Понятие и функции Парламента Республики Молдова

Парламентявляется представительным государственным органом, основная функция которого в системе разделения властей состоит в осуществлении законодательной власти.

Слово «парламент» происходит от французского parler - «говорить, излагать свое мнение». Историческое происхождение этого института и восходит к древней практике собирать членов сообщества для принятия решений. Впоследствии прибегли к институту парламента, объединяющему ограниченное число лиц, избранных сообществом. Практический смысл существования парламента состоит в избрании достойных доверия и компетентных лиц, которые принимают решения вместо народа и от его имени.

Парламентское правоявляется институтом конституционного права, поскольку содержит правовые нормы, регулирующие отдельную категорию основных общественных отношений, касающихся создания и функционирования парламента. Понятие парламентского права возникло в начале XIX века. Для полномерного определения парламентского права, необходимо учитывать следующие аспекты:

· парламентские право является институтом конституционного права, содержащим отдельный комплекс конституционных норм;

· правовые нормы, составляющие институт парламентского права, имеют специфический предмет регулирования .

Их предметом регулированияявляется вступление в исполнение парламентского мандата и истечение сроков этих полномочий, содержание и условия исполнения парламентского мандата, парламентская деятельность по выполнению определенных действий и принятию определенных актов.

Парламентское правоявляется институтом конституционного права, регулирующим порядок вступления в исполнение парламентского мандата и истечения его сроков, содержание и условия исполнения парламентского мандата, парламентскую деятельность по выполнению определенных действий или принятию актов.

29. Избирательные списки, выдвижения и регистрация кандидатов, избирательная компания.

Избирательный список - список всех граждан с правом голова, проживающих на территории избирательного участка. Составление избирательных списков является обязательным условием процесса организации избирательной кампании. Эта процедура создает необходимые условия для того, чтобы избиратели реализовали свое избирательное право, и предполагает включение граждан в избирательные списки, согласно которым они будут допущены к голосованию. В зависимости от того, кому принадлежит обязательство регистрации избирателей, эта обязанность может быть общественной (обязательной) или личной (добровольной). Процедура составления избирательных списков для выборов, организованных в РМ, регулируется нормативными положениями Главы 5 Кодекса о выборах.

Избирательные списки составляются примэриями в 2 экземплярах для каждого избирательного участка. После составления, списки сверяются по месту проживания избирателей, подписываются примаром и доводятся до сведения общественности не менее чем за 10 дней до выборов.

Избирательные списки содержат: фамилию, имя избирателя, год рождения, адрес, данные удостоверения личности. Порядок записи устанавливается примэриями.

Списки избирателей-военнослужащих, находящихся в воинских частях, а также членов их семей и других избирателей, проживающих на территории воинских частей, составляются на основании данных, представленных начальниками соответствующих воинских частей.

Списки избирателей по избирательным участкам, образованным в санаториях и домах отдыха, больницах и других стационарных лечебных учреждениях, составляются на основании данных, представленных руководителями указанных учреждений.

Списки избирателей но избирательным участкам, образованным за пределами РМ, составляются на основании данных собранных руководителями дипломатических представительств консульств, действующих на территории соответствующих государств.

Избиратель может быть включен только в один список избирателей и только по одному избирательному участку на основании документа подтверждающего его проживание на территории соответствующе избирательного участка. За 10 дней до дня выборов списки избирателей вывешиваются помещениях избирательных участков. Один экземпляр списков хранит в примэрии.

При проведении парламентских выборов выдвижение кандидатов начинается за 60 дней до дня выборов и завершается за 30 дней до дня выборов. При проведении местных выборов выдвижение кандидатов начинается после образования избирательных округов и окружных избирательных советов.

Правом выдвигать кандидатов на выборах при условии соответствия всем требованиям, установленным настоящим кодексом, обладают:

партии и другие общественно-политические организации, зарегистрированные в установленном порядке до назначения выборов, в соответствии с их уставами (положениями) и действующим законодательством

избирательные блоки, образованные на основании решений, принятых в соответствии с уставами (положениями) вошедших в них партий и других общественно-политических организаций, зарегистрированные ЦИК в случае парламентских и всеобщих местных выборов или окружными избирательными советами в случае новых выборов. Выдвижение кандидатов осуществляется в течение 15 дней со дня образования избирательного блока, а если избирательный блок образован до начала избирательного периода, – в течение 15 дней после начала избирательного периода;

граждане РМ, выдвигающие свои кандидатуры на выборах..

