Глава государства. Его место и роль в системе государственных органов

Источники КПЗС.

Источники права – внешние формы выражения права. Основные группы источников: нац нормативно-правовые акты, н-п акты наднац хар-ра, международные договоры, обычаи, судебные прецеденты, референдум, акты исп власти. Нормативно-правовые акты. Закон – н-п акт, принятый в соответствии со спец процедурой соответствующим зак органом, формируемым на основе всеобщего И права. Иерархия: К, К и органические законы, а затем – текущее зак-во. К - главный зак акт гос-ва, гл признак – верховенство. Это основной закон гос-ва: именно в ней фиксируются основные права и свободы, принципы общ и гос устройства. Тенденция - внутренняя иерархия норм самой К. В рамках зак текста вычленяются постановления, кот пользуются особой К защитой, не подлежат пересмотру или для пересмотра кот устанавливается более усложнённая процедура (во Франции респ форма правления не подлежит пересмотру). Порядок изменения и пересмотра К устанавливается самой К. К устанавливает процедуру ратификации МН договоров. Закон о ратификации принимается только в том случае, если МН договор не противоречит действующей К страны; если имеется противоречие, то ратификация может состояться только в случае пересмотра К (ратификации Маастрихтского договора о создании ЕС 1992 г, предшествовали пересмотры К во Франции, ФРГ и т.д.). К и органические законы. К – те акты, посредством которых вносятся изменения в К. Органические – законы, издание которых предусмотрено непосредственно в К и которые представляют собой продолжение и развитие К постановлений. К закон принимается в соответствии с процедурой, предусмотренной для принятия поправок к К. Для принятия органических законов характерно ограничение круга субъектов права зак инициативы или требование вотирования законопроекта только абсолютным больш-м голосов. Обычные или текущие законы – это основная масса зак актов. Принимающий закон орган зак власти обладает неограниченной компетенцией и может принимать законы по любому вопросу, если сочтёт это необходимым (ВБ). Но во Франции в соответствии со ст 34 К перечислены те сферы общ отношений, которые регулируются законом или применительно к которым закон устанавливает общие начала или принципы регулирования. Важную роль сейчас играет региональное зак-во вследствие расширения сферы ведения субъектов федерации в гос-х с фед устройством и развитии начал децентрализации в органах местного самоуправления. Акты исп власти: акты, издаваемые ГГ или от его имени, а также акты, принимаемые прав-м. Иерархия актов исп власти определяется иерархией самих органов. Обычай – неоднократно применяемое правило, чаще всего санкционированное гос-м в лице суд органов, кот применяется при регулировании определённых общ отношений, относимых к сфере КП. Например, в ВБ порядок формирования правительства – пример обычая. Судебный прецедент является основным источником права в странах англосаксонского права. Суд Европейских Сообществ, чьи решения являются обязательными и окончательными для всех стран ЕС, применяющих европейское право, признаёт свои решения судебным прецедентом, ссылается на этот прецедент в своих последующих решениях. Императивный прецедент принадлежит к числу источников права, поскольку подлежит обязательному применению судами. В случае индикативного прецедента судебное решение признаётся обязательным только для спорящих сторон, но не является обязательным для третьих лиц. МП акты: Европейская конвенция о правах человека 1950 года, Маастрихтский договор 1992 года о Европейском суде, предусм наряду с нац гр-м – единое европейское гр-во в гос-вах-членах. Главный недостаток многих пактов – в них нет юрисдикционной защиты прав и свобод человека и гражданина. (Европейский суд по правам человека не может отменить или изменить решения нац судов).

Глава государства. Его место и роль в системе государственных органов.

ГГ принято называть офиц лицо (орган), занимающее, высшее мес­то в иерархии гос институтов и осуществляющее вер­ховное пред-во страны во внутриполит жизни и в отношениях с др гос-ми. КП доктрина многих стран рассматри­вает институт ГГ в качестве гаранта нац единства, обеспечивающего преемственность и стабильность гос власти, взаимодействие раз­личных ее ветвей. В современных ЗС ГГ выступаетвыборный президент, либона­следственный монарх. Весьма редко встречаютсямонархи, заме­щающие свой пост на основе выборов (например, в Малайзии и ОАЭ).Коллегиальный ГГ почти исчез из К практики (в какой-то мере таковым выступает Федеральный совет Швейцарии).

Почти половина всех западно­европейских стран сохраняет монархическую форму правления (ВБ, Бельгия, Нидерланды). Свое­образен институт монархического ГГ в бывших Доминионах (Канада, Австралия), где ГГ британский монарх, пред­ставленный генерал-губернатором, хотя условия назначения (из­брания) и объем полномочий последнего определяются нац зак-м и зависят от расстановки полит сил в стране. Тенденция в освободившихся странах — от­каз от монарх формы правления и замена ГГ выборным президентом. (Индия, Пакистан).

