Героический эпос раннего феодализма. Ирландские саги. Жанровые особенности. Основные циклы. Образ Кухулина. Героические черты и черты культурного героя.

Героический эпос - один из наиболее характерных и популярных жанров европейского средневековья. Во Франции он существовал в виде поэм, называвшихся жестами, т.е. песнями о деяниях, подвигах. Тематическую основу жест составляют реальные исторические события, большинство из которых относится к 8 - 10 вв. Вероятно, сразу же после этих событий возникли предания и легенды о них. Возможно также, что предания эти первоначально существовали в виде кратких эпизодических песен или прозаических рассказов, сложившихся в дорыцарской дружинной среде. Однако очень рано эпизодические сказания вышли за рамки этой среды, распространились в народных массах и превратились в достояние всего общества: им с одинаковым восторгом внимало не только воинское сословие, но и духовенство, купечество, ремесленники, крестьяне.

Особенности героического эпоса:

1. Эпос создавался в условиях развития феодальных отношений;

2. Эпическая картина мира воспроизводит феодальные отношения, идеализирует сильное феодальное государство и отражает христианские верования, хр. идеалы;

3. В отношении истории, историческая основа просматривается четко, но при этом она идеализируется, гиперболизируется;

4. Богатыри - защитники государства, короля, независимости страны и христианской веры. Всё это трактуется в эпопеи как общенародное дело;

5. Эпопея связана с фольклорной сказкой, с историческими хрониками, иногда с рыцарским романом;

6. Эпопея сохранилась в странах континентальной Европы (Германии, Франции).

На героический эпос большое влияние оказала кельтская и германо-скандинавская мифология. Часто эпос и мифы настолько связаны и переплетаются между собой, что провести границу между ними довольно трудно. Эта связь отражена в особой форме эпических сказаний - сагах - древнеисландских прозаических повествованиях (исландское слово «сага» происходит от глагола «сказать»). Складывали саги скандинавские поэты 9-12 вв. - скальды. Древнеисландские саги очень разнообразны: саги о королях, сага об исландцах, саги о древних временах («Сага о Вельсунгах»).

Саги получили распространение и в Ирландии - самом крупном очаге кельтской культуры в средние века. Это была единственная страна Западной Европы, куда не ступала нога римского легионера. Ирландские сказания создавали и передавали потомкам друиды (жрецы), барды (певцы-поэты) и фелиды (предсказатели). Четкий и сжатый ирландский эпос сложился не в стихах, а в прозе. Его можно разделить на саги героические и саги фантастические. Главным героем героических саг был благородный, справедливый и смелый Кухулин. Его мать - сестра короля, а отец - бог света. Три недостатка было у Кухулина: он был слишком молод, слишком смел и слишком прекрасен. В образе Кухулина древняя Ирландия воплотила свой идеал доблести и нравственного совершенства.

В эпических произведениях часто переплетаются реальные исторические события и сказочная фантастика. Так, «Песнь о Хильденбранде» создана на исторической основе - борьбе остготского короля Теодориха с Одоакром. Этот древнегерманский эпос эпохи переселения народов возник еще в языческую эпоху и был найден в рукописи 9 века. Это единственный памятник немецкого эпоса, дошедший до нас в песенной форме.

В эпоху раннего средневековья (V—XI вв.) литература в странах Западной Европы развивалась преимущественно на латинском языке, чуждом и непонятном народу.

Это была пора становления феодального строя. С каждым столетием усиливалась эксплуатация крестьянства, усугублявшаяся беспрерывными междоусобными войнами. Феодалы, стремившиеся подавить народное недовольство, внушали народу идею покорности и послушания. Они опирались на христианскую церковную идеологию с ее проповедью смирения, отказа от земных благ, упования на вечное блаженство в загробном мире. Культура, полученная в наследство от древнего мира, пришла в это время в глубочайший упадок. Христианская церковь уничтожила почти все ее сокровища. В монастырских библиотеках хранились лишь некоторые рукописные книги античности. Церковные, монастырские школы были единственным очагом образования: ведь священнослужители должны были уметь читать по-латыни церковные книги.

