Принцип независимости. Принцип независимости в деятельности органов прокуратуры имеет важнейшее государственное и политическое значение

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют свои пол­номочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов мест­ного самоуправления, политических партий, иных общественных объ­единений.

Принцип независимости в деятельности органов прокуратуры имеет важнейшее государственное и политическое значение, так как только при последовательном его соблюдении прокуратура сможет обеспечить решение поставленных перед ней задач.

Сущность этого принципа проявляется в том, что все свои действия и решения прокурор и следователь осуществляют только на основе закона, изданных во ис­полнение законов приказов и указаний Генерального прокурора РФ, своего внутреннего убеждения и материалов надзорных проверок и рас­следований.

Названные выше нормы Закона о прокуратуре ограждают прокурора от вмешательства в его деятельность каких бы то ни было структур, не входящих в систему органов прокуратуры, что является важной предпосылкой для восста­новления нарушенной законности.

Независимость прокуратуры обеспечивается организационным, построением ее органов, порядком их образования, порядком осуществле­ния в них подчиненности и подконтрольности. Гарантией соблюдения этого принципа является ст. 5 «Недопустимость вмешательства в осуществление прокурорского надзора» Закона о прокуратуре.

В соответствии с этой статьей воздействие в какой-либо форме феде­ральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного само­управления, общественных объединений, средств массовой информа­ции, их представителей, а также должностных лиц на прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемое им решение или воспре­пятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой ус­тановленную законом ответственность. Прокурор и следователь не обя­заны давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их про­изводстве дел, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных феде­ральным законодательством. Никто не вправе без разрешения прокуро­ра разглашать материалы проверок и предварительного следствия, про­водимых органами прокуратуры, до их завершения.

Государ­ство осуществляет специальные меры по защите прокуроров и следова­телей. Порядок и условия такой защиты определяются Федеральным законом «О государственной защите судей, должностных лиц правоох­ранительных и контролирующих органов», а также иными норматив­ными правовыми актами. Воспрепятствование в какой-либо форме дея­тельности прокурора или следователя прокуратуры влечет дисципли­нарную, административную, уголовную или иную предусмотренную законом ответственность.

Существенной гарантией сохранения прокурорскими работ­никами независимости выступает установление законом запрета на совмещение основной деятельности с иной оплачиваемой или безвоз­мездной деятельностью. Прокуроры не имеет право вступать в какие-либо трудовые отношения с органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководи­телями коммерческих и некоммерческих организаций. Поступая на ра­боту в органы прокуратуры, граждане России сознательно принимают на себя это ограничение, чтобы обеспечить осуществление независимо­го и объективного надзора за соблюдением Конституции РФ, исполне­нием законов. Законодатель делает исключение из этого запрета только для преподавательской, научной и творческой деятельности.

Наши рекомендации