Тема 6. Ответственность в муниципальных отношениях
Форма занятия: информационная лекция.
Вопросы:
1. Ответственность в муниципальных отношениях: понятие, подходы к определению.
2. Особенности ответственности в муниципальных отношениях.
Семинарские и практические занятия имеют целью не только закрепление лекционного материала, но и проверку уровня знаний, полученных в ходе самостоятельного освоения отдельных вопросов, развитие аналитических и иных способностей студентов, необходимых для овладения выпускником профессиональными и общекультурными компетенциями (принятие решений в соответствии с законом, юридически правильная квалификация фактов, формирование собственной гражданской позиции и др.). В связи с этим особое внимание уделяется проведению семинаров-дискуссий, что позволяет обратиться к различным научным подходам и авторским позициям, а также организовать полемическое обсуждение изучаемых правовых и связанных с ними политических явлений и процессов. Огромное значение имеет решение правовых задач на основе анализа различных источников российского конституционного права, что предполагает организацию самостоятельной работы студентов по двум направлениям. Во-первых, ознакомление с теоретическим материалом, содержащимся в учебной литературе, информационно-справочных системах, во-вторых, с нормативными источниками, что представляет определенную трудность с учетом соотнесения объема большинства федеральных законов и ограниченной трудоемкости самостоятельной работы. Следовательно, для минимизации предварительной подготовки студентов к занятиям необходимо давать точную ссылку на раздел/главу либо статью закона или применять данную форму работы во время аудиторных занятий, а также ориентироваться на использование студентами доступных информационных систем («КонсультантПлюс», «Гарант» и др.), которые в отличие от хрестоматий позволяют учитывать последние редакции нормативно-правовых актов. Развитие же навыков поиска в широком нормативном комплексе конкретной нормы права, подлежащей применению в той или иной юридической ситуации, может стать основой для специализированных учебных заданий. Важным аспектом практических занятий является и выполнение учебных заданий, направленных на развитие умений составлять юридические и связанные с ними документы (юридические заключения, пояснительная записка к законопроекту и др.). Такие задания могут носить как самостоятельный характер, являясь формой текущего контроля, так и формой учебной работы, применяться для проведения практических занятий, в том числе с использованием игровых и интерактивных технологий. Целесообразно также проведение ролевых и деловых игр, реконструирующих различные формы деятельности органов государственной власти, например, Конституционного Суда РФ, их структурных подразделений и других субъектов конституционного права. Данные способы позволяют не только облегчить осваивание части учебного материала, но и благодаря коллективному творческому взаимодействию состязательной направленности развивать коммуникативные компетенции студентов.
Помимо указанных форм контроля запланированы аудиторные повторительно-обобщающие контрольные работы по ключевым вопросам изученной темы.
Темы семинарских и практических занятий соответствуют тематике лекционных занятий с учетом акцентирования внимания на изучение российской системы конституционного права.
Семинарские и практические занятия со студентами разных форм обучения проводятся с учетом выделенного на эти занятия времени (см. раздел 5.1 части I настоящего учебно-методического комплекса) и важности изучаемых тем.
Семинарское занятие № 1. Соотношение конституционной ответственности с политической ответственностью и другими видами юридической ответственности
Вопросы для предварительной самостоятельной подготовки:
1. Особенности конституционного права как отрасли права. Средства обеспечения реализации конституционно-правовых норм.
2. Понятие конституционной ответственности: основные подходы. Дискуссии о политической, позитивной и негативной ответственности.
3. Краткая характеристика субъектов конституционной ответственности.
4. Специфика оснований конституционной ответственности.
5. Конституционные санкции: понятие и виды.
6. Конституционная ответственность в системе юридической ответственности.
Контрольная работа
Помимо обсуждения теоретических вопросов работа на семинарском занятии включает решение задач, направленных на определение конкретного вида ответственности в предлагаемых примерах (конституционной или политической), а также составление схемы, показывающей соотношение различных видов юридической ответственности: конституционной, уголовной, административной, дисциплинарной и гражданско-правовой.
Учебное задание выполняется в составе рабочих групп и включает несколько задач:
- Установить критерии, по которым можно сравнить данные виды ответственности (субъекты, основания, источники закрепления, инстанции применения, меры ответственности)
- Заполнить таблицу, основываясь на указанных критериях
- Сделать вывод об особенностях конституционной ответственности
Предполагается, что на последнем занятии студенты вернутся к данной таблице и сделанному выводу и с учетом полученных в ходе всего обучения знаний критически их осмыслят.
Семинарское занятие № 2. Конституционная ответственность главы государства
Вопросы для предварительной самостоятельной подготовки:
1. Понятие главы государства, особенности его статуса в странах с разными формами правления.
2. Характеристика конституционной ответственности президента: основания, порядок привлечения к ответственности, санкции.
3. Прекращение полномочий Президента Российской Федерации. Процедура импичмента.
На занятии по данной теме студенты обсуждают теоретические вопросы, связанные с такими понятиями как «глава государства», «конституционная ответственность главы государства», «форма правления», устанавливают особенности статуса главы государства в монархиях и республиках, учитывая существующие разновидности данных форм правления. Характеризуют различные подходы к конституционной ответственности президента, учитывая зарубежный опыт законодательного регулирования и практику реализации данного института.
