательных округов – столько же, сколько мест в Палате предст-лей. В законод-ве определено, что выборы признаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее 25 % избир-лей, внесенных в списки для голосов-я. Победителем счит-ся тот кандидат, кот-й набрал 25% + 1 голос избир-лей, пришедших на выборы. Если этого не удалось достичь ни одному из кандидатов, назнач-ся 2й тур. Здесь избир-лю предстоит сделать св. выбор из двух кандидатов, набравш. в перв. туре наибольш. число голосов. Победителем счит-ся тот из них, кот-й набирает 25% + 1 голос, пришедш. на выборы граждан.
По мажорит. с-ме избир-ся и През-т страны. Однако в этом случае действуют неск-ко иные нормы. Так, выборы признаются состоявшимися, если в них приняло участие более 50% граждан, включенн. в списки. При этом побед-лем явл-ся тот, за кого проголосовало более половины избир-лей, принявших участие в голосов-и. Если ни один кандидат не набирает нужного числа голосов, то в двухнедельный срок проводится второй тур голосования по двум кандидатам, набравшим наибольшее количество голосов. Для того, чтобы победить - достаточно набрать относительное большинство.
В Конституции Республики Беларусь продекларировано, что выборы в нашей стране являются всеобщими, свободными, равными, прямыми и тайными. Активное избирательное право предоставляется гражданам с 18 лет. В Палату представителей можно быть избранным по достижении 21 года, в Совет Республики – 30 лет, на пост Президента страны – 35 лет. Лишены избирательного права лица, не имеющие гражданства, а также люди, признанные судом недееспособными или содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы.
Избиратели имеют равное число голосов и избирают депутатов непосредственно сами, не прибегая к чьему-либо посредничеству. При этом каждый избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах и за кого отдать свой голос. Его свобода гарантируется ст. 65 Конституции Республики Беларусь.
30. Избират. кампания и её осн.стадии.
Избирательн. с-ма – сов-ть норм, правил и приемов, определяющ. пути формиров-я выборных органов.
Осн. этапы избир. с-мы: *опред-е даты выборов, *выдвиж-е кандидатуры и формир-е его команды, *сбор подписей в поддержку кандидата, *регистр-я кандидата, *составл-е соц.-психол. и полит.матрицы избират-го круга, *разраб-ка предвыборн. программы , знак-во с избир-лями, *составл-е плана агитационно-пропогадирующего меропр-я, *мониторинг избират. компании, *формир-е денежн. фонда, *обеспеч-е к-ля в цели голосов-я и сбор инф-и о его ходе, *провед-е заключит-го соц.-полит. исследов-я.
Порядок выдвижения кандидатов: Во мн. странах граждане, прежде чем стать кандидатами, должны подумать об определенной сумме денег, которую они обязаны внести в кач-ве избират-го залога. Напр., в Великобр. кандидат в парл-т д-н внести залог в сумме 150 фунтов стерлингов. Партия, выставивш. св. кандидатов во всех округах, вносит 100 тысяч фунтов стерлингов. Залог не возвращ-ся кандидату, набравшему менее 1/8 голосов избир-лей. Законодательством РБ избирательный залог не предусмотрен.
Регулируется и процедура выдвижения кандидатов на выборные должности. Используются несколько способов такого выдвижения. 1. Кандидатов выдвигают партии, общественные организации путем подачи петиций. В Беларуси кандидаты выдвигаются политическими партиями, трудовым коллективам, а также гражданам путем сбора подписей. 2. Сам кандидат подает заявл-е, которое в ряде стран должно быть подписано избирателями. В Беларуси гражданин сам себя выдвинуть не может. 3. Выдвижение кандидатов осуществляется в том же порядке, что и избрание депутатов.
Тип голосования.Избирательное право определяет тип голосования в ходе выборов. Сам термин "голосование" пришел к нам из античной Спарты, где высш. орган гос. власти формировался на общем собрании граждан общими выкриками. Избранным становился тот, за кого громче всех кричали собравшиеся. Из античных Афин дошло до нас слово "урна". Именно в урну древние афиняне опускали свои черные или белые камни во время голосования. Черный камень обозначал голосование против. В наше время в больш-ве стран пользуются бумажн. бюллетенями или электронн. голосов-ем, хотя есть примеры нетрадиц. форм вотирования.
