Происхождение государства и права. Понятие и основные признаки государства и права. Характеристика государственной власти. Разделение государственных властей в современных цивилизованных странах.

Тема 2

Происхождение государства и права. Понятие и основные признаки государства и права. Характеристика государственной власти. Разделение государственных властей в современных цивилизованных странах.

Вопросы лекции:

Происхождение государства и права. С.1

1.1.Первобытное общество. Власть в первобытном обществе, организация и формы ее осуществления.

1.2.Соцальные нормы первобытного общества.

1.3.Основные условия и причины возникновения государства и права. «Неолитическая революция» как фактор социального расслоения общества, появление классов, собственности и государства.

1.4.Понятие и признаки государства. Закономерности возникновение права его признаки и функции.

Государственная (политическая) власть. С.23

2.1. Понятие и признаки государственной (политической власти). Отличие государственной власти от власти первобытного строя.

2.2. Разделение государственных властей в современных цивилизованных странах. Легитимизация и узурпация власти.

Основные теории происхождения государства и права.

В в е д е н и е

При анализе всякого предмета нужно прежде всего выяснить его историческое происхождение (образование, возникновение). Самое важное, чтобы подойти к этому вопросу с научной точки зрения. Как подчеркивал В.И.Ленин,нужно не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того

¨ как известное явление в истории возникло,

¨ какие главные этапы в своем развитии прошло

¨ и на этом основании уяснить, чем данная вещь стала теперь.

Рассмотрение вопроса происхождения государства имеет особое значение в познании этого явления, без чего нельзя познать сущность государственно-правовых явлений, их роль в жизни общества и логику функционирования.

Практическое значение данной темы связано с определением исторических рамок возникновения и функционированиягосударства.

1. Происхождение государства и права.

1.1. Первобытное общество. Власть в первобытном обществе, организация и формы ее осуществления.

Познание государства следует начинать с вопроса

¨ о происхождении государства –

¨ всегда ли в истории человеческого общества существовал этот социальный институт

¨ или же он появился на определенном этапе развития общества.

Только такой методологический подход, реализующий принцип историзма, позволяет

¨ уяснить причины и формы появления государства,

¨ уяснить его характерные, сущностные признаки (черты),

¨ отличие от предыдущих организационных форм жизни общества.

Вот почему давая ответ на вопрос как возникло государства необходимо начинать с характеристики ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА, использовать данные археологии и этнографии, непосредственно изучающих это общество.

Особую методологическую ценность представляет для теории государства и права периодизация, базирующаяся на новых данныхархеологи, которая выделяет в качестве одного из основных рубежей развития первобытного общества "неолитическую революцию" (от "неолит" - новый каменный век).

Это понятие в историческую науку ввел английский археолог Г.Чайлд в середине XX века, характеризуя тот принципиальный качественный переворот, который произошел во всех сферах жизни человечества при переходе в неолите (примерно VII – III тысячелетие .до н.э.) от

Ø присваивающей экономики (охота, рыболовство собирательство)

Ø к производящей экономики (земледелие, скотоводство, металлургия и металлообработка, керамическое производство).

Поскольку переход от присваивающего к производящему хозяйствуизменил

¨ всю материальную основу жизнипервобытного общества,

¨ ее социальную и духовную организацию,

то этот период справедливо обозначается как революция, хотя и растянувшаяся на несколько тысячелетий.

Эта периодизация позволяет четко обозначить,

¨ о каком первобытном обществе идет речь,

¨ в каких временных рамках оно существовало,

¨ какова была социальная и духовная организация общества,

¨ какие формы воспроизводства и существования использовало человечество.

Для теории государства и права появляется, наконец, возможность также четко определять,

§ какие формы организации власти и социально-регулятивные системы функционировали в обществах присваивающей экономики,

§ а какие формы организации власти и социально-регулятивные системы функционировали в обществах производящей экономики.

Для того, чтобы понять, каким образом и в силу каких причин возникло государство, необходимо выяснить три вопроса:

(1) какой была публичная власть в догосударственном обществе

(2) в силу каких причин произошла смена публичной власти, которую заменило государство?

(3) что принципиально отличает государство от публичной власти родового строя.

