Структура, состав и политические функции английского парламента

К середине XIV в. английский парламент окончательно сложился в форме двух палат: Верхней палаты, или Палаты Лордов, где заседала феодальная знать, и Нижней палаты, или Палаты Общин, где заседали представители графств и городов, что являлось особенностью именно английского сословного представительства по сравнению, например, с французским (трех-палатная структура Генеральных штатов), и в этой форме парламент сохранился и до нашего времени.

Верхняя палата включала представителей светской и церковной аристократии, входивших и в Большой королевский совет. Лордам рассылались именные приглашения на сессии с подписью короля. В теории монарх мог и не приглашать того или иного магната; в действительности же случай, когда главы знатных фамилий не приглашались в парламент, стали к 15в. редкостью. Сложившаяся в Англии система прецедентного права давала основание лорду, получившему однажды такое приглашение, считать себя постоянным членом верхней палаты. Число лордов было невелико. Даже если все приглашенные приезжали на сессию, а такого в 14-15вв. почти никогда не случалось, редко собиралось более ста человек. Заседание Палаты Лордов обычно проводилось в Белом зале Вестминстерского дворца.

Ситуация с Палатой Общин была иной. Как отдельная парламентская структура эта палата оформилась постепенно, в течение второй половины 14в. Она представляет собою концентрацию местных организаций: она есть палата общин, т.е. собрание представителей организованных корпораций свободных людей, какими являлись графства и посылавшие в парламент своих представителей города; она сама является организованной корпорацией выборных представителей этих местных корпораций.[14]

К концу столетия возникла должность спикера, который избирался депутатами из своих рядов и представлял Палату Общин (отнюдь не возглавляя ее) на переговорах с лордами и королем. Депутаты избирались на местах по тому же принципу, который действовал со времени первого парламента Монфора: по два рыцаря от каждого графства и по два представителя от наиболее значимых городов. Перечень таких городов не оставался неизменным, соответственно менялось и число членов нижней палаты. В среднем оно составляло в середине 14в. двести человек (к началу 18в. представителей общин было уже более пятисот).

Члены Нижней палаты – в отличие от лордов – получали денежное довольствие: рыцари графств – по четыре шиллинга, горожане – по два шиллинга за каждый день сессии. К началу 15в. эти выплаты стали традиционными.

Духовенство, кроме архиепископов, епископов и аббатов крупнейших монастырей, приглашавшихся в палату лордов, участвовало в работе парламента лишь на первых порах. Оно имело свой представительный орган, где обсуждались и сословные вопросы, и финансовые отношения с короной.

С 1330г. парламент собирался не реже одного раза в год (фактически чаще – до четырех раз на протяжении года, когда это требовала политическая ситуация). Заседания, за вычетом времени переездов, праздников и прочих перерывов, продолжались в среднем от двух до пяти недель. Так как парламент открывался по приглашению короля, то его участники собирались в том месте, где в данный момент находился королевский двор. Как правило, это было Вестминтское аббатство.

С начала XV в. роль и значение английского парламента начинают сокращаться. В Англии, как и в других государствах Европы, начинает складываться абсолютная монархия. Однако, в отличие от континентальной Европы, английский абсолютизм имел ряд особенностей, позволяющих определить его как "незавершенный". Во-первых, в Англии наряду с сильной королевской властью продолжал существовать парламент. Во-вторых, в Англии продолжало существовать местное самоуправление и отсутствовала централизация и бюрократизация государственного аппарата. Кроме того, в Англии не было и крупной постоянной армии. Борьбу королевской власти против крупных феодалов и церкви поддерживали "джентри" (новое дворянство) и буржуазия. Союз между джентри и буржуазией позволил сохранить свое значение парламенту и местному самоуправлению. Однако реальная власть в этот период сосредоточилась в руках короля, которую он осуществлял через подчиненные непосредственно ему органы исполнительной и судебной власти. Сюда входили Тайный совет в составе лорда-канцлера, лорда-казначея, лорда-адмирала и др., осуществлявший непосредственное управление, и чрезвычайные судебные органы – Звездная палата и Высокая комиссия.

Наши рекомендации