Занятия семинарского типа для студентов очной формы обучения
Занятие по теме «Предмет и задачи курса
«История отечественного государства и права»
Вопросы к обсуждению:
1. Предмет истории отечественного государства и права.
2. Основная цель и задачи курса.
3. Историография.
4. Периодизация курса.
Задания для самостоятельной работы:подготовить доклад на тему : Особенности методологии при изучении курса Истории отечественного государства и права».
Номера заданий:1-4,17,30-31,41-46,107-126
Источники:
Обязательные: 1-4.
Дополнительные: 5-8
Занятие с ИАМ по теме 1: «Русская Правда как памятник права»
Цель и задачи: изучение древнейшего памятника русского права - Русской Правды
Вопросы к обсуждению:
1. История появления и изучения Русской Правды:
А)обстоятельства появления Правды Ярослава, характеристика статей, написанных Ярославом Мудрым;
Б) история появления Правды Ярославичей, сравнительная характеристика новой части древнерусского законодательства;
В)Владимир Мономах как законодатель, характеристика Устава Владимира Мономаха;
Г) сравнительная характеристика Краткой, Пространной и Сокращенной редакций Русской Правды.
2. Социальное и правовое положение основных групп населения Киевской Руси по Русской Правде (бояре, смерды, закупы, наймиты, рядовичи, холопы).
3. Гражданские правоотношения по Русской правде:
А)право собственности;
Б)обязательственное право;
В)семейное и наследственное право.
4. Уголовное право по Русской Правде:
А)понятие преступления, субъект и объект преступления, обстоятельства совершения преступления;
Б)составы преступлений, упомянутых в Русской Правде;
В)уголовные наказания в Русской Правде.
5. Практика исполнения судебных решений.
Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Особенности судебного процесса по Русской Правде».
Номер задания: 1-3,17,31,41-47,108-127.
Источники:
Обязательные: 1-4.
Дополнительные: 5-8.
Занятие с ИАМ по теме 1: «Государственное устройство Киевской Руси»
Цели и задачи:Рассмотреть процесс формирования Русского государства, уяснить структуру Русской раннефеодальной монархии.
Вопросы к обсуждению:
1.Процесс формирования Русской государственности.
2. Теории происхождения Русского государства.
3. Киевская Русь как пример раннефеодальной монархии – соотношение с Западной Европой.
4. Особенности формирования феодализма в Киевской Руси.
5. Социальное положение населения- вопрос о социально-зависимых категориях.
Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Соотношение процесса феодализации Руси и Западной Европы»
Номера занятий: 1-3,17,31,41-47,108-127.
Источники:
Обязательные: 1-4.
Дополнительные: 5-8
Занятие по теме 2:
«Государственный строй и право Северо-Западной Руси в XII – XV вв.»
Цель и задачи: изучить аппарат государства и правовую систему Северо-Западной Руси в XII – XV вв.
Вопросы к обсуждению:
1.История экономического и общественно-политического развития Новгорода и Пскова.
2.Государственный строй Новгорода и Пскова.
3.Источники и общая характеристика Новгородской и Псковской судных грамот.
4.Основные черты феодального права по Псковской судной грамоте: право собственности, обязательственное и наследственное право; судоустройство и судопроизводство.
Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Классификация преступлений и система наказаний по Псковской судной грамоте».
Номер задания по: 6,7,19,32,155-159.
Источники:
Обязательные: 1-4.
Дополнительные: 5-8
Занятие по теме 3: «Государственный строй и право
Золотой Орды и Великого княжества Литовского в XIII – XV вв.»
Цель и задачи: изучить аппарат государства и правовую систему Золотой Орды и Великого княжества Литовского в XIII – XV вв.
Вопросы к обсуждению:
1.Возникновение монголо-татарской империи Чингисхана. Система управления. «Ясса» Чингисхана.
2.Особенности вассальной зависимости русских земель от Золотой Орды.
3.Влияние Золотой Орды на политическую и правовую культуру Руси. Ослабление и распад Золотой Орды.