Церковь воспитывала презрение к живому народному языку, культивировала «священную» латынь, непонятную народу. Переписывались и распространялись сочинения «отцов церкви», духовные стихи, жития святых.

Однако христианское мировоззрение и авторитет церкви не могли полностью подчинить духовную жизнь народа. В пору раннего средневековья существовало и развивалось устное народное творчество. В отличие от ученой церковной литературы народные песни, сказки, предания слагались на живых языках народов, населявших европейские земли, отражали их жизнь, нравы, верования.

Когда в дальнейшем у этих народов появилась своя письменность, произведения народного творчества были записаны. Так они дошли до нас.

К наиболее ранним произведениям устного народного творчества средневековой Европы относятся предания древних ирландцев, так называемые «ирландские саги», возникшие во II—VI вв. и сохраненные народными певцами-бардами. В самых ранних из них, героических сагах, отражена жизнь ирландских кланов (так назывались у древних ирландцев род, семейная община) в эпоху распада родового строя, их обычаи, междоусобные войны.

Особенно интересен цикл саг древнеирландского племени уладов. Герой этих саг — сказочный богатырь Кухулин — одарен сверхъестественной силой, мудростью, благородством. Для него ничего нет выше долга перед кланом. Кухулин гибнет, защищая Ирландию от чужеземцев, приплывших с Севера.

К более позднему времени относятся фантастические саги — поэтические сказания о бесстрашных ирландских моряках, бороздивших на своих утлых суденышках суровые северные моря и океаны. Географические открытия древних ирландцев, знавших путь на Исландию и Гренландию и, видимо, доплывавших до Северной Америки, запечатлены в сказочном мире фантастических саг с их чудесными островами и заколдованными землями.

Кельтские племена, к которым принадлежали древние ирландцы, населяли в древности Британские острова и большую часть нынешней Франции, Бельгии и Испании. Они оставили богатое поэтическое наследие. Заметную роль в дальнейшем развитии средневековой литературы сыграли кельтские предания о сказочном короле Артуре и его рыцарях, сложенные в Британии и перенесенные затем в Северную Францию. Они стали известны по всей Западной Европе.

Великим памятником устной поэзии раннего средневековья является также и «Старшая Эдда» — сборник песен на древнеисландском языке, дошедший до нас в рукописи XIII в. и названный так в отличие от «Младшей Эдды», несколько ранее найденного трактата о творчестве исландских певцов-скальдов.

Героический цикл кельтского эпоса сложился преимущественно в Уладе, одной из пяти пятин Ирландии, выделенной племени уладов на камне Деления (камне Уснеха). Эпический король в сагах уладского цикла – Конхобар, эпический герой – его племянник Кухулин. Конхобар постепенно вытесняется из эпоса активным, действующим героем. Героика образа Кухулина выражает своеобразие ирландского эпоса. По одной из версий, Кухулин – сын бога света Луга, должен был получить имя Сетанта по велению своего божественного отца, но убив пса кузнеца Кулана, он служил тому семь лет вместо пса и получил новое имя Кухулин (Пес Кузнеца). По другой версии Кухулин – сын бога, воспитанный королем Конхобаром, – подкидыш, кукушонок, выросший в чужом гнезде, а в основе его имени лежит звукоподражание – Кукулайн – иная транскрипция имени героя. Черты первобытного демонизма узнаются в портрете Кухулина, в его магическом преображении во время боя, чудесном оружии. Характер Кухулина наделен значительным трагическим потенциалом: герой опутан противоречивыми запретами и делает выбор в пользу рода, тем самым обрекая себя на смерть в саге «Смерть Кухулина».

На основании сюжетов саг о Кухулине можно составить его эпическую биографию: чудесное рождение, воспитание кузнецом в лесу, обучение боевому искусству у богатырши Скатах в потустороннем мире, эквивалентном состоянию временной смерти героя во время обряда инициации и возрождению в новом, более совершенном качестве и новом статусе, юношеские подвиги, героическое сватовство к Эмер, далее – обращение к неправильному поведению: любовь к сиде Фанд, убийство на поединке побратима Фердиада, трагическая вина за измену и смерть и как следствие – гибель героя. Кухулин лишен озорства и своеволия, присущих архаическим героям, перед гибелью он делает выбор в пользу благополучия и процветания рода, а прощаясь с родичами, произносит название великой столицы уладов – «Эмайн-Махи».