При рассмотрении вопроса о прекращении полномочий Президента Российской Федерации внимание уделяется, прежде всего, характеристике оснований и процедуры привлечения к ответственности, установленной в российском праве, и оценке степени эффективности данного института. Возможно выполнение доклада на тему, посвященную истории импичмента в России.[1] Рассмотрение вопроса о прекращении полномочий Президента Российской Федерации может быть построено на сравнительном анализе оснований и порядка привлечения к ответственности Президента России по действующему законодательству и по актам 1991-1992 гг. либо сравнение выполняется на основе зарубежного законодательства.
В ходе обсуждения необходимо ответить на вопросы, является ли достоинством или недостатком ограничение оснований ответственности главы государства, какова оптимальная процедура привлечения его к ответственности и круг участвующих в данной процедуре субъектов.
В рамках данной темы (как и на остальных семинарских занятия) студентам может быть предложена творческая работа по формулированию правовых норм, закрепляющих определенный вид ответственности, или предложений, направленных на его совершенствование.
Семинарское занятие № 3. Конституционная ответственность представительных органов государственной власти и депутатов
Вопросы для предварительной самостоятельной подготовки:
1. Место и роль представительных органов власти в системе государственных органов. Роль ответственности в системе народного представительства.
2. Особенности конституционной ответственности представительных органов государственной власти.
3. Правовой статус депутата: ответственность депутатов и депутатский иммунитет. Меры конституционной ответственности депутатов.
На занятии студентам предстоит установить взаимосвязь между спецификой представительных органов власти и формами конституционной ответственности и порядком привлечения к ней. В ходе обсуждения внимание уделяется анализу различных подходов к данному виду ответственности, а также дискуссии об определении ответственности депутатов как дисциплинарной или конституционной. Следует обратить внимание на опыт законодательного регулирования указанного института в Российской Федерации и зарубежных странах.
Семинарское занятие № 4. Конституционная ответственность граждан, имеющих особый конституционный статус, и общественных объединений
Вопросы для предварительной самостоятельной подготовки:
1. Споры о физических лицах как субъектах конституционной ответственности. Конституционная деликтоспособность.
2. Граждане, имеющие особый статус: понятие и виды. Конституционная ответственность граждан, имеющих особый конституционный статус: характеристика основных видов по российскому законодательству.
3. Понятие и разновидности общественных объединений.
4. Конституционная ответственность отдельных видов общественных объединений. Особенности конституционной ответственности политических партий.
Обсуждение ряда вопросов плана проводится в форме дискуссии, когда студентам предлагается сформулировать собственную позицию относительно возможности признания физических лиц в качестве субъектов конституционной ответственности и ответить на вопрос, в чем специфика их конституционной ответственности в случае признания наличия таковой.
Рассмотрение других вопросов плана целесообразно построить в форме сравнительного анализа конституционной ответственности различных видов общественных объединений по российскому законодательству. Студенты должны обосновать собственную позицию относительно необходимости (или отсутствия таковой) унифицировать основания, источники и меры ответственности, применяемые к различным видам общественных объединений.
Семинарское занятие № 5. Современное состояние и перспективы развития института конституционной ответственности в России
Вопросы для предварительной самостоятельной подготовки:
1. Тенденции развития российского законодательства, регулирующего конституционную ответственность.
2. Основные направления совершенствования института конституционной ответственности.
3. Споры о перспективах принятия закона о конституционной ответственности.
Контрольная работа
Данное занятие рекомендуется разделить на две части: теоретическую и практическую. В ходе обсуждения студентам предлагается ответить на вопросы плана, подробно охарактеризовать современное состояние данного института и дать свою оценку действующего законодательства в данной сфере. Вторая часть занятия имеет практическую направленность и представляет собой индивидуальную или групповую работу студентов по подготовке одного из документов, например, законопроекта или пояснительной записки к законопроекту о конституционной ответственности. В завершении студентам предлагается вновь вернуться к вопросу об особенностях конституционной ответственности, что возможно в рамках контрольной работы или теста.
По окончании занятий студентам предлагается указать:
- достоинства и недостатки курса
- сложности в процессе изучения дисциплины
- самые интересные и неинтересные темы
- предложения по совершенствованию курса
Самостоятельная работа студентов осуществляется по двум направлениям: 1) подготовка к семинарским и практическим занятиям, процедурам текущего контроля; 2) подготовка к мероприятиям рубежного контроля. Наибольшей трудоемкостью характеризуется первое направление самостоятельной работы, охватывающее как повторение лекционного материала, так и материала, освоенного при изучении смежных учебных дисциплин, работу с дополнительными, в том числе нормативными источниками, что определяется спецификой дисциплины «Конституционная ответственность». С данными обстоятельствами связана необходимость ориентироваться на использование студентами доступных информационных систем, а также направленность на использование подготовленной информации или возможность ее получения и дальнейшего применения для выполнения учебных заданий в ходе аудиторных занятий.
Для оптимальной организации самостоятельной работы студентов необходимы методические рекомендации, в которых указываются задания к семинарским и практическим занятиям, характеристики и примерные задания контрольных мероприятий, перечень основных и дополнительных источников, необходимых для
Подготовка к рубежному контролю предполагает повторение пройденного материала и не требует специальной предварительной работы тех студентов, которые качественно освоили содержание лекционных, семинарских и практических занятий.