4.Образование Великого княжества Литовского. Характер общественно-политического строя Великого княжества Литовского.
5.Особенности права Великого княжества Литовского. Первый, Второй и Третий Литовские статуты. Семейное право. Уголовное право.
Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Магдебургское городское право».
Номер задания: 34,168-177.
Источники:
Обязательные: 1-4.
Дополнительные: 5-8
Занятие по теме 4:
«Судебники 1497 и 1550 гг. как памятники феодального русского права»
Цель и задачи: изучить судебники 1497 и 1550 гг. как памятники феодального русского права
Вопросы к обсуждению:
- История появления Судебника 1497 г. Споры об авторстве Судебника 1497 г.
- Правовое положение основных групп населения Московской Руси по Судебнику 1497 г.
- Развитие институтов гражданского права в Судебнике 1497 г. (право собственности, обязательственное право, право наследования).
- Новые черты уголовного права по Судебнику 1497 г.:
А) изменения в понятии преступления, появление новых составов преступления
Б) цели и новая система наказаний.
- Новая организация системы судопроизводства, изменения в процессе, соотношение состязательного и инквизиционного процесса.
- История появления Судебника 1550 г.
Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Общие черты и различия в Судебниках 1497 и 1550 г.».
Номер задания: 8,21-23,55-58,178-183.
Источники:
Обязательные: 1-4.
Дополнительные: 5-8
Занятие по теме 4: «Становление крепостного права на Руси в IX – XVIIвв.»
Цель и задачи: изучить эволюцию крепостного права на Руси в IX – XVII вв.
Вопросы к обсуждению:
1. Правовое положение смердов, закупов и холопов по Русской Правде.
2.Усиление закрепощения крестьян в конце XV – XVI вв.
3.Реформы Ивана Грозного: цели, содержание, характер реализации.
4.«Юрьев день», «заповедные годы» и «урочные лета» и их суть.
5.Юридическое закрепощение крестьян по Соборному Уложению 1649 г.
Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Земские соборы в политической системе России XV I – XVII вв.».
Номер задания: 69-75,206,208-212.
Источники:
Обязательные: 1-4.
Дополнительные: 5-8
Занятие с ИАМ по теме 5: «Соборное Уложение 1649 г.
как самый полный памятник русского феодального права»
Цель и задачи: изучить содержание Соборного Уложения 1649 года.
Вопросы к обсуждению:
1.Политические события конца 40-х гг.XVII в. Предыстория появления Соборного Уложения 1649 г.
2.История написания Соборного Уложения. Внешняя характеристика данного памятника права (объем, структура, принцип построения, особенности законодательной техники).
3.Изменения в правовом положении основных групп населения, введенные Соборным Уложением:
А) положение бояр и дворян по Соборному Уложению
Б) окончательное закрепощение крестьянства
В) ухудшение положения посадского населения.
4.Новые черты гражданского права в Соборном Уложении:
А) изменения в праве собственности
Б) развитие обязательственного права
В) изменения в праве наследования феодалов и простолюдинов.
5.Уголовное право по Соборному Уложению:
А) зарождение институтов общей и особенной части уголовного права
Б) новый подход к понятию преступления, новые составы преступлений в Соборном Уложении
В) новые уголовные наказания, введенные Соборным Уложением. Новые цели наказаний
6.Судебная система и процесс по Соборному Уложению:
А) судебные инстанции, роль царя в судопроизводстве
Б) однотипность гражданского процесса и уголовного, господство инквизиционного процесса
В) господство формальной системы доказательств, классовый характер судопроизводства
Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Порядок исполнения судебных решений, судебные пошлины по Соборному Уложению».
Номер задания: 9,10,24-26,36,38,66-68.
Источники:
Обязательные: 1-4.
Дополнительные: 5-8
Занятие по теме 5: «Сословно – представительная монархия в России»
Цели и задачи: Рассмотреть процесс становления сословно-представительной монархии в России. Выделить особенности данного государственного – правового устройства, характерные для России.
Вопросы к обсуждению:
1. Этапы формирования единого Московского государства.
