Основные черты консервативной концепции
Консервативное направление XIX в. было неоднородно. Внутри него существовало несколько течений, различающихся по теоретическому обоснованию своих доктрин, практическим выводам и т. д. Однако, при всём своеобразии консервативных концепций можно выделить ряд общих признаков, в целом присущих консервативной системе мировоззренческих ценностей:
1). провозглашение необходимости следования России по собственному пути национального развития, отличному от западного в политическом и духовно-нравственном аспекте, связанная с этим критика либерализма, парламентаризма и социализма;
2). признание незыблемости самодержавной власти в России (как проявления универсального мирового порядка, освящённого религией), допускающее возможность проведения реформ в рамках существующей системы с целью укрепления монархической власти;
3). наличие в консервативных концепциях религиозно-православной константы, обусловленной сакрализацией явлений государственно-политической жизни, связанная с этим оценка монарха как «помазанника Божьего»;
4). признание несовершенства природы человека, преодолеть которое можно только находясь в лоне церкви и подчиняясь власти монарха;
5). понимание естественного неравенства людей и, соответственно, признание необходимости общественной иерархии как основы самодержавной системы и отражения «иерархии небесной»;
6). сохранение единой и неделимой Российской империи;
7). настороженное отношение к начавшейся капитализации страны, требование учёта специфики российской экономики, доминирования в ней аграрного сектора.
Консерваторы пытались найти компромисс с происходившими в стране переменами и, ратуя за сохранение принципиально-сущностных основ традиционной системы отношений, одновременно стремились разработать и предложить целостную систему мер, позволяющих, по их мнению, осуществить без потрясений плавный переход к новым социально-экономическим отношениям. В условиях быстро меняющегося мира они делали особый акцент именно на обосновании преимуществ традиции, что позволяло избежать «прерыва постепенности», на котором настаивали не только социалисты, но и радикально настроенные либералы.
Однако все попытки воплотить исповедываемую консерваторами систему взглядов на практике терпели поражение, так как ещё при жизни идеологов вокруг них стараниями либеральной и революционной общественности создавалась «полоса отчуждения» (К.П. Победоносцев, М.Н. Катков), а интерес к работам консерваторов возникал только через несколько лет после смерти их авторов (Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев) и носил не столько государственно-практический, сколько научно-публицистический характер. Интеллектуальные разработки консервативного течения русской мысли так и остались невостребованными властью.
Новый интерес к работам отечественных консервативных мыслителей возник в нашей стране в начале 1990-х гг. Смещение акцентов в оценке консерватизма от негативно-нейтральных к положительным было связано с изменением социально-политической ситуации в стране, обострением проблемы «традиция и модернизация», попытками осознания подлинного места российской цивилизации в рамках проблемы «Россия и Европа».
Методические указания одобрены на заседании кафедры (протокол № 1/2007 от 30 августа 2007 г.) и могут быть рекомендованы студентам I и III курсов всех специальностей.
Зав. кафедрой, д. и. н., профессор /Панина Н.В./
Рекомендуемая литература
1. Гусев В.А. Русский консерватизм: основные направления и этапы развития. Тверь, 2001 // Информационный центр Ассоциации исследователей российского традиционализма, консерватизма и правых идеологий «Консерватизм в России и мире: прошлое и настоящее» – http://conservatism.narod.ru/gusev/gusev.html
2. Ермашов Д.В. Наследие Н.М. Карамзина // Православный образовательный портал «Слово». Раздел «История». Рубрика «Философия истории» – http://www.portal-slovo.ru/rus/history/48/5957/
3. Ермашов Д.В. Политические воззрения К.П. Победоносцева // Православный образовательный портал «Слово». Раздел «История». Рубрика «Обществоведение». Подрубрика «Философия» – http://www.portal-slovo.ru/rus/history/58/77/3359/
4. Ермашов Д.В. Политические воззрения С.С. Уварова // Православный образовательный портал «Слово». Раздел «История». Рубрика «Обществоведение». Подрубрика «Философия» – http://www.portal-slovo.ru/rus/history/58/77/3355/
5. Иванов О.А. Идеология «православие, самодержавие, народность» С.С. Уварова // Консерватизм в России и мире: прошлое и настоящее /
Отв. ред. А.Ю. Минаков. Выпуск 1. Воронеж, 2001 http://conservatism.narod.ru/sb_cons1/sb_cons1.html
6. История России. XIX в.: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 частях / Под ред. В.Г. Тюкавкина. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. Часть 1. С. 77 – 79, 166 – 169; Часть 2. С. 257 – 259.