Заявления о согласии баллотироваться представляются: кандидатами на выборах Парламента – ЦИК, кандидатами на должность примара и советника местного совета в случае местных выборов - окружным избирательным советам.

Сбор подписей осуществляется только в поддержку независимого кандидата. В случае местных выборов сбор подписей осуществляется только в округах, где баллотируются независимые кандидаты. Правом заниматься сбором подписей обладают независимые кандидаты и члены инициативных групп, выдвигающие и (или) поддерживающие независимого кандидата на выборах, и специально уполномоченные им лица.

В списках для сбора подписей в поддержку независимого кандидата указываются фамилия и имя, год рождения, профессия (род занятий), занимаемая должность, место работы, место жительства и политическая принадлежность кандидата, а также фамилия и имя лица, собирающего подписи. Подписные листы могут содержать только подписи избирателей, проживающих в одном населенном пункте. Избиратель, поддерживающий кандидата, указывает в подписном листе свой порядковый номер, фамилию, имя, год рождения, место жительства, серию и номер документа, удостоверяющего личность, дату подписания листа и расписывается. Каждый избиратель вправе поставить свою подпись в поддержку только одного кандидата на любых выборах.

После получения подписных листов соответствующий избирательный орган приступает к проверке подлинности подписей лиц в них, избирательного права лиц, включенных в подписные листы, их места жительства. Проверка осуществляется в течение пяти дней со дня получения подписных листов. Избирательный совет информирует лиц, представивших подписные листы, о результатах проверки, объявляет общее число лиц, включенных в подписные листы, представленные каждым кандидатом на выборах, и количество подписей, признанных действительными. Лица, собирающие подписи в подписных листах, несут ответственность за обеспечение достоверности содержащихся в них сведений.

Для регистрации кандидатов ЦИК или окружным избирательным советам не позднее чем за 30 дней до дня выборов представляются следующие документы:

  1. протокол заседания центрального или территориального органа партии, другой общественно-политической организации или избирательного блока о выдвижении кандидата (списка кандидатов);
  2. подписные листы, содержащие необходимое количество подписей в поддержку независимого кандидата;
  3. биографические данные кандидата;
  4. заявление кандидата о согласии баллотироваться на должность, на которую он был выдвинут, а также заявление под личную ответственность об отсутствии законных/судебных запретов баллотироваться;
  5. декларация кандидата о недвижимом имуществе, банковских вкладах, ценных бумагах, денежных суммах, полученных по наследству, о доходах за последние два года, предшествующие выборам, а также об источниках этих доходов, в том числе доходов от инвестиционных фондов в виде процентов, от сдачи имущества в аренду и о других сведениях.
  6. заявление кандидата на должность примара об освобождении его на период действия мандата от функций, несовместимых с должностью примара, в случае избрания данного лица и признания действительным его мандата;
  7. заявление о приостановлении на период избирательной кампании деятельности в занимаемой должности; избирательный символ в электронном варианте и на бумажном носителе,
  8. копия удостоверяющего личность документа кандидата.

Представители партий, других общественно-политических организаций, избирательных блоков и независимые кандидаты могут представить необходимые для регистрации документы только после того, как ЦИК или соответствующие окружные избирательные советы опубликуют информацию о месте и времени приема документов. Эта информация должна быть опубликована в двухдневный срок с начала периода выдвижения кандидатов. Промежуток времени между принятием постановления о назначении места и времени приема документов и установленным временем приема документов должен составлять не менее 24 часов. В случае, если представители нескольких партий, других общественно-политических организаций, избирательных блоков несколько независимых кандидатов представят полный комплект документов для регистрации одновременно, им будет предложено определить очередность приема документов по жребию согласно положению, разработанному Центральной избирательной комиссией и опубликованному в Официальном мониторе РМ.

