Социальное назначение и политическая роль парламента, компетенция парламента, парламентский контроль.

Полномочия парламента устанавливаются конституцией страны.

Парламент обладает:

1) законодательными полномочиями (т. е. полномочиями по принятию законов, внесению в них изменений и отмене, поскольку он – единственный законодательный орган страны);

2) полномочиями в финансовой сфере (осуществляет утверждение бюджета, контроль за его исполнением, дает разрешение на непредвиденные расходы и т. д.), что позволяет ему контролировать деятельность исполнительной власти;

3) полномочиями по ратификации международных договоров;

4) полномочиями по назначению референдумов;

5) полномочиями по формированию других органов и назначению (выборов должностных лиц);

6) полномочиями в области обороны и безопасности (производит объявление войны, заключение мира, введение и отмену режима чрезвычайного положения и др.);

7) судебными полномочиями (по процедуре импичмента).

Главная задача парламента – принятие законов.

Парламент избирает, назначает, образует высшие органы государства, формируя их целиком или в части (другую часть может назначать президент). В некоторых странах парламент избирает президента (Израиль, Ливан, Турция и др.); парламент (Италия) или одна из его палат (Бундестаг в Германии) является составной частью коллегии, избирающей президента. В странах тоталитарного социализма парламент избирает постоянно действующий орган, который между сессиями выполняет многие полно-

Хмочия парламента (Государственный совет на Кубе, Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей), избирает (Германия, Япония) или назначает премьер-министра (в двухпалатном парламенте это делает нижняя палата). Во многих странах парламент образует весь состав правительства: путем голосования по программе правительства выражает ему доверие, после чего правительство назначается актом главы государства. Парламент (иногда одна из палат) формирует конституционный суд (или назначает часть его членов), верховный суд (или назначает его председателя), назначает генерального прокурора, генерального контролера, некоторых других высших должностных лиц.

Полномочия по образованию высших органов и назначению высших должностных лиц разные палаты обычно осуществляют раздельно: у каждой из них своя компетенция.

В области внешней политики парламент ратифицирует (утверждает) международные договоры или дает согласие президенту на их ратификацию, решает вопрос об использовании вооруженных сил за пределами страны. Он обладает некоторыми квазисудебными полномочиями: решает вопросы об импичменте (отрешении от должности) президента и некоторых иных должностных лиц (в США – федеральных судей), выносит решения о предании суду министров и других высших должностных лиц (во Франции, Польше).

В большинстве стран только он вправе устанавливать материальные обременения государства (в частности, принимать решения о государственных займах, о займах у иностранных государств международных организаций), устанавливать налоги, принимать государственный бюджет в виде единого закона о доходах и расходах государства сроком на один год (во Франции) или в виде совокупности бюджетных (финансовых) законов (в Японии).

Парламентский контроль — контроль парламента как органа законодательной власти за деятельностью исполнительной власти, прежде всего, правительства.

Контрольные функции парламента, по мнению ряда исследователей, могут проявляться уже непосредственно в его законотворческой деятельности: депутаты и комитеты в ходе разработки и принятия законов обсуждают сложившееся положение, существующие проблемы и дают оценку работе ответственных органов государственной власти[1]. Однако в целях осуществления парламентского контроля законодательный орган, как правило, наделяется рядом особых полномочий и использует специальные процедуры. Обязанность отчитываться перед парламентом также может быть конституционно закреплена за правительством и иными государственными учреждениями.

Формы и методы парламентского контроля также различаются в зависимости от формы правления, государственного устройства. Наибольшее значение имеет в парламентских и полупрезидентских республиках. В президентских республиках его значение существенно меньше.

К основным способам парламентского контроля относятся письменные и устные вопросы правительству, для которых предусмотрена специальная процедура на заседании парламента (в России носит название «правительственный час») и особая форма документа: парламентский запрос, направляемый в соответствующий орган всей палатой, или депутатский запрос отдельного её члена; интерпелляция, постановка вопроса о доверии, парламентское расследование, резолюция порицания.

