Структура и функции политической системы
Структурно-функциональная модель политической системы – модель ее внутренней структуры была предложена Габриэлем Алмондом и Джоном Пауэллом[13].
Они рассматривали политическую систему как совокупность функций всех структур, ее составляющих.
Они выделили шесть типов структур: 1) законодательная; 2) исполнительная; 3) судебная ветви власти; 4) чиновничество; 5) политические партии; 6) другие группы давления. Каждый элемент этой политической системы выполняет определенные функции в интересах всей системы и способствует ее адаптации и эффективной деятельности.
Политическая система - существующая во всех самостоятельных обществах система взаимодействия, которая выполняет функции интеграции и адаптации (внутри общества, вне его и между обществами) посредством применения или угрозы применения более или менее легитимного физического принуждения. Она является легитимной, поддерживающей порядок и преобразующей системой в обществе.
«Структура» - доступная наблюдению ролевая деятельность, которая формирует политическую систему. Роли – это единицы, из которых комплектуются все социальные системы, включая политическую. Политическая роль – конкретная часть деятельности людей, которые участвуют в политическом процессе. Конкретные совокупности взаимосвязанных ролей составляют структуры. Например, судья – это роль, суд – структура ролей.
По мнению Г. Алмонда и Дж. Пауэлла, структуру политической системы составляют пять подсистем: 1) институциональная, 2) информационно-коммуникативная, 3) нормативно-регулятивная, 4) функциональная и 5) культурная.
В данной теме рассмотрим 1) институциональную, 2) информационно-коммуникативную и 3) нормативно-регулятивную подсистемы. Функциональную подсистему будем рассматривать в теме о политическом режиме. Культурную подсистему разберем на практическом занятии по политической культуре.
1. Институциональная подсистема политической системы – совокупность всех политических институтов, сложившихся в данном обществе. Включает государство как совокупность государственных институтов, группы интересов как совокупность политических институтов гражданского общества (политические партии, общественно-политические организации, политические движения, «группы давления» - лобби и т.п.).
2. Информационно-коммуникативная подсистема политической системы – совокупность всех каналов информационного обмена между политической системой и обществом и между институтами политической системы. Включает каналы передачи информации правительству (слушание дел на открытых заседаниях, комиссии по расследованию, конфиденциальные консультации с заинтересованными группами и т.д.); средства массовой информации, рассчитанные на огромную территорию; все каналы неформального обмена политической информацией.
3. Нормативно-регулятивная подсистема политической системы – совокупность политических норм, которые определяют поведение людей в политической жизни, их участие в процессах выдвижения требований, превращения этих требований в решения, осуществления решений. Включает 1) нормы-привычки и 2) нормы-законы. При этом соотношение их в различных обществах неодинаково. Нормативно-регулятивная подсистема политической системы напоминает айсберг. Нормы-законы – надводная часть айсберга. Нормы-привычки – его подводная часть. Чем старше политическая система, тем большее значение приобретают нормы-привычки и меньшее влияние на политическую систему оказывают нормы-законы.
Чтобы цели, выбранные из ограниченного числа альтернатив и необходимые для жизни общества были переведены в конкретные действия, политическая система должна выполнять определенные функции.
Алмонд и Пауэлл выделили четыре функции «ввода» и три функции «вывода». Функциями «ввода» в политическую систему являются 1) политическая социализация и привлечение к участию; 2) артикуляция политических интересов; 3) агрегирование политических интересов; 4) политическая коммуникация. Функциями «вывода» - 1) разработка норм-законов; 2) применение норм; 3) контроль соблюдения норм.
Функции ввода.
1. Политическая социализация и привлечение к участию важнейшая функция политической системы, суть которой в превращении основных ценностей, одобряемых государством и обществом в неотъемлемую часть внутриличностной ценностной структуры. Функция политической социализации и привлечения к участию свойственна всем политическим системам. В демократических странах эту функцию выполняют неправительственные органы, хотя и там очевидно влияние государственных структур. В недемократических обществах эта функция – фактически прерогатива государства. Политическая социализация происходит путем научения, через личный политический опыт и через политическую символику.