К наиболее значительным и характерным памятникам героического эпоса относятся прежде всего ирландские и исландские саги. В силу отдаленности этих стран от центров католического мира в их первых письменных памятниках отражены языческие религиозные представления. На примере саг и «Эдды» можно проследить эволюцию эпического творчества от мифов к сказке и затем к героическому эпосу, да и самого героического эпоса от языческой эпохи к христианской. Эти сказания интересны и тем, что дают представления о жизненном укладе в эпоху родового строя.
Особенностью ирландского и исландского эпоса является то, что прозаическое повествование там хронологически предшествует поэтическому.
При сопоставлении поэтики ирландского эпоса с поэтикой эпоса других народов можно обнаружить немало общих черт. Кельтский пантеон во многом аналогичен греко-римскому, однако лишен того изящества и гармонии, какой наделили своих богов и героев греки и римляне. Нетрудно заметить сходство богатыря Кухулина, рожденного от бога света Луга и смертной женщины, с античными героями-полубогами. Королю Конхобару приданы черты идеального монарха, который, подобно эпическому королю Артуру, Карлу Великому или былинному князю Владимиру, оттесняется на дальний план повествования своими богатырями, в первую очередь собственным племянником Кухулином. Поединок Кухулина со своим внебрачным сыном Конлайхом, погибшим от руки отца, напоминает единоборство Ильи Муромца с Сокольничком или гибель Одиссея от руки сына, прижитого им от Каллипсо. Простота и грубость нравов и даже жестокость и вероломство, которые не порицаются, а превозносятся, присущи дохристианскому эпосу у разных народов и роднят саги и «Эдду» с «Илиадой» и «Одиссеей», «Махабхаратой» и «Рамаяной», былинами и историческими книгами Ветхого Завета.
Объективно представить жизненный уклад германцев и скандинавов в период родового строя по «Беовульфу» уже невозможно. Записавший около 1000 г. эту бытовавшую с начала VIII в. поэму клирик всячески стремится изгладить из нее языческую образность, заменив ее библейской, преимущественно ветхозаветной (например, чудовище Грендель, побежденное королем геатов Беовульфом, именуется «отродьем Каина», хотя оно явно относится к персонажам древнегерманской мифологии). Любопытно, однако, что при неоднократном упоминании о Едином Боге («Правителе мира») нигде не встречается имя Иисуса Христа. Этика «Беовульфа» тоже представляет собой переход от языческой к христианской. То, что действие поэмы происходит не в Англии, а на Скандинавском полуострове, вовсе не говорит о ее иноземном происхождении: ведь и в поэме «Витязь в тигровой шкуре» события разворачиваются не в Грузии, а на Аравийском полуострове.

Старшая Эдда» и «Младшая Эдда» как источник знаний о скандинавской мифологии и культуре. Картина мира в песнях о богах. Образы Одина, Бальдра, Локи. Понятие чести в песнях о героях

"Эдда" – в средние века так называлась книга, написанная в 1222-1225 гг. знаменитым исландским историком и поэтом Снорри Стурлусоном. Книга эта представляет собой учебник поэтического искусства (скальдической поэзии) и содержит:

· обзор языческой мифологии

· обзор поэтической фразеологии

· образцы стихотворных размеров

В 1643 году исландский епископ Брюньольв Свейнссон обнаружил рукописный сборник древних песен, составленный в Исландии в XIII веке. Эта рукопись хранится в Копенгагене, ее принято обозначать как «Королевский кодекс» 2365. Другое, более известное название этого произведения — «Старшая Эдда». Поскольку в «Эдде» у Снорри многие сюжеты в точности совпадали с соответствующими местами «Королевского кодекса», то Брюньольв предположил, что найденная им рукопись является подлинной, первоначальной «Эддой», послужившей источником для пересказов и цитат Снорри. Таким образом, за анонимным «Королевским кодексом» укрепилось название «Эдда» или «Старшая Эдда», а за сборником Снорри — название «Младшая Эдда». («Старшая» - поэзия, «Младшая» - проза.)