В государствах, где право на парламентский контроль закреплено за законодательным органом, закон также устанавливает и обязанности подлежащего данному контролю круга лиц и учреждений по отношению к парламенту в рамках осуществления им контрольных функций. Сюда может входить обязанность отвечать в установленный срок на парламентские и депутатские запросы, являться на заседание палаты для ответа на вопросы её членов, обязанность предоставлять все запрашиваемые парламентом документы и материалы, обязанность уйти в отставку в случае выражения недоверия.

Парламентский контроль носит, как правило, политический характер. В этой связи в ряде государств существуют ограничения для членов правительства на критику действий кабинета и на конкретные шаги, направленные против него. Так, например, концепция коллективной ответственности правительства в Великобритании предполагает, что член правительства не только не имеет права публично выступать против решений кабинета министров, но также голосовать против них в палате общин.

Реже парламентский контроль имеет административную природу и осуществляется через специальные органы: счётную палату, счётный суд и другие. Как правило, это касается финансового и финансово-экономического контроля.

18. Законодательный процесс: понятие, стадии

Парламент осуществляет свою деятельность в различных формах:на раздельных и совместных заседаниях палат, путем работы постоянных комиссий, деятельности депутатов в избирательных округах, через органы, состоящие при парламенте, и т. д.

Сессия – промежуток времени, в течение которого периодически созываются пленарные заседания палат, работают постоянные комиссии.

Очередные сессиисозываются главой государства либо один раз в год, либо два раза в год. Лишь в отдельных странах ранее конституции предусматривали три сессии в год (Болгария).

Внеочередная сессияможет быть созвана президентом по требованию части депутатов (в одних странах – 1/3 депутатов, в других – 1/2, в отдельных развивающихся странах – 2/3), по требованию правительства во Франции. На внеочередной сессии могут обсуждаться только те вопросы, для которых она созвана. Повестку дня должны указать инициаторы созыва.

Для работы парламента и принятия им решений необходим кворум.Это понятие имеет два значения: кворум для заседаний (обсуждения) и кворум для голосования. Для пленарного заседания палат в большинстве стран необходимо определенное количество присутствующих депутатов (50 % плюс один депутат в Италии, на Украине), но иногда кворум для заседания гораздо меньше: в Индии – 1/10 часть членов парламента в нижней палате, в Японии – 1/3, в Великобритании – 40 членов палаты общин (из 659) и 3 пэра Палаты лордов (из более 1200).

Заседания парламента (палат) бывают открытыми (может присутствовать публика, но в специально отведенных для этого местах (обычно не в зале заседания, а наверху, на галерее)) и закрытыми.

Стадии законодательного процесса:

1) внесение законопроекта.Правом законодательной инициативы обладают глава государства (не всегда), палаты парламента, их постоянные комиссии (редко), правительство, группы депутатов определенной численности (в некоторых странах – несколько десятков человек), отдельные депутаты (в Египте и Польше – один депутат), некоторые органы государства, но только по предметам их ведения;

2) обсуждение законопроекта.Обычно бывают три чтения, но иногда при принятии срочных законопроектов их число сокращается. При принятии срочных, не вызывающих разногласий, особо важных законов комитетская стадия, особенно в странах англосаксонского права, может быть заменена заседанием комитета всей палаты, т. е. пленарным заседанием, но проходящим по иной процедуре. В Болгарии, Польше, Швеции применяются два чтения. В первом чтении обсуждаются принципиальные положения проекта. Второе чтение происходит с докладом автора проекта и содокладом постоянной комиссии. В третьем чтении обсуждается и голосуется проект в целом. В этой стадии возможны только редакционные поправки;

3) принятие законаосуществляется путем голосования на пленарном заседании и требует определенного большинства;

4) промульгация и издание закона – удостоверение того факта, что закон принят по должной процедуре, подписание закона, санкционирование закона, распоряжение о его опубликовании и исполнении.

