Основные функции парламента.
Законодательная власть.
Парламент - высший представительный, законодательный орган государства. Парламент под разными названиями существует почти во всех странах мира. Парламент бывает однопалатным и двухпалатным.Нижняя палата ответственна за решение всех повседневных вопросов внутренней и внешней политики. Она обычно обладает менее продолжительным сроком полномочий, нежели верхняя. Во многих государствах верхняя палата выступает своеобразным экспертом работы нижней палаты, рассматривая принятые законопроекты с точки зрения их соответствия конституции.
Однопалатные парламенты и нижние палаты (двухпалатных парламентов) всегда формируются путем выборов. В РБ избрание депутатов Палаты представителей (110 чел) осуществляется на основе всеобщего, свободного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Верхние палаты образуются:1) по принципу наследования; 2) по принципу назначения главой государства; 3) по принципу избрания. В Беларуси верхняя палата (Совет Республики) формируется по принципу территориального представительства (по 8 человек от каждой области и Минска и 8 человек назначает президент).
Отметим, что заседания палат в полном составе проводятся весьма редко, поэтому для принятия правомочных решений определяется кворум (лат. присутствие достаточно). Например, белорусский парламент принимает законы при наличии не менее 2/3 депутатов.
Законотворческая работа требует от членов парламента высокого уровня образованности. Для большей эффективности и упорядоченности законотворческой деятельности парламент структурирован. Основным элементом в каждой из палат являются комиссии, или комитеты, разрабатывающие основы законопроектов. Важную роль в работе парламента играют фракции
Они объединяют в своем составе депутатов, избранных от определенной партии. Она участвует в формировании органов палаты (в частности, постоянных комиссий). С политическими фракциями спикер консультируется по вопросам деятельности палаты. Фракция имеет право на представительство в руководящих и вспомогательных органах парламента, участие ее представителей в дебатах, в определении повестки дня. Представитель фракции излагает позицию всей своей группы, что способствует сокращению времени прений.
Обсуждение законопроектов предполагает конфликтные ситуации. Внести упорядоченность политических сил призван председатель парламента. Обычно он избирается на весь срок полномочий палаты и, кроме функции председательствующего, следит за расходованием финансовых средств палаты, за работой ее административного аппарата. В число руководителей представительного органа входят спикер, председатели комиссий и комитетов, лидеры партийных фракций.
Члены обеих палат имеют парламентские привилегии: 1) иммунитет, т.е. парламентская неприкосновенность, означающая, что депутат не может быть привлечен к ответственности и вызван в суд в качестве свидетеля без принятия соответствующего решения парламентом; 2) индемнитет, т.е. депутат не несет ответственности за выступления в парламенте и те меры, которые он поддерживал голосованием.
Основные функции парламента.
1) законотворческая(выделяют стадии: обсуждение, принятие поправок, согласование интересов группировок и партийных фракций, подписание законопроекта; в большинстве стран вначале законопроект рассматривается нижней палатой, верхняя же палата его одобряет, изменяет либо отклоняет).
2) представительская(избранные в парламент депутаты должны представлять и защищать интересы своих избирателей)
3) функция обратной связи (осуществляется посредством контактов депутатов с избирателями) 4) формирование бюджета ("право кошелька",т.е. во многих государствах парламент буквально расписывает по деталям статьи расходов бюджетных средств).
В деятельности парламента следует выделить и внешнеполитические функции. К ним относятся:
1) утверждение военной доктрины и основных направлений внешнеполитической деятельности государства; 2) ратификация и денонсация международных договоров; 3) объявление войны, заключение мира и др.
Исполнительная власть.
Правительство (Совет или Кабинет Министров) представляет собой высший государственный коллегиальный орган исполнительной власти, осуществляющий основные политические решения, принятые парламентом. В его состав входят главы министерств и центральных ведомств. Статус и роль правительства в полит. жизни определяются формой правления и политическим режимом. Правительство формируется на партийной основе, в парламентских республиках — парламентом из той партии, которая победила на выборах в парламент, в президентских – президентом из той партии, которая победила на выборах президента. В Беларуси правительство формируется Президентом не на партийной основе.
Полномочия правительства в юридических актах, как правило, не формулируются. Соответствующие министерства и ведомства руководят экономикой, культурой, образованием, здравоохранением, энергетикой, обороной, иностранными делами и т.д. К числу важнейших полномочий правительства можно отнести следующие: формирование государственного аппарата и руководство его деятельностью; исполнение законов; составление и исполнение бюджета; руководство отдельными отраслями хозяйства; участие в законодательной деятельности; принятие нормативных актов; ведение международных переговоров и заключение соглашений.