«Старшая Эдда» – это литературный памятник, который уходит корнями в эпоху архаики. В эддических песнях отражены мифы скандинавских народов, мифы германских племен и некоторые мифы того времени, когда складывалась индоевропейская языковая общность.

С одной стороны, «Старшая Эдда» – это мир яркой фантастики, мир, где среди молний по небу скачут валькирии, драконы сторожат сокровища, боги вмешиваются в судьбы людей. А с другой стороны, это мир вполне конкретной действительности, где переживания выражаются только посредством действий или лаконичных высказываний, люди оцениваются критически и даже боги наделены всеми слабостями и пороками людей. Это мир трезвой и пессимистической морали, не освященной никакими сверхъестественными авторитетами.

"Младшая Эдда" в основе своей содержит не только свод законов, свод исторических повествований, свод основ мироздания, но и также в ней существует раскрытие таинственных смысловых связей, некоторый словарь, даже некоторые смысловые числовые значения букв (рун).

"Младшая Эдда" рассказывает об Одине, в отличие от "Старшей Эдды", не как о боге, а как о человеке, рассказывает историю его появления в Скандинавии, о его мудрости и знаниях.

Один, верховный бог скандинавов и норвегов, "Младшей Эддой" определяется не только в образе человека, но и почитает за человека, за странствующего мудреца с Востока, которому предсказали, что имя его превознесут на севере и примут за бога. Он отправился на север, чтобы проверить предсказание. Прибыв на север Один, в конце концов, подчинил себе страну Саксов, стал конунгом. По легенде Один прибыл на север с востока. После него некоторые азиаты также пребывали на север. Их причисляли к божественной нации (азы - асы), потому что они обнаруживали нечеловеческую мудрость. "Старшая Эдда" включает много песней о героях, это объясняется тем, что Один и его потомки много вели завоевательных воин.

Главной отличительно чертой Скандинавской мифологии - это поэтичность. В "Младшей Эдде" так же, как и в "Старшей Эдде", встречается великое множество поэтических смысловых определений окружающего мира. Например, вот определения поэзии (их в "Эддах" больше всего, т. к. все совершенно было связано с ней). Ее считали достоянием карлов (гномов). Вот лишь несколько самых распространенных эпитетов поэзии, встречающихся постоянно: корабль карлов, мед карлов, виола скал Хнитбьёрг, питье Двалина (предводителя карлов), плата племени камней (гномы живут и в земле, и в камнях), волна моря Одрёрира, струг саксов скал (карлов), семя Сон (имя чаша, а поэт - податель напитка).

Между отдельными песнями "Старшей Эдды" есть довольно значительные стилистические различия: "Песнь о Трюме" стилистически блика к народной балладе, "Песнь о Хюмире" - к поэзии скальдов, "Песнь о Харбарде" очень прозаична, в "Речах Атли" много эпической вариации, и т. д. Общие черты:

· кеннинги (замена существительного обычной речи перифразом, по меньшей мере двучленным, типа: дорога китов - море, морской конь - корабль)

· хейти (прием поэтического иносказания, основанного на цепи ассоциаций и синонимов. Хейти неба: «твердь», «безоблачное», «ураганное», «беспредельное», «лучистое», «вьюжное», «верх», «бездонное», «высь», «молния», «покров», «широкосинее».)

· обилие собственных имен

· повторяющиеся формулы, словесные клише

· богатая синонимика и конкретность значений. Слов с абстрактным значением в языке "Эдды" вообще нет.

· компактность, лаконизм, стремительность.