7. Камкин А.К. Сравнительный анализ культурологических концепций Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера и их значение для современности: Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук. М., 2004. С. 14 – 18 // Консерватизм в России и мире: прошлое и настоящее – http://conservatism.narod.ru/avtoref/kamkin.doc
8. Милевский О.А. Проект «идеальной монархии» Л. Тихомирова: утопия или реальность? // Консерватизм в России и мире: прошлое и настоящее – http://www.conservatism.narod.ru/milevsky/monarhia.doc
9. Минаков А.Ю. Идеология самодержавия. Воззрения русских консерваторов первой четверти XIX века // Православный образовательный портал «Слово». Раздел «История». Рубрика «Обществоведение». Подрубрика «Философия» – http://www.portal-slovo.ru/rus/history/58/77/427/
10. Минаков А.Ю. Николай Михайлович Карамзин // Православный образовательный портал «Слово». Раздел «История». Рубрика «Исторические портреты» – http://www.portal-slovo.ru/rus/history/84/1230/
11. Минаков А.Ю. Опыт типологии течений в русском консерватизме первой четверти XIX века // Православный образовательный портал «Слово». Раздел «История». Рубрика «Обществоведение». Подрубрика «Философия» – http://www.portal-slovo.ru/rus/history/58/77/1233/
12. Минаков А.Ю. Фотий (Спасский), архимандрит // Православно-аналитический сайт «Правая.ru» – http://www.pravaya.ru/ludi/450/2556
13. Мячин А.Г., Ширинянц А.А. Жизнь и идеи К.Н. Леонтьева // Православный образовательный портал «Слово». Раздел «История». Рубрика «История России». Подрубрика «Российская империя» –http://www.portal-slovo.ru/rus/history/49/61/1692/$detail_annotation/
14. Общественная мысль и общественные движения в России в XIX веке: Метод. рекомендации по курсу «Отечественная история» / Моск. гос. ин-т электроники и математики; Сост.: Попова Т.Г. М., 2003. С. 7 – 11 // МИЭМ. Факультет электроники. Раздел «Скачать». «Отечественная история» – http://fe.miem.edu.ru/downloads/files/oi-mysl.pdf
15. Перевезенцев С.В. Россия или Запад // Православный образовательный портал «Слово». Раздел «История». Рубрика «История России». Подрубрика «Российская империя» – http://www.portal-slovo.ru/rus/history/49/61/1476/$detail_annotation/
16. Против течения: исторические портреты русских консерваторов. Воронеж, 2005. // Консерватизм в России и мире: прошлое и настоящее – http://conservatism.narod.ru/news/protiv.rar
17. Репников А.В. Консервативная концепция российской государственности. М., 1999 // http://www.nationalism.org/library/science/ideology/repnikov/repnikov-monograph.doc
18. Репников А.В. Краткие тезисы о консерватизме // Православный образовательный портал «Слово». Раздел «История». Рубрика «Философия истории» – http://www.portal-slovo.ru/rus/history/48/8251/
19. Репников А.В. Тихомиров Лев Александрович (1852 – 1923) // Православно-аналитический сайт «Правая.ru» – http://www.pravaya.ru/ludi/450/409
20. Российская цивилизация: Учебное пособие для вузов / Под общ. ред. М.П. Мчедлова. М.: Академический Проект, 2003. С. 253 – 255.
21. Синицына Н.В. Симфония священства и царства // Исторический вестник. 2000. № 9 – 10. http://www.vob.ru/public/bishop/istor_vest/2000/5-6_9-10/1_11.htm
22. Тонких В.А., Ярецкий Ю.Л. История политической и правовой мысли России: Учебное пособие для вузов / Под ред. доктора ист. наук В.И. Жукова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. Глава II. Российский консерватизм: от века к веку. С. 70 – 155.
Учебное издание
Консерватизм в России XIX столетия
Составитель
РОДИОНОВА Ирина Витальевна
Редактор С.П. Клышинская
Технический редактор О.Г. Завьялова
http://www.miem.edu.ru/rio
Подписано в печать . Формат 60 х 84/16.
Бумага типографская. Печать – ризография.
Усл. печ. л. . Уч.-изд. л.. Изд. № .
