Гарантии независимости судей, условия приостановления, прекращения деятельности судей и их отставки.

Виды гарантий независимости судей'.

1) Установленный законом порядок судопроизводства во всех судах (тайна совещательной комнаты, принципы оценки доказательств и принятия решений судьями, жесткая процедура судебного контроля и т.п.);
2) установленные законом условия и порядок приостановления и прекращения полномочий судьи;
3) право судьи на отставку;
4) гарантии неприкосновенности судей (его личности, жилища, служебного помещения, транспорта, средств связи, имущества, корреспонденции, документов);
5)материальное и социальное обеспечение судей;
6) идеологические гарантии - создание в обществе атмосферы всеобщего порицания любых действий, направленных на ограничение независимости судей. Это достигается путем повышения квалификации, нравственных качеств и авторитета судей, развития правового воспитания и образования, а также пропагандой законопослушного поведения и т. п.

Приостановление полномочий судьи - это временное отстранение судьи от исполнения судейских обязанностей, которое не влечет лишения его гарантий неприкосновенности, снижения уровня материального обеспечения и обычно не препятствует получению заработной платы (кроме случаев его ареста). После отпадения оснований приостановления его полномочий судья возвращается к исполнению своих обязанностей по решению органа, ранее приостановившего его полномочия.

Основания приостановления полномочий судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов:

1) признание судьи безвестно отсутствующим;
2) возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;
3) участие судьи в качестве кандидата в предвыборной кампании по выборам в законодательные органы субъектов РФ или Российской Федерации;
4) избрание судьи в состав органа законодательной власти РФ. Пленарное заседание Конституционного Суда РФ вправе приостановить полномочия судьи этого суда в случаях, если: в отношении судьи возбуждено уголовное дело либо он привлечен в качестве обвиняемого по другому уголовному делу; по состоянию здоровья судья временно не способен выполнять свои обязанности.

Прекращение полномочий судьи - это полное отстранение судьи от исполнения судейских обязанностей.

Основания прекращения полномочий судей:

1)письменное заявление судьи об отставке;
2)неспособность судьи по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи;
3)письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;
4)истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены сроком; 5)увольнение судьи военного суда с военной службы в связи с достижением им предельного возраста пребывания на военной службе;
6) прекращение гражданства РФ;
7) занятие деятельности, не совместимой с должностью судьи;
8)вступление в силу обвинительного приговора в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;
9) смерть судьи или объявление его умершим;
10) отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда;
11) достижение предельного возраста пребывания в должности судьи;
12) нарушение порядка назначения на должность судьи Конституционного Суда РФ;
13) неучастие судьи Конституционного Суда РФ в заседаниях без уважительных причин более двух раз подряд;
14) двукратное уклонение судьи Конституционного Суда РФ от голосования при принятии судом решений по рассматриваемым делам.

Решение о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда РФ принимается на пленарном заседании этого суда. Однако, если основанием прекращения полномочий является нарушение порядка назначения или совершение судьей поступка, позорящего его честь и достоинство или умаляющего авторитет судебной власти, то Конституционный Суд РФ лишь направляет представление в Совет Федерации Федерального Собрания РФ, который и решает вопрос о прекращении полномочий судьи.

Отставка судьи - это почетный уход или почетное удаление судьи с должности. Каждый судья имеет право на отставку по собственному желанию независимо от возраста. Судья считается ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены по следующим основаниям:
1)неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи;
2)истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;
3)вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;
4)отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда;
5)достижение предельного возраста пребывания в должности судьи;
6)увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста.
За судьями, находящимися в отставке, сохраняются судейские льготы, гарантии неприкосновенности, они продолжают быть членами судейского сообщества. При выходе в отставку судье выплачивается единовременное выходное пособие в размере не менее шести месячных окладов по оставляемой должности. А затем либо пенсия на общих основаниях, либо не облагаемое налогом ежемесячное содержание размером до 85% оклада по оставленной должности в зависимости от стажа работы на судейской должности.

Министерство юстиции Российской Федерации. Его структура, органы и основные направления деятельности.

Структура Минюста России:

1) Министр юстиции РФ, который руководит деятельностью Минюста России и отвечает за его работу, его заместители, руководители подразделений Минюста России. Министр в пределах своей компетенции вправе издавать приказы, инструкции, разъяснения и другие ведомственные акты;
2) Коллегия Минюста России в составе министра (председатель коллегии), его заместителей, начальников управлений Минюста России по федеральным округам, иных руководящих работников этого Министерства, а также сотрудников Администрации Президента РФ;
3) Апартаменты и управления Минюста России, отвечающие за деятель-ость судебных приставов, регистрацию нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, иные участки работы Минюста России, в т. ч. и за вопросы организации работы в самом аппарате Минюста осени, его материально-техническое и финансовое обеспечение и др.