2. Особенности перехода от единого к централизованному государству на Руси. Сущность и значение Опричнины.
3. Формирование и эволюция государственных органов Руси в XIV – XVII веках.
4. Кадровая политика Великих князей и первых Царей – понятие и особенности государственной службы в России.
Задания для самостоятельной работы:
Номера задания: 9,10,24-26,36,38,66-68.
Источники:
Обязательные: 1-4.
Дополнительные: 5-8
Занятие по теме 6: «Государственные реформы в условиях утверждения абсолютизма в России»
Цель и задачи: изучить особенности государственных реформ Петра I
Вопросы к обсуждению:
1. Сущность и особенности Российского абсолютизма.
2. Реформы центральных органов власти и управления в 1-й четверти XVIII в.
3. Реформы местного и городского управления.
4. Военная реформа Петра I.
Задания для самостоятельной работы: подготовить доклады на тему ««Просвещенный абсолютизм» Екатерины II и его противоречия; Эпоха дворцовых переворотов в России: причины, источники, последствия; Внешняя политика Российской империи в XVIII в.».
Номер задания: 11-13,204,205,257-259.
Источники:
Обязательные: 1-4.
Дополнительные: 5-8.
Занятие с ИАМ по теме 7:
«Уголовное и процессуальное законодательство Петра I»
Цель и задачи: изучить уголовное и процессуальное законодательство Петра I
Вопросы к обсуждению:
1. Новые источники права петровской эпохи. Краткое изображение процессов или судебных тяжб (март 1715 г.), Артикул воинский (26 апреля 1715 г.). Их структура и сфера применения.
2. Особенности военно-уголовного законодательства Петра I:
А) институты общей части уголовного права в Артикуле воинском (вина и умысел, случайность, неосторожность, необходимая оборона, крайняя необходимость и др.)
Б) составы преступлений и наказания в Артикуле воинском
В) особое внимание законодателя к воинским преступлениям.
3. Изменения в процессуальном праве, внесенные Петром I:
А) попытка полностью заменить состязательный процесс инквизиционным
Б) регламентация стадий процесса
В) дальнейшее развитие формальной системы доказательств.
Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «История появления Краткого изображения процессов или судебных тяжб (март 1715 г.) и Артикула воинского (26 апреля 1715 г.)».
Номер задания: 29,40,83-90,207,230,233.
Источники:
обязательные: 1-4;
дополнительные: 5-8
Занятие по теме 7: « Просвещенный абсолютизм в России»
Цель и задачи:Определить особенности просвещенного абсолютизма как разновидности абсолютной монархии.
Вопросы к обсуждению:
1. Сословная политика в XVIII в.
2. Привилегии дворян и порабощение крестьян.
3. Попытка кодификации права – Уложенная комиссия и «Наказ» Екатерины II.
4. Государственные реформы просвещенного абсолютизма.
5. Губернская реформа 1775 года.
6. Реорганизация полиции.
7. «Жалованная грамота дворянству» и его правовая консолидация.
Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Вольное Экономическое Общество как проявление политики Просвещенного Абсолютизма и его место в социально-политической жизни России».
Номера заданий: 27-29,35-40,83-90,207,230,233.
Источники:
Обязательные:1-5
Дополнительные: 5-8
Занятие с ИАМ по теме 8:
«Кодификация русского права в первой половине XIX века»
Цель и задачи: изучить кодификационную деятельность в России в первой половине XIX века
Вопросы к обсуждению:
1. Причины проведения кодификационных работ в России в первой половине XIX в.
2. Роль М.М.Сперанского в организации и успешном завершении кодификационных работ.
3. Характеристика Полного собрания законов Российской империи.
4. Свод законов Российской империи об основных институтах гражданского права (право собственности, обязательственное право, наследственное и семейное право и др.).
5. Российское уголовное законодательство первой половины XIX:
А) источники уголовного права
Б) Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. об институтах и нормах общей части уголовного права
В) уголовные законы первой половины XIX в. о системе преступлений и наказаний.
6. .Процессуальное право первой половины XIX.
Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Вклад М.М.Сперанского в развитие русской правовой мысли».
Номер задания: 98-103,246-256.
Источники:
обязательные: 1-4;
дополнительные: 5-8
Занятие с ИАМ по теме 9: «Буржуазные реформы 60-70-ч гг. XIX в.
Успехи и противоречия либеральных образований» -
Цель и задачи: изучить буржуазные реформы 60-70-ч гг. XIX века
Вопросы к обсуждению:
1. Крестьянская реформа 1861 г. Основные правовые акты.
2. Манифест и Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости от 19 февраля 1861 г, правовой статус временно обязанных крестьян.
3. Формы землепользования и виды земелькой собственности крестьян.
4. Земская (1864 г.) и Городская (1870 г.) реформы. Учреждение органов самоуправления.
5. Судебная реформа 1864 г. Основные принципы судопроизводства. Система общих судов.
6. Судебная палата, ее состав и подсудность дел. Верховный уголовный суд. Юрисдикция сената.
7. Реформы местного и городского самоуправления.
8. Военная реформа. Правовые принципы воинской службы.
Задания для самостоятельной работы: подготовить доклады на тему «Предпосылки буржуазных реформ в России», «Контрреформы 80-х гг. XIX в. Причины и последствия».
Номер задания: 260-263.
Источники:
обязательные: 1-4;
дополнительные: 5-8
Занятие по теме 10: «Изменения в Российском законодательстве
в годы первой русской революции (1905-1907 гг.)»
Цель и задачи: изучить изменения в Российском законодательстве в 1905-1907 гг.
Вопросы к обсуждению:
1.Манифест 17 октября 1905 г. об усовершенствовании государственного порядка.
2.Законы о выборах в Государственную Думу:
А) Положение о выборах в Государственную Думу 6 августа 1905 г.
Б) Об изменении Положения о выборах в Государственную Думу и изданных в дополнение к нему узаконений 11 декабря 1905 г.
В) Манифест о роспуске Государственной Думы, о времени созыва новой Думы и об изменении порядка выборов в Государственную Думу 3 июня 1907 г.
3. Свод основных государственных законов 23 апреля 1906 г.:
А) о прерогативах монархической власти
Б) о порядке формирования высших органов власти и управления в России
В) о правах и обязанностях российских подданных.
Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Предпосылки, ход и итоги первой русской революции».
Номер задания: 269-290.
Источники:
обязательные: 1-4;
дополнительные: 5-8
Занятие по теме 11: «Государство и право России в условиях кризисного развития (1914 – октябрь 1917 гг.)»
Цель и задачи: изучить эволюцию аппарата государства и правовой системы России в условиях кризисного развития (1914 – октябрь 1917 гг.)
Вопросы к обсуждению:
1.Изменения в государственном аппарате Российской империи в годы первой мировой войны.
2.Тенденции развития гражданского, финансового и уголовного права.
3.Февральская революция 1917 г. и свержение монархии.
4.Временное правительство: поиск путей выхода из кризиса и их реализация.
5.Законодательная политика Временного правительства. Уголовное и административное законодательство Временного правительства.
6.Реформа судебных органов.
Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Временное правительство и Советы».
Номер задания: 311-330
Источники:
обязательные: 1-4;
дополнительные: 5-8
Занятие по теме 12: «Первые конституционные акты Советского государства. Конституция 1918 года»
Цель и задачи: изучить первые конституционные акты Советского государства и Конституцию 1918 года
Вопросы к обсуждению:
1. Важнейшие правовые акты II Всероссийского съезда Советов – попытка законодательного оформления власти большевиков:
А) Декрет о мире - начало новой дипломатии и нового национального строительства
Б) Декрет о земле – зарождение нового социального строя
В) другие акты II съезда Советов (обращение “Рабочим, солдатам и крестьянам!”, Декрет об образовании Рабочего и крестьянского правительства, Декларация прав народов России).
2. III Всероссийский съезд Советов и его решения. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа о государственном и социальном строе, государственном устройстве России.