В истории развития первобытного общества выделяют три основных этапа:

— первобытное стадо;

— родовая община;

— разложение родовой общины.

Значительное время в своей истории люди существо­вали в условиях первобытного стада.

(1) ПЕРВОБЫТНОГО СТАДА. Это был период так называемой присваивающей экономики (охота, рыболов­ство, собирательство).

Орудия труда были весьма при­митивны (камни и палки), но само их наличие поднимало человека над животным миром. Власть в этот период мало чем отличалась от той власти, которая существует в стаде животных.

Постепенно по мере совершенствования орудий труда

-в эволюции человека данного периода можно выделить: каменный век, бронзовый век и железный век,

- открытия способов искусственного добывания огня

появилось более обширное и прочнее организованное, чем первобытное стадо, объединение людей — Р О Д.

Таким образом, социальная организация первобытного общества периода присваивающей экономики характеризовалась:

(1) семейной общиной (малой локальной группой , кланом), который руководили ее члены. Это были

- наиболее авторитетные и опытные добытчики пищи, знатоки обычаев и обрядов.

В основе семейной общины лежали кровно-родственные отношения, объединявшие, как правило, несколько поколений: родителей, молодых мужчин и женщин, детей.

Характерным был и их относительно кочевой образ жизни на определенной территории.

Семейные общины могли объединяться, но также на родственной основе, в более крупные образования для защиты от нападений, для организации военных походов, коллективных охот.

Поскольку в основе социальной организации первобытного общества лежали кровно-родственные отношения, то. эту социальную организацию определяют как родовой строй.

Род — исторически сложившаяся общность людей, осно­ванная на кровном родстве, имеющая общую собственность и ведущая совместное хозяйство.

Р о д это л и ч н ы й, а не территориальный союз. Люди в нем объединялись

¨ не по территориальному признаку,

¨ а по РОДСТВЕННЫМ СВЯЗЯМ , в которых концентрировались их экономические, нравственные, религиозные и другие интересы.

Роды могли перемещаться с одной территории на другую, но при этом их организация сохранялась.

Таким образом, в основе социальной организации первобытного общества лежали родственные отношения, такую организацию принято определять как РОДОВОЙ СТРОЙ.

Личная, родственная связь сплачивала в единое целое всех членов рода. Производство и потребление продуктов труда членов родовой общины, как и весь уклад их жизни, носил КОЛЛЕКТИВИСТСКИЙ характер.

Все усилия сородичей были направлены

¨ на сохранение рода,

¨ его выживание и продолжение.

Фридрих Энгельс в своей работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» дал следующую характеристику родовой организации.

Он писал «И что за чудесная организация этот родовой строй во всей его наивности и простоте! Без солдат, жандармов и полицейских, без дворян, королей, наместников, префектов или судей, без тюрем, без судебных процессов – все идет своим установленным порядком» (Соч.т.21, с.97)

Происхождение государства и права. Понятие и основные признаки государства и права. Характеристика государственной власти. Разделение государственных властей в современных цивилизованных странах. - student2.ru В ы в о д: таким образом, исходной основой возникновения и существования первобытнообщинного строя является род, который был одновременно древнейшим социальным институтом и самой первой формой организации догосударственного общества.

Какая же организация власти существовала на стадии присваивающей экономики?

(2) Власть. Публичная власть родового строя имела

¨ демократическую основу

¨ и носила сугубо общественный характер.

Органами общественной власти при родовом строе являлись:

¨ народные (родовые) собрания;

¨ старейшины (вожди), которые избирались из наиболее авторитетных членов рода;

¨ военноначальники, выполнявшие функции власти во время войны.

¨ жрецы, которые осуществляли религиозные функции власти .

Народному (родовому) собраниюпринадлежала верховная власть всех взрослых членов рода.

Мужчины и женщина обладали равным правом голоса. На собрании принимались решения, имеющие наиболее важные значения, в том числе:

¨ объявление войны другим родам,

¨ избрания вождя, а на период военных действий – и избрание военноначальника,

¨ разрешались вопросы кровной мести (принимать выкуп за убитого сородича или же мстить за него),

¨ расматривали наиболее насущные вопросы и жизни общины.

