Происхождение, сущность и отличительные признаки государства

В науке теории государства и права сложился известный плюрализм подходов к определению понятия «государство», наиболее заметны точки зрения следующих исследователей, и так, государство это:- « Организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории» Н.Матузов, А. Малько.- «Общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства» Н.Коркунов.Сущность государства - это основные, глубинные свойства такого явления как государства. То ради чего и во имя чего оно существует.Исследователи выделяют следующие подходы к сущности государства:- Классовый подход, который предполагает, что государство существует во имя интересов экономически господствующего класса.- Общесоциальный подход, который предполагает, что государство существует, во имя исполнения интересов всех слоев общества, полагаясь на методы компромисса.- Национальный подход, который предполагает, что государство существует, во имя исполнения интересов титульной нации данного государства.- Религиозный подход, который предполагает, что государство существует, во имя исполнения интересов представителей какой-либо религиозной конфессии.- Расовый подход, который предполагает, что государство существует, во имя исполнения интересов представителей какой-либо расы.Типология государств - классификация государств по характерным признакам в течение всего исторического процесса, для раскрытия их сущности.Среди исследователей государства и права выделяется два подхода к типологии государства и права: формационный и цивилизационный.Исходя из первого подхода, важнейшим критерием классификации государств выступают социально-экономические факторы, присущие каждому из типов государств.В рамках формационного подхода выделяются следующие типы государств:- рабовладельческие государства- прафеодальные государства- феодальные государства- буржуазные государства- социалистические государстваЦивилизационный подход предполагает типологию государств, основываясь на их «цивилизационных» признаках - культуре, религии, этнических и национальных особенностях.В рамках цивилизационного подхода выделяются следующие типы государств (цивилизации):- Исламская цивилизация- Египетская цивилизация- Китайская цивилизация- Православная цивилизация- Западная цивилизация.Также, типологию государств можно представить по иным основаниям:- по отношению к религиозным культам: светское государство, теократическое государство, клерикальное государство, атеистическое государство.- по форме правления: монархические или республиканские государства.- по действующему в государстве политическому режиму: авторитарные, демократические или тоталитарные.- в зависимости от форме государственно-территориального устройства: федеративные или унитарные.



11. Формы государственной власти и формы правления. С точки зрения формы правления различают две основные разновидности государства: монархию и республику. МОНАРХИЯ Абсолютная Конституционная Дуалистическая Парламентская РЕСПУБЛИКА Президентская. Президент - глава государства Парламентская. Верховенство парламентское Теократическая СМЕШАННОЕ Президент и парламент Монархия и республика Монархии бывают: • абсолютные, когда вся власть, никем и ничем не ограниченная, принадлежит монарху (Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты); • дуалистические (двойственные), где власть монарха в сфере законодательства ограничена представительным органом (парламентом), например, Иордания, Марокко и др.; • парламентские, где монарх является как бы национальным символом и скорее царствует, чем правит. В данном случае реальная власть концентрируется в руках правительства и парламента (Великобритания, Бельгия, Голландия и др.). Республики подразделяются на: 1) президентские (классический пример - США), когда избираемый, чаще всего непосредственно народом,президент одновременно выступает и главой государства, и главой правительства. Он руководит внутренней и внешней политикой, является верховным главнокомандующим вооруженных сил. Президент назначает членов кабинета министров, которые ответственны перед ним, а не перед парламентом. При президентской республике законодательная и исполнительная ветви власти жестко разделены и обладают значительной самостоятельностью. Парламент не может вынести вотум недоверия правительству, президент же не вправе распустить парламент. Лишь в случае серьезных антиконституционных действий или преступления со стороны президента ему может быть выражен импичмент, и он досрочно отстраняется от власти (случай с президентом Р. Никсоном). Отношения между парламентом и президентом основываются на системе сдерживания, противовесов и взаимозависимости. Парламент может ограничивать действия президента с помощью законов и через утверждение бюджета. Президент же обычно обладает правом отлагательного вето на решение парламента; 2) парламентские, когда правительство формируется на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и лишь формально ответственно перед парламентом. В случае необходимости последний может выразить правительству вотум недоверия, что влечет за собой либо его отставку, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов. Правительство обладает исполнительной властью, а нередко и законодательной инициативой, а также правом ходатайства перед президентом о роспуске парламента. В отличие от президентской республики в парламентской членство в правительстве совместимо с парламентским мандатом. Хотя руководитель правительства (премьер-министр, канцлер) официально и не является главой государства, реально он - первое лицо в политической иерархии. Президент же как глава государства выполняет, чаще всего, только представительские функции (Италия, Германия и др.); 3) смешанные ( полупрезидентские: Австрия, Португалия, Франция и др.). В них существует сильная президентская власть, которая сочетается с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Последнее ответственно и перед парламентом, и перед президентом. К смешанному типу, сочетающему в себе черты и парламентской, и президентской республики, относится и Россия. По признаку территориального устройства различают: • унитарное государство, в котором имеют место одна конституция, единые системы высших органов власти, права и судопроизводства, единое гражданство. Административно-территориальные части такого государства не обладают политической самостоятельностью; • федерацию, т. е. союзное государство, состоящее из государственных образований, обладающих определенной юридической и политической самостоятельностью. Составные части федерации (республики, штаты, провинции, земли и т.д.) являются ее субъектами и имеют свое собствен    

Здесь будет выводиться история переписки.



Наши рекомендации