Концепции роли депутата.В практическом осуществлении разл-х избират. с-м огромн. роль играет полит. ку-ра насел-я и самого депутатск. корпуса. Важн. знач-е имеет также сложившееся предст-е о роли депутата, его ф-ях. В кач-ве наиб. распространенных концепций, взглядов на роль депутата можно назвать следующие: -депутат представляет в парламенте свою партию, защищает и разъясняет ее политическую программу; -депутат представляет, прежде всего, тех избирателей, которые голосовали за него и его программу; -депутат представляет в парламенте всех избирателей своего округа, в том числе и тех, кто голосовал против или воздержался. Он защищает общие социальные, экономические и политические интересы округа; -депутат на всех уровнях выражает и защищает интересы нации, страны в целом, каждой социальной группы.
31. Полит. ку-ра, её сущн-ть, стр-ра и ф-и
Полит. ку-ру м. определить как сов-ть типичн. для конкр.страны (группы стран) форм и образцов повед-я людей в публичн. сфере, воплощающ. их ценностн. предст-я о смысле и целях р-я мира пол-и и закрепляющ. устоявшиеся в социуме нормы и традиции взаимоотнош-я гос-ва и общ-ва. Полит. ку-ра предст-ет собой органичн. часть полит. жизни общ-ва. Важность изучения этого феномена обусловл. знач-ем самой пол-ки, кот-я явл-ся необх-тью современн. ч-ка, играет роль указ-ля и огранич-ля его многообразн. д-й во всех сферах жизни. У-нь полит. ку-ры во многом опред-ет у-нь общей ку-ры как отдельн. л-ти, так и общ-ва в целом.
Структурно полит. ку-ра предполагает ряд у-ней. На мировоззренч. у-не ч-к встраивает предст-я о пол-ке в св. индивид. картину мировосприятия. На гражд. уровне ч-к оценив. собственн. возм-ти защищать свои права и интересы, вырабатывает качественно новый у-нь поним-я св. полит. статуса. На полит. у-не ч-к вырабатывает отнош-е к конкретным формам политического режима правления, формулирует мировоззренческие принципы.
Составн. эл-ты полит. ку-ры: познавательн. (полит. знания, полит. образованность, полит. сознание, способы полит. мышл-я); нравственно-оценочн. (полит. чувства, традиции, ценности, идеалы); поведенческ. (политические установки, типы, формы, стили, образцы общественно- полит. д-ти, полит. повед-е); ценностн. отнош-я (общекульт. ориентации, отнош-е к власти и полит. явл-ям и пр-ссам).
Ч-з ф-и полит. ку-ры м. отследить, как она влияет на общ-во, граждан и на власть. Познавательн. ф-я: вооружает людей знаниями о пол-ке (полит. и правовых нормах, законод-ве, полит. пр-пах, способах полит. управл-я общ-вом, стр-ре и ф-ях полит. с-мы и т.д.). Воспит. ф.я: формирует полит. созн-е и умение осмысливать полит.знания; прививает навыки практическ.участия в полит. жизни; формирует навыки грамотн. полит. анализа; вырабатывает спос-ти объективн. анализа полит. деятелей, партий и т.п. Регулятивн. ф-я: обеспечивает гражданам спос-ть компетентн. участия в полит. ассоциациях и процессах. Коммуникативн. ф-я: обеспечивает преемств-ть прошлых, нынешних и грядущих поколений граждан с полит. традициями и ист-ей, стереотипами полит. мышл-я, опытом и идеями др. стран и народов. Нормативно-ценностн. ф-я: закрепляет необх-мые явл-я, установки, мотивы, оценки, цели, ценность к-рых подтверждена действующим законод-вом; трансформирует эти новообразования в ориентиры практическ. повед-я, общественн. мнения и морали. Интегративн. ф-я: полит. ку-ра – устойчив. основа для объединения народа страны на патриотическ. основе, для эффективн. интеграции во всех сферах общественн. жизни, укрепления полит. с-мы и полит. режима страны. Защитн.(охранная) ф-я сохраняет полит. традиции и ценности, общественный строй, стабильность полит. с-мы. Прогностическ. ф-я: способствует опред-ю возможн. путей р-я общ-ва и полит.с-мы, помогает прогнозировать будущее.
Ученые выдел. 3 классич. типа полит.ку-ры: патриарх., подданическ. и активистск. Патриархальн. тип: у граждан нет интереса к пол-ке, их интересуют только местн. проблемы, низк. у-нь активн-ти и участия в общественн. жизни, нет полит. идентификации граждан. Подданическ. тип: граждане имеют лишь общие предст-я о пол-ке, но не стремятся участвовать в ней; воспринимают гос-во, власть и пол-ку как вышестоящую данность по отнош-ю к их частн. жизни; склонны ожидать от власти наказания за непокорность или поощр-я за подчинение и дисц-ну. Активистск. тип: граждане грамотны и сознат-ны, интересуются пол-кой и активно участвуют в полит. жизни, способны воздействов. на власть с целью удовлетв-я собственн. интересов.