Народное собрание выполняло функции

v не только органа общественной власти,

v но и судебного органа, выносящего окончательный «приговор» в делах об измене, трусости, кровосмешании и т.п.

Властными полномочиями наделялись

v советы старейшин, а также СТАРЕЙШИНЫ,

v вожди, военноначальники, жрецы.

Старейшины, вожди, жрецы и военноначальники избирались и смещались общим народным собранием.

Решающее значение для избрание в лидеры общины имели личные качества:

¨ физическая сила, организаторские способности, ораторское искусство,

¨ знание ритуальных обрядов, объем различных познаний,

¨ авторитет среди сородичей и т.д.

Смещенные старейшины, вожди и военноначальники становились рядовыми членами рода, воинами, частными лицами и не видели в этом никакого умаления их достоинства.

Внутри родовой организации не былоспециального аппарата , который бы занимался только управлением общественными делами.

Все основные вопросы жизни и деятельности рода решались народным собранием.

Хотя общественная власть не имела специальных принудительных учреждений, однако она была вполне реальной, способной к эффективному принуждению за нарушение существующих правил поведения.

Наказание неукоснительно следовало за совершенным проступком, и оно могло быть достаточно жестким вплоть до смертной казни или изгнание из рода и племени.

В л а с т ь вначале не давала никаких материальных преимуществ, а покоилась только на авторитете.

Таким образом, можно предположить, что САМОУПРАВЛЕНИЕ первобытного общества осуществлялось

v не только на основе властвования,

v но и путем согласования воли и интересов его членов.

Такая форма власти в первобытном обществе, в отличие от власти в государственно-организованном обществе, называется ПОТЕСТАРНОЙВЛАСТЬЮ (лат. potestus - власть, мощь).

Например, потестарная власть предводителя семейной общины, базировалась не только на его авторитете, но и на возможности жесткого принуждения. Нарушитель сложившихся правил поведения мог быть строго наказан, вплоть до лишения жизни.

Происхождение государства и права. Понятие и основные признаки государства и права. Характеристика государственной власти. Разделение государственных властей в современных цивилизованных странах. - student2.ru Происхождение государства и права. Понятие и основные признаки государства и права. Характеристика государственной власти. Разделение государственных властей в современных цивилизованных странах. - student2.ru Происхождение государства и права. Понятие и основные признаки государства и права. Характеристика государственной власти. Разделение государственных властей в современных цивилизованных странах. - student2.ru Последовательный демократизм публичной власти родового строя был возможен и сохранялся длительное время благодаря ЭКОНОМИЧЕСКОМУ и ИМУЩЕСТВЕННОМУ равенству всех членов рода.

Экономический базис родового строя характеризовался неразвитыми производительными силами.

Так называемое ПРИСВАИВАЮЩЕЕ ПРОИЗВОДСТВО

- в виде ОХОТЫ, РЫБОЛОВСТВА, СОБИРАНИЯ ПЛОДОВ,

а также ПРИМИТИВНОСТЬ ОРУДИЯ ТРУДА

не позволяли отдельному члену рода производить значительно больше того, что он сам мог потребить.

Неразвитые производительные силы родового строя были способны обеспечить его членов только самыми необходимыми материальными благами, да и то лишь коллективными усилиями всех членов рода. Поэтому и результаты такой деятельности составляли общественную собственность на собранные продукты.

Все члены рода были экономически равны, и каждый из них имел материальных благ ровно столько, сколько их имел каждый другой член рода.

Экономическое равенство всех членов рода делало невозможным их деление на богатых и бедных.

Не было ни рабов, ни рабовладельцев, так как труд раба был экономически невыгоден. Следовательно, военнопленных либо убивали, либо принимали в члены рода.

Такое общество лишенное внутренних экономических противоречий могло существовать и управляться демократическим путем без ГОСУДАРСТВА. Родовой строй был самым продолжительным по времени периодом существования человечества.

В ы в о д: подобная социальная организация первобытного общества тысячелетиями воспроизводила ПРИСВАИВАЮЩУЮ ЭКОНОМИКУ, обеспечивала гармоничное взаимодействие человека и природ.

