Принцип независимости судей

В соответствии со ст. 120 Конституции РФ и ст. 5 Зако­на о судебной системе правосудие в Российской Федерации осуществляется независимыми судьями, к которым отно­сятся не только профессиональные судьи, но и присяжные и арбитражные заседатели, участвующие в рассмотрении дел в судах первой инстанции. Принцип независимости су­дей заключается в том, что при принятии решений судьи руководствуются только законом, совестью и внутренним убеждением, основанном на исследованных в суде допусти­мых доказательствах (ч. 1 ст. 17 УПК РФ).

Статус и роль суда как гаранта защиты прав челове­ка в основном определяются Конституцией РФ, согласно ст. 119 которой суд есть самостоятельный и независимый орган государственной власти, обязанный решить зада­чу исключительной важности — обеспечить защиту прав и свобод человека. Конституционное положение «Рос­сийская Федерация — правовое государство» при всей его декларативности предопределяет высокую роль суда, устанавливает критерии независимого и беспристрастного судопроизводства, поэтому имеет непосредственное прак­тическое значение в правоприменительной деятельности. Эти принципиальные положения нашли закрепление во многих правовых актах судоустройственного и судопроиз­водственного характера (например, в ст. 5, 13 и 29 Закона о Конституционном Суде, ст. 5 Закона о судебной системе, ч. 4 ст. 1 Закона о статусе судей, ст. 6 Федерального консти­туционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации», ст. 5 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Россий­ской Федерации», ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Феде­рации», ст. 12 Закона РСФСР от 8 июля 1981 г. «О судо­устройстве РСФСР», ст. 5 АПК РФ, ст. 7 ГПК РФ).

В соответствии с этим принципом государство должно обеспечить условия, при которых судьи имели бы реальную возможность принимать ответственные решения только на основе предписаний закона, без постороннего вмеша­тельства и без какого бы то ни было давления или иного воздействия.

Назвав в гл. 2 УПК РФ принципы уголовного судопро­изводства, законодатель не указал в этом перечне незави­симость судей. Однако этот факт не означает отсутствия в уголовном процессе принципа независимости судей, по­скольку указанное важнейшее положение прямо или кос­венно отражено во многих правовых актах, регулирующих правоотношения в области судопроизводства, включая уголовное. Во-первых, указанный принцип — конституци­онный (ст. 120 Конституции РФ), т.е. общеобязательный. Во-вторых, в его основе лежат признанные Российской Федерацией источники международного права, в том числе Европейская хартия о статусе судей 1998 г. и др. Например, в п. 1 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. прямо сказано, что каждый в слу­чае спора о его гражданских правах и обязанностей или при предъявлении ему обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок незави­симым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. В-третьих, система судов, их организационное обе­спечение и процессуальная форма судопроизводства сами по себе ориентированы на независимость судей.

Принцип независимости судей является проявлением самостоятельности судебной власти в отправлении право­судия. Он отграничивает судебную власть от исполнитель­ной и законодательной ветвей власти.

В этом смысле следует различать внешнюю и внутрен­нюю независимость судей. Внутренняя независимость предусматривает независимость судей от «судебного на­чальства». Под внешней независимостью подразумевается недопустимость любого воздействия на судей при отправ­лении правосудия со стороны представителей двух других ветвей власти или же иных лиц, заинтересованных в исходе дела.

В силу стоящих перед ним задач суд относится к числу государственных учреждений, решения которых оказывают влияние на деятельность органов других ветвей власти, за­трагивают интересы различных должностных лиц и просто граждан. Поэтому арсенал способов и методов незаконного воздействия на суд за многие столетия накоплен внуши­тельный. Наиболее распространенным способом такого влияния остается и в наши дни так называемое «телефон­ное право», подкупы и угрозы. Чтобы свести к минимуму фактор «давления» на судей, в том числе арбитражных и присяжных заседателей, законодательством предусмотре­ны различные гарантии обеспечения независимости судей, основные из которых закреплены в Законе о статусе судей. В ст. 9 этого Закона установлено, что независимость судей обеспечивается:

- предусмотренной законом процедурой осуществле­ния правосудия;

- запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни бьшо вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

- установленным порядком приостановления или пре­кращения полномочий судьи;

- правом судьи на отставку;

- неприкосновенностью судьи;

- системой органов судейского сообщества;

- предоставлением судье за счет государства матери­ального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

«Судья, — говорится в ч. 2 названной статьи, — члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять не­обходимые меры к обеспечению безопасности судьи, чле­нов ею семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление».

Одной из гарантий независимости сулей является обе­спечение их безопасности. С этой целью Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контроли­рующих органов» обязал органы МВД России по соответ­ствующему заявлению принимать меры но защите жизни и здоровья, сохранности имущества судьи и его близких: выдавать специальные средства индивидуальной защиты, переселять их на другое место жительства, заменять до­кументы и изменять внешность; принимать меры право­вой защиты, предусматривающие в том числе повышенную

уголовную ответственность за посягательства hiихжизнь,здоровье, имущество. Наряду с этим судья над сиен правом хранения к ношения служебного огнестрельного оружия, которое выдается ему органами внутренних дел то его заяв­лению в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии».

Любое вмешательство в деятельность судьи арбитраж­ного или присяжного заседателя по осуществлению право­судия является преступлением и в соответствии со ст. 294 УК РФ влечет уголовную ответственность.

Аналогичная ответственность предусмотрен; ст. 296 УК РФ за угрозу или насильственные действия в отношении судьи в связи с осуществлением им правосудия, а ст. 297 УК РФ — зa неуважение к суду.

Названные выше гарантии в большинстве своем обеспе­чивают внешнюю (стороннюю) независимость судей. Что же касается внутренней независимости, то она обусловле­на в основном процессуальными гарантиями, к которым, в частности, относится правило о вынесении решения и совещательной комнате, где могут находиться лишь су­дьи, с тем якобы исключить возможность незаконного воз­действия на позицию судей по делу со стороны иных лиц. Нарушение тайны совещания судей является безусловным основанием к отмене решения.

Судья не обязан давать каких-либо объяснений по суще­ству рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было дня ознаком­ления, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом. В этой связи требуют дополни­тельного анализа и осмысления ст. 12.1 Закона о статусе судей и ст. 11 Кодекса судейской этики, а также практика привлечения судей к дисциплинарной ответственности за решения, признанные вышестоящими инстанциями ошибочными[60].

Гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения, распространяются на всех судей в Российской Федерации и не могут быть отменены и снижены иными нормативны­ми правовыми актами РФ и ее субъектов.

Наши рекомендации