Органы и учреждения системы Минюста России:

1) органы и учреждения юстиции (министерства и отделы юстиции субъектов РФ; адвокатура, нотариат, загсы, Российский федеральный центр судебных экспертиз и региональные лаборатории судебных экспертиз, Российская правовая академия, Научный центр правовой информации, Главный информационно-аналитический центр Минюста России, Административно-технический центр);
2) органы и учреждения уголовно-исполнительной системы (центральные и территориальные органы управления и учреждения, исполняющие уголовные наказания: исправительные и воспитательные колонии, тюрьмы);
3) Служба судебных приставов (Департамент судебных приставов Министерства юстиции РФ и его структурные подразделения);
4) учреждения юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Основные функции Министерства юстиции РФ:

1) координация нормотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти; 2)юридическая экспертиза проектов законодательных и иных нормативных правовых актов; 3)осуществление государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер;
4) представление в Правительство РФ предложения об отмене или приостановлении действия нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в случае их несоответствия Конституции РФ, международным договорам РФ, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента РФ, постановлениям и распоряжениям Правительства РФ;
5)изучение практики применения законодательства в сфере юстиции;
6) ведение государственного реестра нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти;
7) участие в подготовке Свода законов РФ, разработке и реализации программ правовой информатизации;
представление правовой информации Президенту РФ, Правительству РФ, иным федеральным органам государственной власти;
8)обмен правовой информацией с иностранными государствами;
9)осуществление государственной регистрации общероссийских и международных общественных объединений, отделений иностранных некоммерческих неправительственных объединений, а также юридических лиц;
10)организационное и методическое руководство деятельностью Службы судебных приставов;
11)организация оперативно-розыскной деятельности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания, и следственных изоляторах; обеспечение исполнения уголовных наказаний;
12)организационное и методическое руководство деятельностью судебно-экспертных учреждений системы Минюста России;
13) наделение нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий от имени Российской Федерации;
14) дача согласия на образование коллегий адвокатов, ведение их реестра;
15) координация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния;
16) исполнение в пределах своей компетенции обязательства Российской Федерации по международным договорам РФ о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам;
17)выдача разрешений на открытие представительств иностранных юридических организаций на территории РФ;

Департамент судебных приставов Министерства юстиции. Его структура и функции.

Приказ Минюста РФ от 22.09.2000 N 276 «Об утверждении Положения о Департаменте судебных приставов» (Текст документа по состоянию на июль 2011 года)

Департамент судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации является структурным подразделением центрального аппарата Министерства юстиции Российской федерации, осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью службы судебных приставов Минюста России.

Общее руководство деятельностью Департамента осуществляет Министр юстиции Российской Федерации в пределах своих полномочий. Департамент входит в состав службы судебных приставов Минюста России, возглавляемой заместителем Министра - главным судебным приставом Российской Федерации.

Департамент судебных приставов возглавляет заместитель главного судебного пристава – руководитель департамента. У него есть первый заместитель и три заместителя, один из которых одновременно является начальником отдела организации работы судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

Помимо названного отдела в состав Департамента судебных приставов входят также отделы:

— организации исполнения судебных решений;

— организации исполнения международных обязательств;

— правового обеспечения;

— организации исполнения актов специально уполномоченных органов;

— организационного обеспечения и статистической информации;

— розыска должников, имущества и взаимодействия с правоохранительными органами;

— по особо важным исполнительным производствам;

— делопроизводства.

Отделы возглавляются начальниками отделов. В некоторых отделах есть должности заместителей начальников отделов и консультантов. В отделах трудятся главные специалисты, ведущие специалисты, специалисты первой и второй категории.

Департамент в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции:

1) организация деятельности служб судебных приставов территориальных органов Минюста России по вопросам обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнительного производства;

2) изучение практики применения законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнительного производства, разработка и представление в установленном порядке предложений по его совершенствованию;

3) организация работы по обобщению, анализу и реализации предложений, направленных на совершенствование деятельности службы судебных приставов Минюста России;

4) организация системы контроля за деятельностью служб судебных приставов в субъектах Российской Федерации;

5) сбор, обобщение и анализ оперативной информации по вопросам деятельности службы судебных приставов Минюста России, а также разработка предложений по ее совершенствованию;

6) разработка методических рекомендаций по вопросам обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнительного производства, оказание методической помощи службам судебных приставов в субъектах Российской Федерации, изучение, обобщение и внедрение в практику положительного опыта;

7) участие в комплексных проверках, проводимых Минюстом России, организация и осуществление плановых и внеплановых проверок служб судебных приставов в субъектах Российской Федерации;

8) участие в проведении юридической экспертизы проектов законодательных и нормативных актов, а также иных документов в части, касающейся деятельности службы судебных приставов Минюста России;

9) подготовка предложений по совершенствованию законодательства о судебных приставах и об исполнительном производстве, а также по приведению подзаконных актов в соответствие с действующим законодательством;

10) разработка проектов нормативных правовых актов, регулирующих деятельность службы судебных приставов Минюста России, координация, в пределах своей компетенции, нормотворческой деятельности Министерства юстиции Российской Федерации и других ведомств по этим вопросам;

11) разработка проектов приказов, распоряжений и указаний Министерства юстиции Российской Федерации, в том числе заместителя Министра - главного судебного пристава Российской Федерации, по вопросам деятельности службы судебных приставов Минюста России;

12) правовая экспертиза нормативных актов субъектов Российской Федерации по вопросам создания условий для обеспечения установленного порядка деятельности судов, исполнения судебных актов и актов других органов; оказание методической помощи службам судебных приставов в субъектах Российской Федерации по вопросам нормотворчества;

13) осуществление в случаях и порядке, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами, обмена правовой информацией с иностранными государствами; и др.

Наши рекомендации