Стихосложение

Стих песен "Эдды" - это аллитерационный стих, форма стихосложения, которая возникла у германцев в глубокой древности, вероятно еще до нашей эры, и сохранилась всего дольше в Исландии. Сущность этой формы стихосложения - в аллитерации, в регулярном повторении начального звука слова

В песнях "Эдды" встречаются два варианта аллитерационного стиха. Первый из них можно назвать "эпическим размером" (размер большинства песен "Эдды" и всех ее повествовательных песен). Второй размер, встречающийся в "Эдде", можно назвать "диалогическим" или "гномическим". Он отличается от первого более четкой строфической композицией. Этот размер встречается только в песнях, содержание которых - поучения, изречения или речи персонажей.

В русском языке начальное ударение никогда не было правилом, и слов с начальным ударением в нем мало. Поэтому в нем аллитерация вообще не может играть той роли, которую она играет в песнях "Эдды". Перевести песни "Эдды" на русский язык "размером подлинника" нельзя.

Понятие чести

Время возникновения героической поэзии – это эпоха, когда развивались дружинные отношения, и война становилась основным промыслом варварских племен. Поэтому основное действующее лицо в героической поэзии – всегда воин. Общественный строй этого времени – военная демократия. Герой поэзии такого общества – всегда идеальный герой. Сущность героизма – в безграничной силе духа, в победе человека над самим собой, то есть в совершении им чего-то трагического для него самого, часто такого, что ведет его к гибели. Поэтому героическая песнь по содержанию – не панегирик, а трагедия, повествование не о радости и славе, а о горе и гибели. Герой одерживает победу над собой во имя того, что представлялось людям высшим долгом – поддержание чести рода или своей героической чести. А поддержание героической чести заключалось прежде всего в убийстве ради мести. Хамдир и Сёрли готовы умереть, чтобы отомстить за свою сестру Сванхильд. Брюнхильд добивается убийства Сигурда, которого она любит, чтобы отомстить за свою оскорбленную героическую честь – за то, что он заставил ее нарушить данный ею обет выйти замуж только за самого бесстрашного. Гудрун убивает своих сыновей и своего мужа, чтобы отомстить за своих кровных братьев Гуннара и Хёгни.

Мифология. Песни о богах

Жилище богов Асгард упоминается наряду с жилищем людей Мидгард. Мидгард окружает широкий океан, в котором живет Ёрмунганд, некая хаотическая сила, временно обузданная богами, но потенциально опасная. Где-то на краю земли, в дикой скалистой местности находится страна великанов — Ётунхейм.

В горизонтальной плоскости разыгрывается противостояние: асы (группы скандинавских богов)-великаны (ётуны, турсы) и асы-карлики (цверги, черные альвы). В этой же плоскости находятся и представления о четырех карликах, поддерживающих края неба по углам Вселенной и которых зовут по названиям стран света. В вертикальной плоскости принято рассматривать концепцию мирового древа — ясеня Иггдрасиля, соединяющего небо, землю и подземный мир. На верхушке древа находится жилище богов — Асгард. Там же, на верхушке древа, находится и верхнее царство мертвых Вальхалла, куда попадают воины, павшие в бою. Люди, умершие смертью обычной, попадают в подземный мир мертвых, Нифльхейм. На верхушке мирового древа сидит орел, а у корней — змей Нидхёгг. На среднем уровне — четыре оленя, поедающие листья с древа и роняющие росу со своих рогов в подземное царство. Белка, снующая по дереву, своеобразный посредник между верхом и низом. Сведения об этапах сотворения и обустройства мира изложены в основном в одной из песен «Эдды» — в «Прорицании Вёльвы» и частично дополняются иными источниками.)