2. Артикуляция интересов – формулирование политических требований; превращение нечетких, расплывчатых, отрывочных требований членов общества в четкие политические требования; реализуется почти исключительно группами интересов. Основные формы артикуляции интересов: голосование на выборах (массовые решения относительно политических лидеров и их программ), деятельность неформальных групп, общественных движений (коллективное действие, направленное на достижение общего интереса), непосредственный контакт (частные проблемы граждан), протестная деятельность (активно выраженная поддержка особых интересов).
3. Агрегирование интересов – расположение политических требований в определенной последовательности по степени их важности для общества и по степени их выполнимости, т.е. превращение политических требований в альтернативы государственной политики; политические партии считаются специализированными агрегирующими структурами в современных политических системах. Агрегирование интересов оформляется в политические заявления, программы, законодательные предложения, предвыборные платформы.
4. Политическая коммуникация - процесс передачи информации и убеждений; обеспечивается связь между различными структурами политической системы; для руководства и реализации политики требуется вертикальный поток информации от народа к правительству и от правительства к народу, кроме того, необходим и горизонтальный поток информации между уровнями и органами власти. Политическая коммуникация выступает своеобразным социально-информационным полем политики.
Функции вывода.
1. Разработка норм-законов. В результате нормотворчества разрабатываются законы, которые определяют поведение граждан в обществе. Процесс нормотворчества включает ряд этапов: выработку политики и выбор общих целей, разработку решений и конкретных правил для достижения целей. Данную функцию выполняют законодательные, исполнительные и судебные органы.
2. Применение норм. Выполняют, в основном, исполнительные органы и административный аппарат (бюрократия), но нередко также законодательные и правовые структуры
3. Контроль соблюдения норм – интерпретация законов и действия с целью определения факта нарушения данного закона и наложения соответствующего наказания. Это, в основном, компетенция судебных органов, хотя исполнительные и законодательные органы иногда играют значительную роль в реализации этой функции.
Политическая система, отмечали Алмонд и Пауэлл, функционирует на трех уровнях: 1) возможности политической системы в обществе; 2) внутренние возможности политической системы; 3) поддержание модели и адаптация.
Первый уровень – возможности системы, т.е. власть правительства над обществом, степень влияния на умы и поведение людей в интересах достижения правительственных целей.
Экстрактивная возможность – это способность системы черпать человеческие и материальные ресурсы (таланты людей, поддержка, деньги) в определенных целях. Возможность вовлечения людей в политику в качестве избирателей, государственных служащих, партийных активистов, аналитическая поддержка политических структур, налогообложение, добровольные взносы и другие механизмы пополнения бюджета институтов политической системы. Политическая система существует лишь постольку, поскольку общество поставляет ей свои ресурсы.
Регулирующая возможность – это способность контролировать поведение отдельных людей и групп в обществе, регулировать деятельность общества. Меры прямого принуждения – законы, распоряжения, приказы. Косвенные механизмы регулирования цен и заработной платы, обработку общественного мнения, установление размеров процентных ставок на кредиты и налогообложение.
Распределительная возможность – это способность создавать, размещать и распределять материальные и нематериальные ценности в обществе. Реагирующая возможность – это способность системы реагировать на требования «подачей на выход» соответствующей политики, отвечать на многообразные требования, исходящие от различных групп. Символизирующая возможность тесно связана с потребностью в легитимности и поддержке, со способностью системы развивать популярные убеждения, взгляды, мифы, создавая яркие, доходчивые символы и лозунги, манипулировать ими с целью поддержания необходимой легитимности для осуществления своих целей.
Второй уровень функционирования системы отражает то, что происходит в ней самой.
Процессы превращения входящих факторов в исходящие (конверсивные процессы) анализируются и сравниваются согласно следующей схеме: как формируются требования (артикуляция интересов); как происходит комплектование требований в альтернативные программы действий (агрегирование интересов); как формируются нормы (нормотворчество); как эти нормы претворяются в жизнь (реализация норм); как они контролируются и регулируются (контроль над нормами); как все эти столь разнообразные действия соотносятся друг с другом внутри данной системы, а также при взаимодействии системы с окружающей средой (коммуникация).
Третий уровень функционирования политической системы – функции поддержания модели и адаптации, к которым относятся процессы социализации и рекрутирования, в ходе которых создаются новые роли и новые люди в политической жизни.