Понятие трансформационной экономики: основные черты и особенности. Концепции перехода к рыночной экономике

Во-первых, проведение реформ означает ослабление координации экономической деятельности государственными органами и, в то же время, запаздывание в разви­тии координирующей способности рынка.

Во-вторых, командно-административная экономика — это экономика неравновесия. Всегда существовал дефицит одних товаров и накопление складских запасов других то­варов.

В случае реа­лизации градуалистской концепции реформ, правитель­ство пытается решить финансовые проблемы за счет мяг­кой кредитно-денежной политики, т.е. за счет инфляции. Это в конечном счете ведет к проеданию сбережений на­селения и понижению текущих доходов, проеданию оборотных фондов предприятий. Кроме того, происходит перенос решения текущих проблем на следующие поко­ления, поскольку из-за проедания амортизации накапли­вается износ основных фондов как в сфере производства, так и в социальной сфере. Продолжают функционировать предприятия с низкой эффективностью использования ресурсов, развивается скрытая безработица.

В случае «шоковой терапии» правительство стремиться быстро прекратить работу неэффективных предприятий и включить рыночные механизмы с целью более эффектив­ного использования имеющихся в стране ресурсов, в том числе и за счет радикальной либерализации внешней тор­говли. В результате радикальных реформ эффективность производства быстро повышается и перекрывает потери трансформационного спада. Появляются ресурсы для под­держания более высокого уровня социальной защиты на­селения. 66

63. Осн. направления рыночных преобразований

Либерализация экономики означает снятие разнообраз­ных административных ограничений на принятие реше­ний субъектами хозяйствования. Она предполагает либе­рализацию цен, внутренней и внешней торговли и дере­гулирование бизнеса, снятие ограничений на доходы и заработную плату, демонтаж институтов планово-распре­делительной системы. Главный элемент указанных процес­сов — либерализация цен. С него начинается запуск рыноч­ной экономики, потому что именно свободные цен опре­деляют поведение агентов рынка.

Либерализация создала условия для при­ватизации, поскольку она обеспечивала реальные права собственника по принятию экономических решений.

Приватизация собственности бюрократией и криминаль­ными структурами, начиная с государственных финансов, началась спонтанно вместе с распадом системы социализма. Поэтому одна из целей ускорения формальной приватиза­ции — стремление реформаторов остановить спонтанную при­ватизацию, которая была несправедливой и неэффективной. Приватизация — это фундаментальное изменение в отноше­ниях собственности, которое преследует прежде всего эко­номические цели: формирование основ рыночной экономи­ки в целом, перераспределение ресурсов от старых к новым видам деятельности, проведение реструктуризации предпри­ятий и повышение их эффективности. 67

63. Осн. направления рыночных преобразований

Основными ограничениями на скорость и методы при­ватизации стали политические факторы. Реформаторы стре­мились предотвратить чрезмерное вмешательство государ­ства в деятельность предприятий, что было одним из ос­нований развивающейся коррупции.

Малая приватизация прошла быстро почти во всех стра­нах. Основным способом малой приватизации стала про­дажа предприятий их работникам (инсайдерам) и только в Чехии большинство предприятий было продано на аук­ционах. Продажа инсайдерам, как показал опыт, осуще­ствлялась по ценам более низким, чем на аукционах.

Рассмотрим основные методы приватизации.

Первоначальное публичное предложение акций (ПППА) на биржах ~ это стандартный метод приватизации на биржах в странах Запада. Этот метод представляет наиболее от­крытую и транспарентную форму приватизации. Цена ком­пании определяется рынком, и государство в этом случае получает максимальный доход. Приватизация в этом слу­чае становится доступной инвесторам различных стран. ПППА требует значительных затрат времени и финансов. Кроме того, у основных претендентов на собственность не было стимулов содействовать проведению ПППА. Этот ме­тод лишь иногда применялся в Польше, Эстонии и Венгрии.