Боги "Старшей Эдды" - это те же люди. Они не идеализированы, не абстрактны и ни в каком отношении не лучше людей. Они даже не бессмертны и настолько очеловечены, что образы их разнообразней, сложней и конкретней, чем образы эпических героев в героических песнях. Основная группа богов скандинавской мифологии называется асы и возглавляет ее Один, который и является отцом большинства асов. К асам следует отнести Одина, Тора, Ньёрда, Тюра, Браги, Хеймдалля, Хёда, Видара, Вали, Улля, Форсети, Локи, Бальдра, Фрейра, Магни, Моди, Хёнира. «Младшая Эдда» перечисляет также четырнадцать богинь семейства асов: Фригг, Сага, Эйр, Гевьон, Фулла, Фрейя, Сьёвн, Ловн, Вар, Вёр, Сюн, Хлин, Снотра, Гна. Кроме того, часто встречаются имен. Другая группа богов — это ваны, боги плодородия. К ним относятся в основном Ньёрд и его дети Фрейр и Фрейя. Фрейр, являющийся по происхождению ваном, после войны асов с ванами был взят заложником и стал «числиться» по ведомству асов; Хёнир же перешел к ванам, став их заложником от асов.

Поводом к войне между асами и ванами стало появление злой колдуньи Хейда жен асов Сив, Идунн и Скади.

Важнейшие боги пантеона:

Один, глава и отец рода богов. Он бог войны. Но он также бог поэзии и мудрости. Он добыл у великанов мед поэзии и приобрел знание рун, повесившись на мировом древе и пронзив самого себя копьем. Он поэтому бог повешенных, т. е. казненных или принесенных в жертву. Он их оживляет и беседует с ними, как бог колдовства и заклинаний. Один - покровитель героев. Он любит принимать разные имена и менять свой образ. Его обычно представляли себе как старика с длинной бородой, в шляпе, низко надвинутой на лоб, и синем плаще. Одина обычно представляли себе одноглазым.

Тор - бог грома и молнии. Тора представляли себе высоким и сильным, вспыльчивым и простодушным, с рыжей бородой и громким голосом. В колеснице, запряженной козлами, и в сопровождении своего слуги Тьяльви он совершает поездки на восток, в страну великанов, и там сражается с ними. Тор побеждает силой, а не умом. Его атрибут - знаменитый каменный молот Мьёлльнир, которым он истребляет великанов и великанш. Мировой змей Ермунганд - тоже исконный противник Тора, и, когда наступит гибель богов, Тор сразит его и погибнет сам.

Локи. Он коварный зачинщик всякого зла. Он причина смерти светлого бога Бальдра, Которого оплакивал весь мир. Когда наступит гибель богов, Локи будет сражаться против них на стороне злых сил. Поэтому он, естественно, противник Тора. Но Локи выступает в мифах не только как противник Тора, но также как его спутник и помощник. Он выступает подчас как шутник, который сам не понимает, какие последствия может иметь его шутка, И он строит козни не только против богов, но и против великанов, т. е. злых сил.

Хеймдалль. В скандинавской мифологии упоминается с эпитетами «светлейший из асов», «предвидящий будущее», прозвища его — «златорогий» и «златозубый». Появляется он обычно на коне «с золотой челкой». В «прологе конца света» Хеймдаллю предстоит схватиться с Локи, с которым они сражались, приняв обличье тюленей, за драгоценности Фрейи — Брисингамен.

Хёнир. После войны асов и ванов он был отдан ванам в качестве заложника. В мифах упоминается о его участии в оживлении деревянных изваянии людей, а также в истории с похищением Идунн, когда он принимал облик орла. Согласно «Прорицанию Вёльвы», после гибели богов и мира Хёнир останется жить в обновленном мире.

Бальдр — любимый сын Одина и Фригг, прекрасный юный благостный бог, живущий в чертогах Брейдаблик, где нет дурных мыслей и поступков. (Локи подсунул слепому Хёду вместо обычной стрелы прут омелы, которая принесла смерть Бальдру.)

Фрейя. Будучи дочерью Ньёрда, она по происхождению относится к ванам, однако живет в общине асов, являясь женой Ода (возможно, Од — ипостась Одина). Фрейю принято считать богиней плодородия, любви и красоты.

Фригг. Богиня брака, любви, семейного очага, деторождения.

Особенности исторического эпоса развитого феодализма. Основные циклы. Бахтин об отличительных чертах эпопеи. «Песнь о Роланде». Историческая основа и её трансформация. Образы Роланда, Оливье, Карла Великого, Ганелона. Их роль в раскрытии содержания поэмы.

Наши рекомендации