Происхождение государства и его признаки
Государство занимает в нашем сознании доминирующее место. Наша принадлежность к тому или иному государству определяет и наше отношение к нему. Причем степень осознания государства у каждого будет своя. Для одного — это органы охраны правопорядка, для другого — социального обеспечения, для третьего — представительство за границей, для четвертого — чиновник, решающий его конкретное дело и т.д. Наши личные представления о государстве базируются на жизненном опыте, поэтому лишь частично отвечают истине.
Общество в целом эта проблема интересует значительно шире. Оно прежде всего проявляет интерес к тому, каким должно быть государство, какие его функции и насколько они отвечают требованиям, стоящим перед ним на данном этапе развития. Ответы на эти вопросы может дать анализ всех факторов, обусловивших появление и развитие государства. В исторической науке нет единого мнения относительно времени, причин, обстоятельств возникновения государства. Решение этой проблемы зависит от научного интереса, идеологии, политического заказа и т. д. Появление государства одни связывают с появлением самого общества, другие — с процессами, что происходят в обществе, третьи — с деяниями Создателя и т.д. Здесь можно утверждать лишь то, что то или иное мнение имеет как свои позитивные, так и негативные черты.
Государство, считают марксисты, возникает на определенной ступени экономического и социального развития, а именно с появлением частной собственности и разделением общества на антагонистические классы. Государство, писал В. И.Ленин, возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия не могут быть примирены. Государство создается экономически господствующим классом как аппарат насилия в руках этого класса, «машина» для поддержания господства одного класса над другим. Следовательно, марксизм исходит из классовой сущности государства, а это значит, что его возникновение и исчезновение находится в прямой зависимости от наличия или отсутствия классов. Однако более глубокий и всесторонний анализ, в частности, доклассового общества, показывает, что создание государства связано не с появлением частной собственности и классов, оно возникает с потребностью в управленческой функции. И то, что на первых порах управление осуществлялось непосредственно всеми членами рода без специально уполномоченных на это лиц и особых учреждений, объясняется вовсе не отсутствием классовой дифференциации общества, а прежде всего незначительным объемом и простотой общественных отношений.
Но по мере количественного и качественного их усложнения происходит выделение управленческого труда в самостоятельную функцию, которая становится необходимой для эффективного регулирования совместной деятельности. Для осуществления этой функции уже требуются специальные органы, которые и создаются, — советы вождей, фратрий, старейшин и т. д., а должности военачальников, вождей, старейшин становятся постоянными. Л. Морган в своем труде «Древнее общество» убедительно показал, что первобытный строй, где не было ни частной собственности, ни классов, имел сложную и стройную по тем временам систему власти. Более того, многие государства Востока возникли и существовали на базе так называемого азиатского способа производства, в основе которого лежали не частная, а общественная собственность и отсутствие рабовладения. Но этим государствам были присущи все названные Энгельсом признаки. Да и осуществляли они публичную власть по отношению к свободному населению, а не для подавления эксплуатируемых. Причем эта власть носила довольно деспотический характер. Не исчезло государство, а наоборот, разрослось до неимоверных пределов и при социализме, уничтожившем частную собственность и классовый антагонизм.
Таким образом, главным детерминирующим фактором, порождающим государство, выступает не частная собственность и основанный на ней классовый антагонизм, а потребность в осуществлении организационно-управленческих функций. Именно для этого прежде всего и создается государство.
Хотя согласно писаной истории человечества первые государства появились в конце IV — в начале Ш тысячелетия до н.э., однако европейское государство, которому сегодня в науке уделяют столь пристальное внимание, возникло совсем недавно. Всего шесть или семь столетий тому назад люди в Европе просто не представляли, что они — граждане того или иного государства в нынешнем понимании этого слова. Работая на своей земле, с которой неразрывно были связаны их судьбы, люди мало интересовались окружающим их миром. Вообще для них не существовало разницы, чья армия их грабит — короля Франции или Папы Римского. Европейские государства — Франция, Англия и другие и XIV в. представляли собой географические регионы, разбитые на многочисленные области, население которых мало интересовалось, кто ими управляет, кому необходимо платить налоги и в каком государстве они живут.
Это относилось не только к простым людям, но и к образованной элите. Достаточно сказать, что большая часть аристократии читала и писала на латыни, а не на родном языке, считая себя представителями европейской, а не английской, французской или испанской культуры. Например, династия немецких королей пришла к власти в Англии в 1714 году, не умея говорить по-английски. Армия, важнейший признак государства, не находилась в сфере королевской компетенции, как это общепринято сейчас. Например, отряды английских солдат, нанятые королем Франции, воевали против Англии, и наоборот.
Такая ситуация наблюдается до XIX в., то есть до появления государства в современном его понимании, — территории с прочными границами, постоянным населением, связанным между собой юридическими нормами, национальной армией, национальной независимостью.
Значительный вклад в развитие современного европейского государства был сделан Наполеоном в период 1800—1815 гг.во Франции. Он впервые объединил пафос французской революции с активным и эффективным аппаратом управления и армией. Его государство завоевало всю Европу. Армия впервые сражалась не только за свою выгоду, но и за свою нацию, за Францию.
Вся последующая история Европы свидетельствует о том, что все государства так или иначе, копировали опыт государственной организации Франции.