Соответствующий избирательный орган в течение семи дней со дня поступления документов регистрирует выдвинутых кандидатов. В рамках одних выборов одно лицо может баллотироваться на различные выборные должности только от одной партии или одного избирательного блока. Выдвинутые на выборах кандидаты не могут состоять и действовать ни в одном избирательном совете или бюро в период данных выборов. Соответствующий избирательный орган выдает зарегистрированным кандидатам удостоверения кандидатов в кратчайший срок, но не позднее чем в трехдневный срок со дня регистрации. Соответствующий избирательный орган обнародует через средства массовой информации, финансируемые из бюджета, свои постановления о регистрации независимых кандидатов или списков кандидатов. По истечении срока регистрации кандидатов соответствующий избирательный орган публикует полный список зарегистрированных кандидатов, в котором указываются фамилия, имя, год рождения, место жительства, политическая принадлежность, профессия (род занятий) кандидатов, а также наименование партии, другой общественно-политической организации или избирательного блока выдвинувших их. Списки кандидатов доступны для ознакомления на каждом избирательном участке. Число включенных в списки кандидатов в советники должно составлять не менее половины количества мандатов, предусмотренных для соответствующего избирательного округа, с резервом не более пяти кандидатов. Если после регистрации число лиц, включенных в список кандидатов, оказывается меньше установленного минимума, регистрация не аннулируется, однако конкурент на выборах предупреждается зарегистрировавшим его избирательным органом.

Партии, другие общественно-политические организации и избирательные блоки могут выдвигать только одну кандидатуру на должность примара по каждому избирательному округу. Одно и то же лицо не может состоять кандидатом в различных избирательных округах одного уровня.

Одно и то же лицо может баллотироваться на должность советника как совета административно-территориальной единицы РМ первого уровня, так и совета административно-территориальной единицы РМ второго уровня. Одно и то же лицо может баллотироваться на должность примара и советника местного совета, однако не может баллотироваться на эти должности в различных избирательных округах одного уровня.

Гражданин РМ может выдвигать свою кандидатуру в качестве независимого кандидата для избрания в местный совет, если его поддерживает 2% от числа избирателей соответствующего округа, поделенных на количество мандатов соответствующего совета, но не менее 50 человек, а для избрания в примары – если его поддерживает 5% от числа избирателей округа, но не менее 150 человек и не более 10 000 человек.

Предвыборная агитация - это действия по подготовке распространению информации с целью склонить избирателей отдать свои голоса за тех или иных конкурентов на выборах.

Данный этап избирательного процесса характеризует деятельностью, осуществляемой партиями и социально-политическими организациями, кандидатами и их сторонниками и состоит популяризации, посредством митингов, прессы, радио, телевидения и; других допустимых средств, их политических платформ в цел) склонения мнения электората в их поддержку.

Особое значение избирательной кампании требует чтобы закон специально определил условия ее проведения и различные гарантии до реализации избирательной компании.

В РМ нормативное регулирование правил условий проведения избирательной агитации осуществляется через установление: сроков проведения избирательной агитации; условий участия граждан и других субъектов избирательного права избирательной агитации; запретов и ограничений в ходе избирательно агитации; определения ответственности за нарушение установление процедуры проведения избирательной агитации.

Избирательное законодательство провозглашает равенство конкурентов и других субъектов избирательного права в процессе реализации избирательной агитации. Ст. 46 Кодекса о выборах предусматривает: конкуренты на выборах участвуют в избирательной кампании на равных условиях, имеют равные права на использование средств массовой информации, в том числе радио и телевидения, финансируемых из бюджета; всем конкурентам на выборах предоставляются равные возможности материально-технического и финансового обеспечения избирательной кампании; ответственность за содержание распространяемых или публикуемых предвыборных рекламных материалов несет конкурент на выборах; конкуренты на выборах могут проводить встречи с избирателями.

Избирательным законодательством предусмотрены ограничения и запреты в отношении избирательных субъектов, имеющих право осуществлять предвыборную агитацию, финансового обеспечения предвыборной агитации, использования эфирного времени и т.п.

Ответственность за нарушение правил проведения предвыборной агитации предусмотрена как нормами Кодекса о выборах, так и содержащимися в Кодексе об административных правонарушениях и в Уголовном кодексе.

В день выборов и предшествующий ему день предвыборная агитация в любой форме запрещается. Этот запрет не распространяется на информацию, уже размещенную в Интернете, и на ранее вывешенные афиши.

Наши рекомендации