Таким образом, отличительными особенностями власти родовой общины явились следующие:

Во-первых, источником власти была вся родовая община в целом. Это был период так называемого прямого правле­ния, когда люди непосредственно осуществляли всю полноту власти. Понятно, что применительно к тому периоду нельзя говорить о существовании законодательной, испол­нительной и судебной власти в современном их понимании, но члены родовой общины сами устанавливали для себя правила поведения, сами обеспечивали их исполнение и сами привлекали нарушителей установленного порядка к ответственности.

Во-вторых, высшей властью было общее собрание (совет) всех взрослых членов рода. Совет решал все важ­нейшие вопросы жизни общины, касающиеся производ­ственной деятельности, религиозных обрядов, разрешения споров между отдельными родами и т.д.

В-третьих, повседневное управление делами родовой общины осуществлял старейшина, избираемый обычно на собрании всеми членами рода, как мужчинами, так женщинами. Его власть не являлась наследственной. В любой момент старейшина мог быть заменен, другим членом рода.

Принципиально важно подчеркнуть то, что старей­шины и другие «должностные лица» рода (военачальники) участвовали в производственной деятельности родовой общины наравне с другими ее членами. В дальнейшем при рассмотрении признаков государства это обстоятель­ство необходимо будет вспомнить, поскольку чиновники государства в отличие от старейшин занимаются исключи­тельно управлением и абсолютно никакого участия не при­нимают в производственной деятельности общества.

В-четвертых, власть в первобытном обществе опиралась на авторитет, уважение, обычаи. К нарушителям порядка применялось принуждение (иногда достаточно суровое), однако никаких специальных (правоохранительных, кара­тельных) органов для этого не было. Принуждение исходило от всего рода. Это тоже важное обстоятельство, поскольку государственная власть осу­ществляет принуждение с помощью специальных правоох­ранительных органов.

В таких условиях

¨ родоплеменные связи теряют свое значение,

¨ органы родового строя оказываются неспособными урегулировать общественные разногласия, возникающие в связи с частной собственностью,

¨ три крупных общественных разделения труда, ознаменовали переход общества к производящей экономике,

¨ возникновение частной собственности и классов,

стали несовместимы с первобытно-общинной организацией общества

Указанные условия дали толчок к формированию ГОСУДАРСТВА как особой организации публичной власти.

Зарождающаяся новая организация уже была организацией не всего общества, а только ее части - собственников средств производства.

Эта организация призвана взять на себя охрану сложившихся новых экономических отношений имущественного неравенства

Фридрих Энгельс в работе“Происхождение семьи, частной собственности и государства”делает общий в ы в о д, что

v государство не представляет собой силы, извне навязанной обществу,

v государство есть продукт общества на известной стадии развития,

v государство есть признание, что это общество запуталось в неразрешимых противоречиях, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно.

Нужна была сила, которая бы

v умеряла столкновения,

v держала общество в границах “порядка”.

И эта сила, происшедшая из общества, ставящая себя над ним, все более и более отчуждающаяся от него, есть ГОСУДАРСТВО.

Еслив результате тысячелетней эволюции общественное производство пришло кчастной собственности ,то это повлекло перемены и в других областях организации общества.

Перемены эти были направлены на то, чтобы приспособиться к тому, что произошло в производстве (т.е. в экономике).

Следовательно,возникновение государства - это приспособление общества к новым условиям, которое

¨ не устраняет того, что произошло в экономике,

¨ а наоборот служит тому, чтобы новые экономические отношения частной собственности сохранялись, поддерживались и развивались.

Экономические отношения - Б А З И С, причина всех изменений, которые протекают в надстройке, к которой относится и государство и право.

Переход от первобытнообщинного строя к государству - это крутой поворот в развитии общества:

v он происходит не сразу, захватывает значительный промежуток времени,

v так как и изменения в производстве совершаются не одномоментно.

В ходе длительной эволюции

¨ преодолеваются черты первобытного строя

¨ и утверждаются характеристики, присущие государству.

Родоплеменные отношения после возникновения государства могут еще долго сохраняться у того или иного народа, но главной силой становится государство.