В XX столетии, в связи с распадом колониальной системы, создаются новые государства, которые заимствуют государственное устройство современных европейских стран. Таким образом, современная европейская система государственного устройства стала универсальной формой политической организации.
Возникает вопрос, что же оказало влияние на развитие государства в последнее время? Детальное рассмотрение данной проблемы поможет лучше понять природу и сущность государства.
Ученые до сих пор спорят, отвечая на вопрос «Почему современная государственная система возникла и развилась в Европе?» Ответ на этот вопрос состоит в том, что Европа первая в мире перешла на новый тип экономических отношений, в условиях которых современное государство развивалось вместе с промышленностью, коммерциализированным сельским хозяйством и торговлей, которые, в свою очередь, могли развиваться только в густонаселенных районах. Иначе говоря, развитие рыночной экономики, свойственной капитализму, позволило иметь такое количество товаров, что ими можно было обеспечить не только свои, но и внешние потребности. Широкомасштабное развитие промышленности включило ее в международные связи. Отсутствие же законов, регулирующих торговлю, отсутствие налогообложения торговли, неурегулированность отношений между работником и собственником производства и т. п. вызвали необходимость иметь такую организацию, которая отвечала бы потребностям производства и самой организации. Такой организацией стало современное государство, от появления которого выиграли и промышленность, и торговля. С одной стороны, государство способствовало развитию промышленности и торговли, с другой, — промышленность и торговля обеспечивали развитие государства. Развитие средств коммуникации (железные дороги, телеграф, телефон, радио) позволило государству контролировать все процессы, происходящие в пределах своей территории. В этом, на наш взгляд, состоит основная причина появления европейской модели современного государства.
Из сказанного выше можно сделать вывод. В XIX веке сложились взаимовыгодные условия для развития как государства в виде экономики, так и для развития экономики в виде государства. Экономика нуждалась в появлении отвечающего ее интересам государства, а государство возникло в результате того, что экономика отвечала его потребностям.
Признаки государства. Государство — это не только система органов, осуществляющих организационно-управленческие отношения, чем обеспечивается целостность функционирования общества. Государство имеет, как минимум, три основных признака: территория, народ, суверенитет. Территория — пространственная форма и материальная основа жизнедеятельности людей. Каждое государство имеет свои территориальные границы. Современное международное право исходит из принципа неприкосновенности и территориальной целостности государства. Сохранение территориальной целостности означает недопущение насильственного ее расчленения, захвата или отторжения какой-либо части. Такие действия международные правовые нормы квалифицируют как агрессию и признают за государствами право на защиту своей территории. Уважение территориальной целостности, неприкосновенность границ являются необходимыми элементами всех межгосударственных политических договоров. Таким образом, территория, с политической точки зрения — это пространство, на которое распространяется государственная власть.
Существенный признак государства — народ. Этот основной компонент понятия государственно-правового общества свидетельствует о том, что его составляет большинство людей («народ-государство»), проживающих на одной территории, существующих не изолированно друг от друга, влияющих друг на друга (а также друг против друга). Общество — это объединение индивидов, или система связей между людьми, включающая в себя и элементы сотрудничества, и элементы конфликта.
Такую систему создают, как правило, представители нескольких поколений. Это социальное переплетение выступает как общество поколений, имеющее свою иерархию, организацию, структуру. Как государственно-правовое общество оно является социальным институтом.
Политическое общество предполагает наличие развитого и разветвленного хозяйства, в рамках которого взаимодействуют различные институты (семья, классы и т. п.). По отношению к ним государственно-правовое общество выступает как сложность, составленная из индивидов и институтов, что, в свою очередь, имеет институциональный характер. Политическая общность — это социальный институт иного порядка, выступающий над всеми другими институтами, включающий их в себя.
Народ-государство включает в себя акт установления государства, когда большинство людей договариваются и составляют договор друг с другом с целью утверждения мира между ними и защиты от других. По этому договору каждый из них будет признавать как свои собственные все действия и суждения того человека и общности людей, которым большинство дало право
представлять интересы всех (то есть быть их представителями), независимо от того, голосовал он «за» или «против» них.
Один из важнейших признаков государства — его суверенитет. Это неотъемлемое свойство государства. Оно лишь тогда является таковым, когда оно суверенно. Суверенитет можно определить как исходящую от народа верховную власть, которую государство осуществляет самостоятельно и независимо внутри страны и во внешнеполитической деятельности в рамках внутреннего и международного права.
Итак, что представляет собой государство? Во-первых, — это достаточно развитая система институтов власти с высококвалифицированными политиками, так как общественные отношения ввиду их исключительной сложности могут регулироваться только профессионалами. Во-вторых, государство — это определенное территориальное пространство, имеющее границы, которые отделяют его от других государств. В-третьих, государство — народ, объединенный в население страны. Все это означает, что осуществляемые властью функции, их установление, отказ от них, выбор объектов сотрудничества определяется самим государством.
В политологической литературе к признакам государства ученые относят также монополию на легальное применение физической силы, исключительное право на издание законов и норм, обязательных для всего населения, право сбора налогов с населения.
Рассмотрим государство в двух аспектах — как форму правления и как форму государственного устройства.