Заказ . Бесплатно. Тираж 100 экз.
Московский государственный институт электроники и математики
109028 Москва, Большой Трехсвятительский пер., д. 1 – 3/12, стр. 8.
Отдел оперативной полиграфии Московского государственного
института электроники и математики.
113054 Москва, ул. Малая Пионерская, д. 12 – 18/4, стр. 1.
[1] Клир (от греч. kleros – жребий) – собрание священно- и церковнослужителей (духовенство).
[2] Масóнство (франкмасонство; от франц. franc mason – вольный каменщик) – наднациональное движение, противостоящее традиционным религиям, декларирующее своими целями поиски абсолютной истины, восстановление и сохранение тайных знаний прошлых времен, духовное самосовершенствование, движение к идеалам свободы личности и духовного братства людей. В то же время действительные цели движения и средства их достижения скрываются масонами от непосвященных, да и в самих масонских организациях эта информация доводится до их членов дозированно, в зависимости от места в масонской иерархии.
[3] Деúзм (от лат. Deus – Бог) – учение, которое признаёт существование Бога в качестве безличной первопричины мира, развивающегося затем по своим собственным законам; не допускает иных путей к познанию Бога, кроме разума.
[4] Атеúзм (от греч. «а» – отрицательная частица и Theos – Бог; буквально – безбожие)– отрицание существования Бога, связанное с этим отрицание религии.
[5] Космополитúзм (от греческого kosmopolites – космополит, гражданин мира), идеология так называемого мирового гражданства, обосновывала расширение сферы господства и влияния (Александр Македонский, католическая церковь в средние века). В эпоху Возрождения и Просвещения идеал мирового гражданства был направлен против феодальной раздробленности (Данте, Т. Кампанелла), выражал идеи свободы индивида (Г. Лессинг, И.В. Гёте, И.Ф. Шиллер).
[6] Релятивúзм (от латинского relativus – относительный) – признание относительности, условности и субъективности познания, отрицание абсолютных этических норм и правил.
[7] Оптина Пустынь имела совершенно особое значение в русской духовной жизни XIX ст. Среди наиболее прославленных оптинских старцев: Леонид (1768 – 1841), Макарий (1788 – 1860), Анатолий Старший (Зерцалов) (1824 – 1894), Варсонофий (1845 – 1913), Анатолий Младший (Потапов) (1855 – 1922), Нектарий (1853 – 1928). Все они и другие оптинские старцы причислены к лику святых. Ставшие центром духовной жизни России, оптинские старцы притягивали к себе как выдающихся деятелей русской культуры, так и простых мирян. В разное время в обитель за духовным советом приезжали, а то и подолгу жили И.В. Киреевский, В.А. Жуковский, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, К.Н. Леонтьев, Л.Н. Толстой, В.В. Розанов и другие.
[8] Каноническая норма симфонии священства и царства, сформулированная в VI в. в предисловии к VI новелле императора Юстиниана, более детально разработанная в IX в., была известна и в русском церковном праве. Несмотря на факты нарушений, притом факты действительно вопиющие (убийство митрополита Филиппа, протестовавшего против опричных жестокостей царя Иоанна Грозного), сам принцип симфонии никогда не ставился под сомнение, сохранял полноту нормативного значения, а факты его нарушения воспринимались и оценивались как отступление, как грех, требовавший раскаяния и покаяния. Справедлива характеристика В.В. Зеньковского: «Теократическая тема христианства развивается в России не в смысле примата духовной власти над светской, как это случилось на Западе, а в сторону усвоения государственной власти церковной миссии». Реальные ситуации далеко не всегда соответствовали симфонии, но она отражала идеал, норму, предписывала способ разрешения конфликтов, а более широко – способствовала формированию общественного согласия.
[9] Экуменúческое движение (от греч. oikuméne – вселенная, обитаемый мир) – движение за объединение христианских конфессий.
[10] Имплицитный (английское implicit) – подразумеваемый, невыраженный.
[11] Антагонизм (от греч. antagõnisma – спор, борьба) – противоречие, характеризующееся острой борьбой враждебных сил, тенденций.
[12] См.: Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. СПб., 1995. С. 223.
[13] Данилевский Н.Я. Горе победителям: Политические статьи. М., 1998. С. 285.
[14] Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство: Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872 – 1891). М., 1996. С. 128.
[15] Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени. М., 1993. С. 34.