19. Глава государства: понятие, виды, компетенция. Президент и монарх

Глава государства – единоличный высший государственный орган, представляющий данное государство на международной арене.

Его место в системе органов власти определяется формой правления:

1) в президентской республике он взаимодействует с парламентом и судебной властью как представитель исполнительной власти;

2) в смешанной республике нередко стоит над всеми властями;

3) в парламентарной республике его роль вторична по сравнению с ролью главы правительства;

4) в абсолютной монархии монарх объединяет в своих руках все важнейшие полномочия;

5) в дуалистической монархии он делит власть с парламентом, но при этом обладает возможностью парализовать деятельность последнего;

6) в парламентарной монархии монарх исполняет в основном представительские функции;

7) в республике советского типа играет важную политическую роль, когда этот пост занимает руководитель коммунистической партии (например, в КНР).

Монарх – глава государства в странах с монархической формой правления, лицо, замещающее пост главы государства в порядке престолонаследия.

В конституции могут содержаться различного рода запреты в отношении монарха (запрет быть главой другого государства, покидать страну без разрешения парламента и др.).

Правовой статус монарха зависит от формы правления.

Президент – глава государства в странах с республиканской формой правления. Обычно пост главы государства в республиках замещается путем выборов, исключение составляют только некоторые африканские государства.

Объем полномочий президента зависит от формы правления в его стране.

Глава государства наделен полномочиями:

1) по верховному представительству (участие в торжественных государственных церемониях в качестве главного действующего лица, выступление с обращениями к нации, совершение действий от имени страны), к этой же группе примыкает его право оказывать покровительство учреждениям культуры;

2) в сфере внешней политики;

3) связанными с деятельностью парламента (осуществляет назначение парламентских выборов, созыв и роспуск парламента, участие в законодательном процессе благодаря праву законодательной инициативы, праву вето, промульгации законов);

4) в сфере государственного управления;

5) в области обороны и безопасности (он является Главнокомандующим вооруженными силами, председателем Совета обороны по должности, объявляет чрезвычайное, военное положение);

6) связанными с судебной властью (участие в деятельности высших органов судейского сообщества, назначение на высшие судебные должности);

7) в сфере личного статуса граждан и иностранцев (осуществляет награждение орденами и медалями, решение вопросов гражданства, помилование). В монархиях глава государства наделен еще некоторыми традиционно принадлежащими ему в данной стране полномочиями (королева Великобритании является главой англиканской церкви, король Норвегии решает вопрос о богослужениях, Великий Герцог Люксембурга «имеет право чеканить монету» и т. д.).

20. Правительство: социальное назначение, виды, компетенция

Правительство – верховный коллегиальный орган исполнительной власти.

В президентской республике – это совокупность советников при президенте.

В парламентарных и смешанных формах правления правительство – коллегиальный орган власти, ответственный перед парламентом.

Место правительства в системе органов властиопределяется взаимоотношениями:

1) с парламентом (в парламентарных республиках и монархиях, а также в смешанных республиках правительство формируется при участии парламента и ответственно перед ним, в президентских республиках правительство не несет ответственности перед парламентом);

2) с главой государства (в парламентарных республиках и монархиях, а также в смешанных республиках глава государства реализует свои полномочия с помощью (через) правительство; в президентских республиках правительство подотчетно и подконтрольно президенту);

3) с органом конституционного контроля (т. е. в каком объеме акты правительства подлежат этому контролю);

4) с политическими партиями (правительство в парламентарных республиках и монархиях зависит от взаимоотношений с представленными в парламенте, т. е. общенациональными, партиями). Существует два способа формирования правительства:

1) парламентский (в парламентарных монархиях и республиках);

2) внепарламентский (в президентских и смешанных республиках, дуалистических монархиях).

