Структура Парламента и его палат, организация деятельности органов палат Парламента. Формы работы Парламента

Парламентские слушания и другие формы контрольной деятельности

Парламент вправе проводить парламентские слушания с приглашением должностных лиц, сфера деятельности которых будет затронута при их проведении.

Парламентские слушания проводятся по решению Палаты представителей. Предложения с указанием темы и обоснованием необходимости проведения парламентских слушаний вносятся в письменной форме субъектами права законодательной инициативы, Советом Палаты представителей, постоянными комиссиями, депутатскими группами.

В силу своей природы как коллегиальный представительный орган Парламент (палаты Парламента) вправе осуществлять контрольную деятельность, которая заключается в изучении исполнения принятых нормативных актов (законов и постановлений).

Заслушивание доклада Премьер-министра о программе деятельности Правительства и одобрение либо отклонение ее также является средством контроля за исполнительной властью и оказания соответствующего влияния на определение вектора развития народного хозяйства, экономической системы (п. 5 ст. 97 Конституции).

Утверждение республиканского бюджета и особенно отчета о его исполнении (п. 2 ст. 97 Конституции) также свидетельствует о наделении Палаты представителей не только законодательной, но и контрольной функцией. Причем такой контроль вовсе не должен сводиться только к заслушиванию отчета в стенах (на заседа нии) палаты. Возможно изучение и хода исполнения бюджета в течение года комиссиями Палаты представителей с целью подготовки к рассмотрению данного вопроса на заседании палаты.

Парламенту принадлежит право отмены решений местных Советов депутатов, не соответствующих законодательству (это можно сделать только установив законность решения), и право принятия решения о роспуске местного Совета депутатов в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства и в иных случаях, предусмотренных законом.

Согласно Конституции, одно заседание в месяц резервируется для решения вопросов депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики и ответов Правительства.

Обе палаты участвуют в процедуре импичмента, т. е. отстранении Президента от должности.

Принятие палатами к сведению декретов, а также рассмотрение Советом Республики указов Президента о введении чрезвычайного положения, военного положения, полной или частичной мобилизации и вынесение соответствующего решения также является средством осуществления контрольной деятельности.

На реализацию контрольной функции может быть направлена и деятельность постоянных и временных комиссий палат Парламента в соответствии с положением о них. Депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики также имеют право на запросы, обращения, предложения.

Статус депутата Палаты представителей и члена Совета Республики

Статус депутата Палаты представителей и члена Совета Республики — это совокупность прав и обязанностей, гарантий их обеспечения, а также ответственности.

Статус указанных лиц определяется Конституцией, Законом Республики Беларусь «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь», регламентами палат Парламента и иными актами законодательства.

Срок полномочий депутата Палаты представителей, члена Совета Республики — четыре года. Полномочия депутата Палаты представителей, члена Совета Республики могут быть продлены только в случае войны.

Особый интерес представляют такие формы депутатской деятельности, как запрос члена палаты, вопрос, обращение. Между ними имеется различие.

Запрос депутата Палаты представителей, члена Совета Республики — это вносимое депутатом Палаты представителей на сессии Палаты представителей, членом Совета Республики на сессии Совета Республики в письменной форме предложение дать официальное разъяснение или изложить позицию по интересующим их вопросам, отнесенным к компетенции государственных органов или должностных лиц.

Депутат Палаты представителей, член Совета Республики вправе обратиться с запросом к Премьер-министру, членам Правительства, руководителям государственных органов, образуемых или избираемых Парламентом, по вопросам, входящим в компетенцию этих органов.

Запрос должен быть включен в повестку дня палаты и при необходимости обсужден. Палата принимает в установленном порядке решение о направлении запроса соответствующему должностному лицу, к которому он обращен. Это должностное лицо обязано в течение двадцати сессионных дней дать ответ на запрос. Письменный ответ на запрос оглашается на сессии палаты. Депутат Палаты представителей, член Совета Республики вправе дать оценку ответу должностного лица на запрос. По результатам обсуждения запроса и ответа на него может быть принято постановление палаты. Запрос, ответ на него и постановление палаты Парламента, принятое по результатам его рассмотрения, подлежат официальному опубликованию.

Обращение депутата Палаты представителей, члена Совета Республики — это изложенное в письменной форме предложение к должностным лицам государственных органов, органов общественных объединений, учреждений, организаций и предприятий о представлении информации и разъяснений по вопросам, относящимся к компетенции государственного органа, учреждения, организации, предприятия или должностного лица.

Депутат Палаты представителей, член Совета Республики вправе обратиться к должностным лицам государственных органов, органов общественных объединений, к руководителям учреждений, организаций и предприятий независимо от форм собственности и подчинения (далее — предприятие), иным должностным лицам по вопросам, связанным с их парламентской деятельностью, и принимать участие в рассмотрении поставленных воп росов. Должностное лицо, организующее это рассмотрение, обязано известить их о времени и месте рассмотрения обращения заблаговременно, но не позднее чем за три дня.

Если депутат Палаты представителей, член Совета Республики не удовлетворены ответом на свое обращение, они вправе в соответствии с законом сделать запрос.

Предложения и замечания депутата Палаты представителей, члена Совета Республики, высказанные ими на сессиях Палаты представителей, Совета Республики или переданные в письменной форме председательствующему на заседании, рассматриваются соответственно Палатой представителей, Советом Республики, их постоянными комиссиями и иными органами либо направляются на рассмотрение соответствующим государственным органам и должностным лицам.

Государственные органы, а также должностные лица, которым направлены предложения и замечания, внесенные на сессии Палаты представителей или Совета Республики, не позднее чем в месячный срок рассматривают эти предложения и замечания и о результатах сообщают в письменной форме непосредственно депутату Палаты представителей, члену Совета Республики либо председателю соответствующей палаты или Совету Палаты представителей, Президиуму Совета Республики.

Депутат Палаты представителей, член Совета Республики обладают всей полнотой прав, обеспечивающих их активное участие в деятельности Палаты представителей, Совета Республики, образуемых ими постоянных и временных комиссий, других органов.

Депутат Палаты представителей ответствен перед избирателями и им подотчетен.

Все депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики, работающие на профессиональной основе, независимо от занимаемой в Палате представителей, Совете Республики должности, за исключением председателей палат Парламента, их заместителей, получают одинаковое ежемесячное денежное вознаграждение в размере заработной платы министра. Заработная плата председателей палат Парламента и их заместителей устанавливается согласно действующему законодательству.

Депутату Палаты представителей, члену Совета Республики ежемесячно возмещаются расходы, связанные с их парламентской деятельностью, в порядке и размерах, установленных законодательством.

Наши рекомендации