Из сказанного однозначно следует вывод:

(1) Государство как новая организационная форма жизни общества возникает объективно, в итоге неолитической революции, перехода человечества к производящей экономике, т.е. в процессе изменения материальных ус­ловий жизни общества, становления новых организационно-трудовых форм этой жизни.

(2) Государство не навязывается обществу извне, а возникает в силу внутренних факторов: материальных, организационных, идеологических.

(3) Государство не имеет вечной природы, оно не существовало в первобытном обществе,появилось лишь на финальном этапе развития этого общества, в силу вполне ясных причин, связанных с новыми организационно-трудовыми формами существования и воспроизводства человечества.

Надо отметить, что процесс зарождения и формирования государства это довольно длительный процесс, который у разных племен и народностей протекал самыми разными путями [военный, аристократический, плутократический, восточный (азиатский), западный (европейский), смешанный (интегративный)].

Таким образом, из анализа новой, государственной формы организации обществаможно сделать вывод, ГОСУДАРСТВО, будучи на протяжении всей истории развития человеческого общества ключевым понятием и явлением всегда будет отличаться от догосударственных и негосударственных институтов и организаций своими специфическими признаками.

Итак, признаками государства являются

(1). Наличие государственной (публичной) власти - это власть не всего общества, а лишь его части, она стоит над обществом, отделена от него тем, что выражает интересы не всего общества, а только экономически сильного меньшинства.

С помощью государственной власти осуществляется организованное принуждение одной части общества над другой.

(2). Наличие особого слоя людей – аппарата власти и управления, который представляет собой систему государственных и соответственно материальных средств (вещественных придатков в виде армии, органов безопасности и карательных органов: суд, прокуратура, милиция, полиция и т.д.), необходимых для выполнения его функций и задач.

Таким образом, аппарат принуждения состоит из особых отрядов вооруженных людей Аппарат управления вместе с особыми отрядами вооруженных людей называют публичной властью.

Функционирования этого специально созданного государственного механизма предполагает наличие особого слоя людей – государственных служащих, основное назначение которых и состоит, чтобы управлять.

С увеличением населения страны увеличивался и государственный аппарат принуждения, совершенствовались методы его работы.

(3).Наличие территории, т.е. единое территориальное пространство на котором осуществляется деление граждан не по родственному, как это было в родовой строе, а по территориальному признаку, их организация по месту жительства, а также осуществление хозяйственной жизни.

Вся территория государства разбивается на ряд административно-территор.иальных единиц. Человеку представлялась возможность осуществлять свои права и обязанности по месту жительства как члену определенного населенного пункта либо административно-территориальных единиц в виде уезда, провинции, графства, округа, кантона, земли и т.д.

Как мы знаем при родовом строе деление людей по территориальному признаку быть не могло, так как территория рассматривалась только средой обитания. Следовательно, государство охватывает все население проживающее на его территории.

(4). Наличие суверенитета, который означает присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных делах.. Государство – единственный носитель суверенной власти.

С зарождение государства формировался и его суверенитет, так как публичная власть распространялась на всех граждан на все государственные органы и должных лиц. Без этого государство не может быть государством в полном смысле этого слова.

(5). Единая система налогов, займов и финансов. Публичная власть государства, равно как и аппарат управления, чиновники сами по себе не создают материальных благ, а наоборот потребляют их. На содержание государственного аппарата всегда требовались значительные материальные расходы. Государство нашло весьма действенный источник покрытия своих расходов – вводит НАЛОГИ, ЗАЙМЫ, ПОШЛИНЫ с населения.

По способу взимания НАЛОГИ делятся на

¨ прямые , когда налоги взимаются с доходов и имущества граждан и юридических лиц прямо и непосредственно;

¨ и косвенные взимаются опосредованно, путем включение их в стоимость производимой продукции и путем прибавления их к цене товара.

А вы знаете откуда пошло известное выражение «деньги не пахнут»?