Прямая продажа или инвестиционные тендеры давали возможность аутсайдерам приобретать значительные объ­емы госсобственности. 68

63. Осн. направления рыночных преобразований

Для крупных предприятий, кото­рым требовался иностранный инвестор, это была единст­венная возможность выживания. Но эти методы привати­зации были нетранспарентны, множество условий требо­валось обсуждать с чиновниками. Заинтересованные ин­сайдеры не могли на равных участвовать в тендерах с ино­странными инвесторами из-за недостатка средств и ока­зывали сопротивление приходу внешних инвесторов (аут­сайдеров). Эксперты считают, что теоретически это был наихудший способ приватизации. Прямые продажи и тен­деры имели успех в Венгрии, Чехии и Эстонии, т.е. в стра­нах с наиболее сильной государственной властью.

Ваучерная приватизация. Ваучер — это сертификат, дающий каждому гражданину право на приобретение части государст­венной собственности. Они распределялись среди всего насе­ления. Сама приватизация проходила быстро и пользовалась общественной поддержкой. Но ваучерная приватизации при­водила к распылению собственности. Она стала важнейшей формой приватизации в Чехии, Литве, Латвии, Армении, в Казахстане, за ваучеры было куплено 20% акций в России. Инсайдерская приватизация, т.е. приватизация в пользу менеджеров или работников предприятий. В ряде стран претензии работников и менеджеров на собственность были так велики, что другая форма приватизации была невоз­можна. Это была наиболее легкая и быстрая форма прива­тизации, которая получила распространение в странах СНГ. 69

63. Осн. направления рыночных преобразований

В России Программа приватизации (1992) предусматрива­ла 3 модели приватизации. Наиболее популярной оказалась вторая модель, по которой до 51% голосующих акций, т.е. контрольный пакет, могли получить работники пред-ий. Половина акций могла быть оплачена ваучерами. 3/4 пре-ий были приватизированы по этой модели. Банкротство и ликвидация стали наиболее эффективны­ми формами перехода к рынку. Сама угроза банкротства сти­мулирует жесткие бюджетные ограничения, улучшает пла­тежную дисциплину лучшими формами, приводит к уволь­нению слабых менеджеров. Процедура банкротства позво­ляет избавиться от старых собственников не справивших­ся со своей задачей. Это эф-ый способ реструкту­ризации предприятий. По выражению Й. Шумпетера, бан­кротство — это «созидательное разрушение», оно передает ресурсы неэф-но ра-ботающего пред-ия тем предпринимателям, которые используют эти ресурсы с большей пользой для общ-ва. Нов. собственники по­лучают юридически чистую компанию, которая не имеет долгов, в т.ч. скрытых, не имеет доли гос-ва в своих активах. Наконец, банкротство открывает рынки, прежде захваченные дотационными пред-ми и улу­чает конкурентную среду.

63. Осн. направления рыночных преобразований

Процедуры банкротства, как и ликвидации без проце­дуры банкротства, получили распространение в странах ЦВЕ и Прибалтики. К примеру, в 10-миллионной Венг­рии, в 1992 г. было зарегистрировано 14060 банкротств. В России, после принятия нового закона о банкротстве, в 1999 г. было зарегистрировано 10000 банкротств, что сразу улучшило платежную дисциплину, и доля бартера в рас­четах сократилась с 54% в 1998 г. до 21% в 2000 г. 70

63. Осн. направления рыночных преобразований

С появлением на предприятии новых собственников и изменением правил игры в эконо­мическом пространстве у предприятий появляются новые пели деятельности и способы их достижения. Процесс их адаптации к изменившимся условиям принято называть реструктуризацией предприятий.

В новых условиях работы фирмы осуществляют, прежде всего, организационную перестройку, т.е. создают новые функциональные подразделения (например, в области фи­нансового менеджмента, маркетинга, управления челове­ческими ресурсами), осуществляют децентрализацию не­которых функций управления. Все больше функций по производству деталей и комплектующих, осуществлению конструкторских, ремонтных работ и др. выносится за пре­делы фирм (аутсосрсинг) и соответствующие подразделе­ния фирм ликвидируется.

На предприятиях производят разделение активов, т.е. выделение в самостоятельные юридические лица или пе­редача уже существующим организациям непрофильных подразделений.

Большинство предприятий вынуждены искать новых потребителей и изменять ассортимент вы­пускаемых товаров {реструктуризациярынков); высвобож­дать излишнюю рабочую силу и нанимать работников нуж­ной квалификации (реструктуризация рабочей силы); об­новлять оборудование (реструктуризация ресурсов), изме­нять методы управления (реструктуризация менеджмента) и т. д

Наши рекомендации