3. Подготовка и принятие первой советской Конституции 1918 г.:
А) Конституция 1918 г. об органах власти и управления
Б) избирательное право, гражданские права и свободы по Конституции 1918 г.
4. Образование СССР. Характеристика законодательных актов, провозгласивших СССР.
Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Федеративное устройство России по Конституции 1918 г.».
Номер задания: 356-378.
Источники:
обязательные: 1-4;
дополнительные: 5-8
Занятие по теме 12: «Советская страна в условиях новой экономической политики. Образование СССР»
Цель и задачи: изучить особенности правового обоснования новой экономической политики и проблемы ее реализации.
Вопросы к обсуждению:
1. Международное и внутреннее положение страны после окончания гражданской войны. Кризис политики «военного коммунизма».
2. Переход к новой экономической политике. Успехи развития страны на пути осуществления нэпа.
3. Политическая борьба в стане и ее влияние на НЭП. Трудности и противоречия новой экономической политики.
4. Создание СССР.
Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Национальные отношения и национально-государственное строительство в 20 – начале 30-х годов».
Номер задания: 389-400,458,459.
Источники:
обязательные:1-4;
дополнительные: 14,20,63-82,92
Занятие с ИАМ по теме 12:
«Кодификация советского права и судебная реформа первой половины 20-х годов»
Цель и задачи: изучить особенности кодификации советского права и судебной реформы первой половины 20-х годов
Вопросы к обсуждению:
1.Развитие социалистической законности в условиях НЭП.
2.Гражданский кодекс РСФСР: разработка, принятие, основные черты права.
3.Земельный и трудовой кодекс РСФСР 1922 г.: правовое регулирование частнохозяйственных отношений.
4.Уголовный кодекс 1922 г.: основные черты права.
5.Судебная реформа 1922г.: принципы судоустройства, создание прокуратуры, адвокатуры.
Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Репрессивные органы в системе судопроизводства».
Номер задания: 401-411.
Источники:
обязательные: 1-4;
дополнительные: 5-8
Занятие по теме 12: «Конституция СССР 1936 г.
(«Конституция победившего социализма»)»
Цель и задачи: изучить содержание Конституции СССР 1936 года
Вопросы к обсуждению:
1.Ускоренное построение социализма в СССР. Политическое развитие страны. Культ личности И.В. Сталина.
2.История разработки и принятия Конституции 1936 г.
3.Государственный механизм СССР по Конституции 1936 г.:
А) изменения в системе Советов
Б) законодательные органы власти СССР
В) исполнительная власть в СССР
Г) судебная власть и прокуратура
Д) Конституция 1936 г. о роли большевистской партии в политической жизни СССР
4.Конституция 1936 г. о правах и обязанностях советских граждан
Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Конституция 1936 г. об организации государственного единства страны».
Номер задания:412-421,460.
Источники:
обязательные: 1-4;
дополнительные: 5-8
Занятие по теме 13: «Конституция СССР 1977 г.: проблемы построения общенародного государства и развитого социализма»
Цель и задачи: изучить основные черты Конституции СССР 1977 года
Вопросы к обсуждению:
1.История разработки и принятия последней советской Конституции.
2.Конституция 1977 г. о руководящей и направляющей роли КПСС
3.Органы власти и управления СССР по Конституции 1977 г.
4.Конституция 1977 г. о формах государственного единства
5.Права и обязанности советских граждан по Конституции СССР 1977 г.
6.Конституция РСФСР 1978 г.
Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Поправки и изменения Конституции РСФСР 1978 г. во второй половине 80-х – начале 90-х гг. ХХ в».
Номер задания: 437-447
Источники:
обязательные: 1-4;
дополнительные: 5-8
Занятие по теме 13:
«Переломный этап в развитии страны в середине 80 – начале 90-х годов»
Цель и задачи: изучить особенности развития государства в середине 80 – начале 90-х годов
Вопросы к обсуждению:
1. Объективная необходимость коренных перемен в жизни общества. Начало перестройки, ее сущность и последствия.
2. Первые некоммунистические партии. Половинчатые реформы. Референдум о сохранении Союза.