Глава гос-ва – монарх. Монарх рассматривает правовой доктриной как суверен, верховный представитель, а в ряде стран как верховный носитель гос власти. По его уполномочию формально действует прав-во, состоящее из министров короны; от его имени издаются законы; его именем выносятся суд постановления. В абсолютной или дуалистической монархи ГГ назначает и смещает прав-во, даже если предусмотрена формальная ответственность последнего перед парл-м; контролирует формирование и деятельность парл-та (вето, право досрочного роспуска); является верховным главкомом ВС; играет решающую роль в определении внутренней и ВП, однако формально его полномочия могут быть ограничены К, а власть поделена с парл-м. В парл монархиях полномочия монарха существенно ограничены (К Японии, где император публично отверг миф о своём божественном происхождении). ГГ должен действовать по совету своих министров, которые несут за свои действия полит ответственность. ГГ всегда информированы (в ВБ королева регулярно заслушивает отчёт премьер-министра о заседаниях кабинета и получает непосредственно все депеши дип представителей за рубежом). ГГ не несёт парл ответственности за свою деятельность (её несут министры). ГГ обладает особыми льготами, правами и привилегиями (право на титул, особые регалии, знаки царской власти).

Глава гос-ва – президент. Глава гос-ва в респ странах – выборный президент. В парл республике президент не располагает правит властью и активного участия в управлении гос делами не принимает. Он выполняет представительские функции. Во всех случаях, когда ГГ в ПР наделён по закону значительными полномочиями, их осуществление на практике находится в ведении прав-ва. Акты президента исходят из правительства, нуждаются в скреплении подписью премьер-министра. В странах, где ГГ наделён правит властью он совмещает в одном лице полномочия ГГ и главы прав-ва. (США). ГГ в президентской республике располагает ср-ми воздействия на зак процесс, обладает распорядительной властью, прерогативами в области рук-ва ВС и гражданской администрацией. В республиках со смешанными формами правления ГГ обладает значительными полномочиями. Так, президент Франции при назначении премьер-министра, досрочном роспуске нац собрания, использовании чрезвычайных полномочий принимает решение самостоятельно.

Порядок замещения поста ГГ. Монарх занимает свой пост автоматически на основе порядка престолонаследия. Наследование осуществляется на основе принципа первородства. Кастильская система (женщина может унаследовать престол при отсутствии прямых потомков мужского пола) и Салическая (женщина исключена из круга наследников). При наследовании престола несовершеннолетним – опекун-регент. В выборных монархиях ГГ избирается монархическими правителями областей (ОАЭ) из своей среды. В странах с респ формой правления президент – выборное должностное лицо через прямые или косвенные выборы. В ФРГ президент избирается коллегией выборщиков – «Федеральное Собрание», куда входят депутаты Бундестага и равное им число представителей от ландтагов земель. В парл республике ответственность за деятельность ГГ несёт прав-во, а в президентской республике ГГ не ответственен перед парламентом. «Импичмент» - привлечение ГГ к судебной ответственности.

3. Конституция: понятие, сущность, разновидности, порядок принятия и изменения.

К – основной закон гос-ва, определяющий пределы осуществления гос власти и представляющий собой систему правовых норм, регламентирующих гос строй страны, принципы прав системы гос-ва и основы его взаимоотнош с населением.

Первые писанные К – США (1787), Фр и Польша (1791). Цель – установить пределы осуществления гос власти, ограничить её, не допустить произвола при её осуществлении как в отношениях отд ветвей власти друг с другом, так и по отношению к чел личности в соответствии с концепциями конституц-ма, теориями разделения властей и естественных прав человека. К – основной закон гос-ва и об-ва. К нормы регламентируют наиболее важные общ отношения, связанные с осуществлением гос власти. В них определяются: правое положение личности, форма правления и гос устройства, система гос органов и порядок их формирования, их взаимоотношения между собой.

В К каждой страны есть свои особенности. Во ФР нет главы, посвящённой правовому положению личности (даётся отсылка к Декларации прав и свобод человека и гр-на 1789 года). К Италии 1947 уделила этому большое внимание. К обладает высшею юр силой, занимающей высшую ступень в иерархии правовых актов (это закреплено в К Японии, Португалии, Ирландии). Но в большинстве К К прямого указания на их верховную силу нет. Суды обязаны руководствоваться принципом верховенства К норм перед др нормативными актами. В ВБ и Новой Зеландии нет писанных К и все законы имеют одинаковую юр силу. В целях обеспечения стабильности К устанавливается особый, более сложный порядок её принятия, внесения в неё изменений и дополнений.

К всегда отражает реальное соотношение сил на момент её принятия. Например, 4,5 Фр республики. Поражение фашизма, высокий рейтинг в пол жизни движения Сопротивления, резкое падение влияния крупной буржуазии привел к усилению позиций левых сил, кот оказали влияние на содержание К 1946 года, носящей дем хар-р: пропорциональная избирательная система, усилено положение парламента, представительных органов местного самоуправления, провозглашён широкий круг прав и свобод. Нередко соотношение полит сил не находит отражения в тексте К, поэтому говорят о юридической (формальная) и фактической К.

Наши рекомендации