Происхождение государства и его признаки

Государство занимает в нашем сознании домини­рующее место. Наша принадлежность к тому или иному государству определяет и наше отношение к нему. При­чем степень осознания государства у каждого будет своя. Для одного — это органы охраны правопорядка, для другого — социального обеспечения, для третьего — представительство за границей, для четвертого — чинов­ник, решающий его конкретное дело и т.д. Наши личные представления о государстве базируются на жизненном опыте, поэтому лишь частично отвечают истине.

Общество в целом эта проблема интересует значи­тельно шире. Оно прежде всего проявляет интерес к тому, каким должно быть государство, какие его функции и на­сколько они отвечают требованиям, стоящим перед ним на данном этапе развития. Ответы на эти вопросы может дать анализ всех факторов, обусловивших появление и развитие государства. В исторической науке нет единого мнения относительно времени, причин, обстоятельств воз­никновения государства. Решение этой проблемы зависит от научного интереса, идеологии, политического заказа и т. д. Появление государства одни связывают с появлени­ем самого общества, другие — с процессами, что проис­ходят в обществе, третьи — с деяниями Создателя и т.д. Здесь можно утверждать лишь то, что то или иное мнение имеет как свои позитивные, так и негативные черты.

Государство, считают марксисты, возникает на оп­ределенной ступени экономического и социального развития, а именно с появлением частной собственно­сти и разделением общества на антагонистические классы. Государство, писал В. И.Ленин, возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия не могут быть примирены. Государство создается экономически господствующим классом как аппарат насилия в руках этого класса, «машина» для поддержания господства одного класса над другим. Сле­довательно, марксизм исходит из классовой сущности государства, а это значит, что его возникновение и ис­чезновение находится в прямой зависимости от нали­чия или отсутствия классов. Однако более глубокий и всесторонний анализ, в частности, доклассового обще­ства, показывает, что создание государства связано не с появлением частной собственности и классов, оно возникает с потребностью в управленческой функции. И то, что на первых порах управление осуществлялось непосредственно всеми членами рода без специально уполномоченных на это лиц и особых учреждений, объ­ясняется вовсе не отсутствием классовой дифференциа­ции общества, а прежде всего незначительным объемом и простотой общественных отношений.

Но по мере количественного и качественного их ус­ложнения происходит выделение управленческого труда в самостоятельную функцию, которая становится необ­ходимой для эффективного регулирования совместной деятельности. Для осуществления этой функции уже требуются специальные органы, которые и создают­ся, — советы вождей, фратрий, старейшин и т. д., а должности военачальников, вождей, старейшин стано­вятся постоянными. Л. Морган в своем труде «Древнее общество» убедительно показал, что первобытный строй, где не было ни частной собственности, ни клас­сов, имел сложную и стройную по тем временам сис­тему власти. Более того, многие государства Востока возникли и существовали на базе так называемого ази­атского способа производства, в основе которого лежа­ли не частная, а общественная собственность и отсутст­вие рабовладения. Но этим государствам были присущи все названные Энгельсом признаки. Да и осуществляли они публичную власть по отношению к свободному на­селению, а не для подавления эксплуатируемых. При­чем эта власть носила довольно деспотический харак­тер. Не исчезло государство, а наоборот, разрослось до неимоверных пределов и при социализме, уничтожив­шем частную собственность и классовый антагонизм.

Таким образом, главным детерминирующим факто­ром, порождающим государство, выступает не частная собственность и основанный на ней классовый антаго­низм, а потребность в осуществлении организационно-управленческих функций. Именно для этого прежде всего и создается государство.

Хотя согласно писаной истории человечества первые государства появились в конце IV — в начале Ш тыся­челетия до н.э., однако европейское государство, кото­рому сегодня в науке уделяют столь пристальное вни­мание, возникло совсем недавно. Всего шесть или семь столетий тому назад люди в Европе просто не пред­ставляли, что они — граждане того или иного государства в нынешнем понимании этого слова. Работая на своей земле, с которой неразрывно были связаны их судьбы, люди мало интересовались окружающим их ми­ром. Вообще для них не существовало разницы, чья ар­мия их грабит — короля Франции или Папы Римского. Европейские государства — Франция, Англия и другие и XIV в. представляли собой географические регионы, разбитые на многочисленные области, население кото­рых мало интересовалось, кто ими управляет, кому не­обходимо платить налоги и в каком государстве они живут.

Это относилось не только к простым людям, но и к образованной элите. Достаточно сказать, что большая часть аристократии читала и писала на латыни, а не на родном языке, считая себя представителями европей­ской, а не английской, французской или испанской культуры. Например, династия немецких королей при­шла к власти в Англии в 1714 году, не умея говорить по-английски. Армия, важнейший признак государства, не находилась в сфере королевской компетенции, как это общепринято сейчас. Например, отряды английских солдат, нанятые королем Франции, воевали против Англии, и наоборот.

Такая ситуация наблюдается до XIX в., то есть до по­явления государства в современном его понимании, — территории с прочными границами, постоянным на­селением, связанным между собой юридическими нормами, национальной армией, национальной неза­висимостью.

Значительный вклад в развитие современного евро­пейского государства был сделан Наполеоном в период 1800—1815 гг.во Франции. Он впервые объединил пафос французской революции с активным и эффективным аппаратом управления и армией. Его государство завоевало всю Европу. Армия впервые сражалась не только за свою выгоду, но и за свою нацию, за Францию.

Вся последующая история Европы свидетельствует о том, что все государства так или иначе, копировали опыт государственной организации Франции.