При парламентском способе формирования правительства обычно назначается глава правительства – лидер партии большинства – и по его совету остальные члены правительства. Процедура формирования предполагает согласование позиций различных партий по кандидатурам.

В президентских республиках, абсолютных и дуалистических монархиях правительство формируется главой государства, без участия парламента, т. е. внепарламентским путем.

В смешанных республиках используется как парламентский, так и внепарламентский способ формирования правительства, кроме того, формирование правительства внепарламентским путем может предусматривать различные формы участия парламента; в этом случае правительство иногда занимает более сильные позиции по отношению к парламенту, чем при формировании парламентским путем.

В западной литературе выделяют две основные модели правительства:

1) континентальную (большинство стран), когда в конституции такой орган назван, определен его состав и он реально осуществляет исполнительную власть;

2) англосаксонскую (Австралия, Великобритания, Канада), при которой реально осуществляющий функции исполнительной власти орган – кабинет министров – не имеет статутного оформления, а признаваемый доктриной и нормативными актами в качестве исполнительного органа тайный совет не имеет реальной власти.

Различия по составу правительстваследующие:

1) в состав правительства входят все министры и некоторые главы общенациональных ведомств (Румыния, Хорватия);

2) в состав правительства входит только его глава, его заместители (если таковые устанавливаются конституцией) и министры (Словакия, Турция, Украина).

На конституционном уровне о полномочиях правительства обычно содержатся довольно лаконичные предписания. В некоторых странах по конституции исполнительная власть передана главе государства, хотя фактически ее реализует правительство (конституционные монархии – Дания, Нидерланды).

К основным полномочиям правительства относятся следующие:

1) исполнение законов, т. е. собственно реализация функции исполнительной ветви власти;

2) управление государственным аппаратом;

3) взаимодействие с парламентом в законодательной области (реализация права законодательной инициативы);

4) нормоустановительная деятельность (принятие нормативных актов во исполнение законов, по уполномочию парламента и актов делегированного законодательства, т. е. актов по вопросам компетенции парламента), а также отмена или приостановление актов нижестоящих органов исполнительной власти;

5) составление и исполнение бюджета;

6) осуществление внешней политики государства. В конституциях конкретных стран этот перечень может быть уже или шире. В парламентарных республиках и монархиях правительство осуществляет полномочия, принадлежащие по конституции главе государства, хотя иногда определяются и некоторые особые полномочия правительства – обычно по частным вопросам. В тех президентских республиках, где правительства как коллегиального органа нет, его полномочия осуществляет глава государства, а министры, составляющие его кабинет, действуют по указанию главы государства, помогая ему осуществлять свои полномочия (Бразилия, США и др.).

Наиболее подробно компетенция правительства регламентируется конституциями в странах тоталитарного социализма (руководство народным хозяйством и социально-культурным строительством, охрана общественного порядка и прав граждан, общее руководство внешними отношениями, разработка и осуществление планов экономического и социального развития страны, государственного бюджета и др.).

Лишь в единичных конституциях содержатся указания на вопросы, которые правительство должно решать коллегиально (например, в Конституции Словакии, вступившей в силу в 1993 г.). Это наиболее важные вопросы в компетенции правительства.

На практике вопросы, входящие в компетенцию правительств, часто решают его президиум (бюро), межведомственные комитеты правительств, премьер-министр.

Правительство издает подзаконные акты – нормативные и ненормативные (указы, ордонансы, декреты, распоряжения и др.).

В полупрезидентских республиках, в парламентарных монархиях и республиках правительства (в ряде стран – только министры, а не коллегия правительства) могут издавать нормативные акты либо от своего имени, либо только как акты, оформляемые по указанию правительства в виде декретов-законов президента, приказов монарха в совете. В президентских республиках, даже если в них имеется совет министров, нормативные акты правительства издаются как акты главы государства (в среднем в Испании 8 декретов-законов в год, в Италии – более 10). Они подлежат утверждению парламентом.

Наши рекомендации