Некоторые римские императоры изощрялись в деле изобретения все новых и новых. налогов. Так, император ВЕСПАСИАН (69-79 гг. н.э.) известный своей жадностью, устанавливал налоги даже на отхожие места. Его собственный сын ТИТ открыто возмущался этим неслыханным нововведением. Когда этот налог принес первую прибыль, ВЕСПАСИАН, сунул в нос ТИТУ монету и спросил, пахнет ли она. Отсюда и пошло широкое известное выражение «деньги не пахнут»

Таким образом, обществу было вменено в обязанность содержать аппарат государства, уплачивая часть своих доходов в пользу государства. И того, кто не платит налоги или уплачивает вмененную пошлину ждут суровые наказания, вплоть до лишения свободы.

(6) Государство издает законы и подзаконные акты, обладающие юридической силой и содержащие нормы права. Правотворчество – исключительная прерогатива государства.

Те или иные общественные организации, объединения, союзы могут принимать решения, обязательные для их внутриорганизационных подразделений и членов, тогда как нормативные акты государства обязательны для всех государственных органов, общественных объединений, частных организаций, должностных лиц и граждан.

Издание государством юридических норм (актов) некоторые авторы не считают всеобщим признаком государства. Государство и право единое целое. Одно не может существовать без другого Ибо нормы не только устанавливаются государством, но и им же охраняются

К указанным признакам следует добавить и те, обязательность которых подтвердило дальнейшее развитие государственности. Э т о:

(7).Государство выступает в качестве официального представителя всего общества. Это означает, что государство в пределах своих территориальных границ выступает в качестве единственного официального представителя всего общества, всего населения, объединяемого им по признаку гражданства.

(8).Единый язык для общения на территории государства. Это не исключает существование и использование языков других этнических групп, проживающих на территории государства.

(9). Единая оборона и внешняя политика. Только государство располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими его оборону, суверенитет, территориальную целостность и безопасность. Только государство ведет единую внешнюю политику через специальный государственный орган (МИД)

(10).Наличие определенных единых прав личности, охраняемых государством.

Кроме названных отличительных признаков каждое государство выделяется своими символами. У каждого государства есть свой ГИМН, ФЛАГ, ГЕРБ.

В совокупности эти признаки и черты характеризуют государство. Поэтому не может существовать государство не обладающее перечисленными признаками.

Подводя итог сказанному можно предложить один из возможных вариантов краткого общего определения.

ГОСУДАРСТВОэто организация суверенной политической власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения.

На фоне указанных явлений параллельно происходит формирование ПРАВА.

Право как социальный институт возникает практически вместе с государством, поскольку во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга.

Как невозможно существование государства без права (последнее организует политическую власть, выступает зачастую средством проведения политики конкретного государства), так и права - без государства (которое устанавливает, применяет и гарантирует юридические нормы).

Именно органы государства становятся основными структурами, контролирующими выполнение правовых предписаний и реализующими в случае их нарушения соответствующие юридические санкции.

Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство.

Правовые нормы складывались преимущественно тремя основными путями:

(1) перерастание мононорм (первобытных обычаев) в нормы обычного права и санкционирование их в этой связи силой государства;

(2) правотворчество государства, которое выражается в издании специальных документов, содержащих юридические нормы, - нормативных актов (законов, указов, постановлений и т.п.);

(3) судебное право, состоящее из конкретных решений (принимаемых судебными органами и приобретающих характер образцов для решения других аналогичных дел).

Мононормы присваивающих обществ под воздействием социально-экономических и политических условий классового общества перерастают в нормы права и морали производящих обществ

- как путем "расщепления" на эти нормы,

- так и путем появления новых позитивно-обязывающих норм, обусловленных организацией земледелия, скотоводства и ремесла.

Регулятивная система раннеклассовых обществ получает новую структуру, отличающуюся

§ по содержанию (новаянормативная система стала не только выражать и закреплять классовые отношения, но и их обслуживать);

§ по способам регулирования (запреты, дозволения и позитивные обязывания)

§ по форме выражения (на смену мифам, ритуалам, обычаям появляется новый элемент - четкое фиксирование в письменных источникам норм. Напр., законы, кодексы, своды законов (первый известный нам свод законов - это свод царя Ур-Намму, который жил в Шумере в III тыс.до н.э.), законы Хаммурапи (Древний Вавилон), законы XII таблиц (Рим);

§ по ПРОЦЕДУРАМформируются новые способы социального контроля за выполнением норм раннеклассового общества. Для разрешения споров создается специальный государственный орган СУД;

§ и, наконец, по средствам обеспечения – санкциям Это проявляется в резком ужесточении санкций, защищавших собственность социальной верхушки, во введении дифференциации наказаний за преступления против личности в зависимости от статуса последней (свободный, раб, мужчина, женщина, ребенок), в легализации привилегий.