В XX столетии, в связи с распадом колониальной системы, создаются новые государства, которые заимст­вуют государственное устройство современных европей­ских стран. Таким образом, современная европейская система государственного устройства стала универсаль­ной формой политической организации.

Возникает вопрос, что же оказало влияние на разви­тие государства в последнее время? Детальное рассмот­рение данной проблемы поможет лучше понять природу и сущность государства.

Ученые до сих пор спорят, отвечая на вопрос «Почему современная государственная система возникла и развилась в Европе?» Ответ на этот вопрос состоит в том, что Европа первая в мире перешла на новый тип экономических отношений, в условиях которых совре­менное государство развивалось вместе с промышлен­ностью, коммерциализированным сельским хозяйством и торговлей, которые, в свою очередь, могли разви­ваться только в густонаселенных районах. Иначе говоря, развитие рыночной экономики, свойственной капита­лизму, позволило иметь такое количество товаров, что ими можно было обеспечить не только свои, но и внешние потребности. Широкомасштабное развитие промышленности включило ее в международные связи. Отсутствие же законов, регулирующих торговлю, отсут­ствие налогообложения торговли, неурегулированность отношений между работником и собственником произ­водства и т. п. вызвали необходимость иметь такую орга­низацию, которая отвечала бы потребностям производ­ства и самой организации. Такой организацией стало современное государство, от появления которого выиг­рали и промышленность, и торговля. С одной стороны, государство способствовало развитию промышленности и торговли, с другой, — промышленность и торговля обеспечивали развитие государства. Развитие средств коммуникации (железные дороги, телеграф, телефон, радио) позволило государству контролировать все про­цессы, происходящие в пределах своей территории. В этом, на наш взгляд, состоит основная причина по­явления европейской модели современного государства.

Из сказанного выше можно сделать вывод. В XIX ве­ке сложились взаимовыгодные условия для развития как государства в виде экономики, так и для развития эконо­мики в виде государства. Экономика нуждалась в появле­нии отвечающего ее интересам государства, а государ­ство возникло в результате того, что экономика отвечала его потребностям.

Признаки государства. Государство — это не только система органов, осуществляющих организационно-управленческие отношения, чем обеспечивается цело­стность функционирования общества. Государство име­ет, как минимум, три основных признака: территория, народ, суверенитет. Территория — пространственная форма и материальная основа жизнедеятельности лю­дей. Каждое государство имеет свои территориальные границы. Современное международное право исходит из принципа неприкосновенности и территориальной це­лостности государства. Сохранение территориальной целостности означает недопущение насильственного ее расчленения, захвата или отторжения какой-либо части. Такие действия международные правовые нормы ква­лифицируют как агрессию и признают за государствами право на защиту своей территории. Уважение территори­альной целостности, неприкосновенность границ явля­ются необходимыми элементами всех межгосударственных политических договоров. Таким образом, территория, с политической точки зрения — это пространство, на ко­торое распространяется государственная власть.

Существенный признак государства — народ. Этот основной компонент понятия государственно-правово­го общества свидетельствует о том, что его составляет большинство людей («народ-государство»), проживаю­щих на одной территории, существующих не изолиро­ванно друг от друга, влияющих друг на друга (а также друг против друга). Общество — это объединение инди­видов, или система связей между людьми, включающая в себя и элементы сотрудничества, и элементы конфликта.

Такую систему создают, как правило, представители нескольких поколений. Это социальное переплетение выступает как общество поколений, имеющее свою ие­рархию, организацию, структуру. Как государственно-правовое общество оно является социальным институтом.

Политическое общество предполагает наличие раз­витого и разветвленного хозяйства, в рамках которого взаимодействуют различные институты (семья, классы и т. п.). По отношению к ним государственно-правовое общество выступает как сложность, составленная из ин­дивидов и институтов, что, в свою очередь, имеет ин­ституциональный характер. Политическая общность — это социальный институт иного порядка, выступающий над всеми другими институтами, включающий их в себя.

Народ-государство включает в себя акт установления государства, когда большинство людей договариваются и составляют договор друг с другом с целью утвержде­ния мира между ними и защиты от других. По этому договору каждый из них будет признавать как свои соб­ственные все действия и суждения того человека и общности людей, которым большинство дало право

представлять интересы всех (то есть быть их представи­телями), независимо от того, голосовал он «за» или «против» них.

Один из важнейших признаков государства — его су­веренитет. Это неотъемлемое свойство государства. Оно лишь тогда является таковым, когда оно суверенно. Су­веренитет можно определить как исходящую от народа верховную власть, которую государство осуществляет самостоятельно и независимо внутри страны и во внешнеполитической деятельности в рамках внутрен­него и международного права.

Итак, что представляет собой государство? Во-первых, — это достаточно развитая система институтов власти с высококвалифицированными политиками, так как общественные отношения ввиду их исключительной сложности могут регулироваться только профессионала­ми. Во-вторых, государство — это определенное террито­риальное пространство, имеющее границы, которые отделяют его от других государств. В-третьих, государст­во — народ, объединенный в население страны. Все это означает, что осуществляемые властью функции, их уста­новление, отказ от них, выбор объектов сотрудничества определяется самим государством.

В политологической литературе к признакам госу­дарства ученые относят также монополию на легальное применение физической силы, исключительное право на издание законов и норм, обязательных для всего на­селения, право сбора налогов с населения.

Рассмотрим государство в двух аспектах — как фор­му правления и как форму государственного устройства.

Наши рекомендации