3. Ново-Огаревский проект нового Союзного договора.
4. Усиление политической борьбы в обществе. Распад СССР и возникновение Содружества независимых государств.
5. Россия на пути реформирования. Ее место в системе мирового сообщества.
6. Правовая реформа: основные черты и особенности.
Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Особенности реализации Конституции 1993 года».
Номер задания: 454-457,488-502
Источники:
обязательные: 1-4;
дополнительные: 5-8
Занятие по теме 14
«Становление и развитие государства и права Российской Федерации»
Цели и задачи: исследовать особенности становления и развития государственно-правовой системы РФ .
Вопросы к обсуждению:
1.Декларация о государственном суверенитете России и ее юридический смысл.
2.Съезд Советов Российской Федерации и его судьба. Указ Президента России № 1400 от 21 сентября 1993 г.
3.Конституция РФ 1993 г. о государственном устройстве Российской Федерации. Основные принципы государственного строительства.
4.Полномочия, структура и характер функционирования высших органов власти и управления РФ по Конституции 1993 г.
5.Основные направления развития права в современный период. Возрождение идей естественного права и их отражение в законодательстве и в Конституции Российской Федерации.
6.Обновление законодательства и приспособление его к условиям рыночной экономики.
Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему : «Правовые взгляды юристов. Правовое оформление различных форм собственности».
«Реформа судебной системы в РФ – от прошлого к будущему»
Номера задания: 454-457,488-502.
Источники:
Обязательные:1-4
Дополнительные:5-8
Занятие по теме 15 «Совершенствование государственного механизма
Российской Федерации на современном этапе»
Цели и задачи: исследовать особенности становления и развития механизма государства на современном этапе.
Вопросы к обсуждению:
1.Рационализация структуры органов государственной власти и управления Российской Федерации. Создание федеральных округов.
2.Изменение принципов формирования Совета Федерации.
3.Институт полномочных представителей президента РФ и их функции и задачи.
4.Совершенствование структуры федеральных органов исполнительной власти.
5.Учреждение Государственного совета Российской Федерации, его структура, основные задачи, состав и организация работы.
Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему: «Основные тенденции изменения в политическом и государственном устройстве РФ в начале XXI века».
«Реформа судебной системы в РФ – от прошлого к будущему»
Номера задания: 454-457,488-502.
Источники:
Обязательные:1-4
Дополнительные:5-8
Занятие по теме 15
«Модернизация правовой системы России на современном этапе»
Цели и задачи: исследовать особенности развития правовой системы России на современном этапе.Проверка уровня усвоения знаний изученного материала; обеспечение четкого уяснения результатов систематизации материального законодательства как базовой основы осуществления правосудия.
Вопросы к обсуждению:
1.Дополнительные меры по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации.
2.Судебная и налоговая реформы.
3.Усиление роли и надзорных функций Прокуратуры РФ.
4.Следственный комитет РФ какфедеральный государственный орган в России: причины формирования и полномочия.
Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему: «Реформа судебной системы в РФ – от прошлого к будущему»
Номера задания: 454-457,488-494
Источники:
Обязательные:1-4
Дополнительные:5-8
Занятие с ИАМ по теме 15 «Правотворчество и систематизация законодательства
в условиях становления новой государственности»
Цели и задачи: исследовать особенности правотворчества и систематизации законодательства России на современном этапе.
Вопросы к обсуждению:
1.Место и роль Конституции Российской Федерации в развитии отечественного правосудия. Конституирование судебной власти в России.
2.Особенности систематизации гражданского законодательства Российской Федерации.
3.Опыт систематизации и развития уголовного законодательства в России (1993-2015гг.).
4.Проблемы соответствия уголовного законодательства принципам современного правосудия.
5.Проблемы систематизации и кодификации административного законодательства.
6.Особенности систематизации процессуального законодательства.
Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему: «Проблемы применения гражданского законодательства»
Номера задания: 454-457,495-502.
Источники:
Обязательные:1-4
Дополнительные:5-8