Правило поведения (норма) приобретает все более четкую логическую структуру по типу «ЕСЛИ-ТО-ИНАЧЕ».

§ «ЕСЛИ» - это указание на условия, когда должна действовать, применяться норма,

§ «ТО»- само правило поведения - что надо делать или отчего воздержаться.

§ «ИНАЧЕ» - указание на те неблагоприятные последствия, то есть на санкции, которые могут последовать, если не будет выполнено "то".

Формирование условий самого правила и последствий в одной норме знаменует следующий этап в развитии регулятивной системы, в становлении права.

В развитии права. можно выделить три основные фазы

Первая фаза (детство права) - фаза зарождения ПРАВА (архаичное право).

Главной особенностью архаичного права является то, что нормы человеческого общежития в этот период имеют локальный, местный характер. Одним словом, что ни община, племя, то «своя система социальных норм» Отсюда название «племенное право».

Процесс выработки норм архаичного права осуществляется «снизу», самим народом. Именно такие социальные нормы и приобретают форму обычаев, т.е. правил поведения, сложившихся исторически, на протяжении многих поколений и ставших всеобщими в силу многократности повторения. Отсюда проистекает наименование «ОБЫЧНОЕ ПРАВО».

Вторая фаза (стадия юности) может быть названа сословным или корпоративным правом знаменует оформление регулятивной системы в некую систему правил (норм).

Возникновение корпоративного права (права отдельных социальных слоев) явилось результатом постепенного развития экономики и специализации общественного труда, а отсюда неумолима дифференциация общества.

Постепенно выкристаллизовываются отдельные слои общества или сословия (крестьяне, горожане, торговцы, ремесленники, духовенство, и т.п.), которые осознавая свои общие интересы, стремятся установить единообразные правила поведения, дабы защитить свои интересы.

В связи с происшедшими в обще изменениями и, в частности, разделением общества на сословия, архаичное право уступает иным нормативным системам. Поскольку общество стало дифференцироваться на социальные группы, отличающиеся разным отношением к средствам производства и соответственно долей получаемого прибавочного продукта, архаичное право перестало служить мерилом поведения людей.

Потребовалось создание таких нормативных систем, которые бы отвечали регулированию отношению внутри каждого социального слоя и обеспечивали их взаимодействие с другими слоями общества.

И такие системы возникают, но носят они уже корпоративный характер, т.е. обслуживают преимущественно интересы каждого отдельного сословия. Таким образом, возникает поместное (феодальное) право, крепостное право, каноническое (церковное) право, городское право, торговое право.

Корпоративные нормы зарождалисьв лоне норм ОБЫЧНОГО ПРАВА и представляли собой как бы специализированные обычаи. Именно из этих корпоративных систем позднее будет образовано право государственное.

Корпоративное право (право отдельных общественных слоев) называют предшественником права (протоправом).

Эта фаза увязывается с такими обществами, где налицо полная победа различных форм производящей экономики.

И, наконец, третья фаза (стадия зрелости) связана с письменной кодификацией права в ряде раннегосударственных образований. Первые письменные источники были обнаружены в 1901-1919 гг., которые уходят корнями в древнее Вавилонское государство (законы Хаммурапи - 1790-1752 гг. до Р.Х.), Греческая цивилизация также дала нам письменные свидетельствования архаичного права (Законы Соломона – 594-593 гг. до Р.Х.) Первым письменным римским правовым источником следует считать Законы двенадцати таблиц (451-450 гг. до Р.Х.). Самая древняя из дошедших до нас источников континентальной Европы – Салическая правда (496 г). В России первым письменным источником права считается Русская Правда (примерно 1016 г.).

Если кратко охарактеризовать суть развитого, то можно отметить две главные его особенности:

1) создание но

Наши рекомендации