Деятельность правительства строится по принципу иерархии: председатель (премьер-министр), министр, начальник (председатель) департамента, управления, комитета, отдела и т.д.
Чиновников гос. аппарата очень часто называют бюрократией. Осмысление проблемы бюрократии можно найти в трудах Сен-Симона, М. Вебера; занимались ею также К.Маркс, В.И.Ленин и др. Существование бюрократии — неизбежность в функционировании политических институтов и нормальной жизнедеятельности общества. Чрезвычайно важным для государственного управления является улучшение качественного состава чиновничества: его профессионализм, нравственный уровень, компетентность. Во многих странах с целью улучшения отбора чиновников приняты законы о государственной службе (аналогичный действует в Беларуси с 1993г.). Такого рода документ определяет процедуру назначения и отбора чиновников на государственные должности, оговаривает права и обязанности государственных служащих.
Так, практически во всех странах назначение чиновников является прерогативой главы государства или главы правительства. В реальной жизни эти полномочия передаются министрам, которые в свою очередь переадресуют их своим подчиненным. Вопрос о пригодности кандидатов на государственные должности часто решает конкурсная комиссия. В Беларуси ряд должностей замещается на основе открытого или закрытого конкурса.
В соответствии с занимаемой должностью чиновников подразделяют на классы и разряды. Независимо от количества разрядов можно выделить три основных слоя государственных служащих: чиновники низшего звена (выполняют техническую работу, их ряды пополняются в основном за счет трудящихся); среднее звено (рекрутируется, как правило, из зажиточной части населения и выполняемая ими работа требует высокого уровня образования и культуры); высшие чиновники (возглавляют различные службы министерств и осуществляют общее руководство текущей работой подчиненных ведомств).
Итак, бюрократия — это неизбежный способ организации управления. Однако с ее возникновением появилась и проблема бюрократизма. Внешние признаки бюрократизма - канцелярщина, пренебрежение к существу дела ради соблюдения формальностей. Внутреннее же содержание состоит в чрезмерном разрастании и безответственности исполнительной власти, ее отчуждении от граждан и бесконтрольности, в деформированности сознания чиновничества.
Истоки этого явления следует искать в особом положении административно-управленческого аппарата в системе органов власти. Отделение от общества превращает его в самостоятельную силу с собственными интересами и большими возможностями для их удовлетворения. Большие возможности для злоупотреблений открываются в периоды экономических и политических кризисов. Субъективным фактором, способствующим бюрократизму, является невысокий уровень общей, политической и правовой культуры граждан.
Судебная власть.
Судебная властьосуществляется всей системой судов в совокупности. Суд – орган, применяющий гос. санкции. Деятельность суда – правосудие. Функции:
1)наказанияза нарушение гос. предписаний
2)рассмотрение споров и конфликтов между государством и гражданином
3)разрешение конфликтов между гос. структурами.
Принципы судоустройства:
1)независимость суда
2)коллегиальность при рассмотрении дел
3)профессионализм судей
4)право на обжалование решений
5)гласность
Полномочия суда: общая и специальная юрисдикция.Общая – сфера уголовного и гражданского права, рассмотрение уголовных дел и гражданских споров. Специальная – административная и конституционная.
Кассация – суд второй инстанции рассматривает материалы дела и проверяет их. если есть недостатки – отменяется решение нижестоящего суда и отправляется на повторное рассмотрение.(СССР)
Апелляция – суд заново рассматривает дело с привлечением сторон и свидетелей. ( страны Запада)
Классификация общих судов:
1)англосаксонская модель –применение общего права; выработка процессуальных норм судом; апелляционная форма пересмотра дел; судья – нейтральны субъект.
2)континентальная модель –германская судебная система; высокоразвитая законодательная база; не признаёт судебного прецедента; как апелляция, так и кассация; активная роль судьи в процессе.
Специальные суды
1) административные – жалобы на решения гос. органов. участвуют истец (заявитель) и ответчик (представитель).
2) суды по трудовым спорам– споры между работниками и работодателями.
3) финансовые– оспариваются решения налоговой инспекции, претензии по неуплате налогов, претензии таможенных органов
4) по делам соц. обеспечения– проблемы и споры ,связанные с соц. обеспечением лиц.
5) патентные– споры между изобретателями и гос. органами, кот. должны регистрировать патенты.
6) военные– преступления, совершённые военнослужащими.
7) дисциплинарные– меры воздействия к гос. служащим, чиновникам, судьям.
8) таможенные суды– споры между лицами и таможней.
Негосударственные суды:
1) третейские суды – при торговых палатах; претензии коммерч. организаций к друг другу
2) религиозные – церковные суды; споры между прихожанами
3) мировые суды – судья даже не юрист, а уважаемый человек;