Информатизация и основные положения государственной политики в сфере информатизации
В последние десятилетия мир переживает переход от «индустриального общества» к «обществу информационному». Происходит кардинальная смена способов производства, мировоззрения людей. межгосударственных отношений. Уровень развития информационного пространства общества решающим образом влияют на экономику, обороноспособность и политику. От этого уровня в значительной степени зависит поведение людей, формирование общественно-политических движений и социальная стабильность.
Целями информатизации во всем мире и в том числе в России являются наиболее полное удовлетворение информационных потребностей общества во всех сферах деятельности, улучшение условии жизни населения, повышение эффективности общественного производства. содействие стабилизации социально-политических oтношений в государстве на основе внедрения средств вычислительной техники и телекоммуникации.
В настоящее время созданы необходимые предпосылки формирования и развития информационного общества в России. Можно ожидать, что основные черты информационного общества, складывающиеся в развитых странах сегодня, будут свойственны России в начале XXI столетия.
Как известно, во всех развитых странах удовлетворение всех основных социальных и индивидуальных потребностей осуществляется за счет распространения и использования информационных ресурсов общества, обеспечения доступа к ним посредством современных информационных технологий и развитой информационно-коммуникационной структуры.
Информационные ресурсы, инфраструктуры и технологии в совокупности образуют интегрированную информационную среду (ИС) общества.
Развитая информационная среда служит технологическим базисом формирования единого информационного пространства России как целостного федеративного государства, обеспечивающим включение российских регионов в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь страны, последовательное вхождение России в Европейскую и глобальную информационную инфраструктуру. Она является необходимым условием гибкого и эффективного управления жизнью общества.
Процессами формирования ИС процессами информатизации в России стопи серьезно заниматься с начала 90-х годов. Вначале Комитет при Президенте РФ по политике информатизации, а в настоящее время в результате ряда структурных реорганизаций Минсвязи России возглавляет работы по организации этих процессов, координации действий научных и конструкторских организаций. Несмотря на сложности, обусловленные переходной экономикой, быстрым развитием отечественного рынка информационных, компьютерных и телекоммуникационных технологий, государственная политика информатизации приобрела в настоящее время концептуальную целостность. Созданы важные правовые, организационные и экономические условия для развития информационной и коммуникационной инфраструктуры, системы распространения и использования информационных ресурсов. Существенное внимание уделяется разработке законодательства в этой области:
– сентябрь 1992 года принят Закон «О правовой охране программ для электронных машин и баз данных»;
– ноябрь 1994 года принят Закон «Об обязательном экземпляре документов»;
– февраль 1995 года принят Закон «Об информации, информатизации и защите информации»,
– июнь 1996 года принят Закон «Об участии в международном информационном обмене».
По проблемам информатизации выпущено большое количество указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, а также руководящих и организационно-методических материалов различных государственных организаций.
В Законе «Об информации, информатизации и защите информации» понятие определено следующим образом:
Информатизация – организационный социально- экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.
В этом Федеральном законе используется еще несколько понятий:
Информация – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.
Документированная информация (документ) – зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.
Информационные процессы – процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации;
Информационная система – организационно-упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.
Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах);
Информация о гражданах (персональные данные) — сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность;
Конфиденциальная информация документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Собственник информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения субъект, в полном объеме реализующий полномочия владения, пользования, распоряжения указанными объектами;
Владелец информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения – субъект, осуществляющий владение и пользование указанными объектами и реализующий полномочия распоряжения в пределах, установленных законом;
Пользователь (потребитель) информации – субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за ч получением необходимой ему информации и пользующийся ею.
Основными направлениями государственной политики в сфере информатизации согласно Закону «Об информации, информатиации и защите информации» являются:
- обеспечение условий для развития и защиты всех форм собственности на информационные ресурсы;
- формирование и защита государственных информационных ресурсов; создание и развитие федеральных и региональных информационных систем и сетей, обеспечение их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве Российской Федерации;
- создание условий для качественного и эффективного информационного обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе государственных информационных ресурсов;
- обеспечение национальной безопасности в сфере информатизации. а также обеспечение реализации прав граждан, организаций в условиях информатизации;
- содействие формированию рынка информационных ресурсов, услуг, информационных систем, технологий, средств их обеспечения;
- формирование и осуществление единой научно- технической и промышленной политики в сфере информатизации с учетом современного мирового уровня развития информационных технологий;
- поддержка проектов и программ информатизации;
- создание и совершенствование системы привлечения инвестиций и механизма стимулирования разработки и реализации проектов информатизации;
- развитие законодательства в сфере информационных процессов, информатизации и защиты информации.
В «Концепции формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов», одобренной решением Президента РФ в 1995 году, отмечено, что имеющиеся проблемы информатизации России можно решить только путем формирования единого информационного пространства России. Это понятие определено в Концепции так:
Единое информационное пространство представляет совой совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правшам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей.
Иными словами, единое информационное пространство складывается из следующих главных компонентов:
- информационные ресурсы, содержащие данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации;
- организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;
- средства информационного взаимодействия граждан и организаций, обеспечивающие им доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий, включающие программно-технические средства и организационно-нормативные документы.
Организационные структуры и средства информационного взаимодействия образуют информационную инфраструктуру.
Целями формирования и развития единого информационного пространства России являются:
- обеспечение прав граждан на информацию, провозглашенных Конституцией Российской Федерации:
- создание и поддержание необходимого для устойчивого развития общества уровня информационного потенциала:
- повышение согласованности решений, принимаемых федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления;
- повышение уровня правосознания граждан путем предоставления им свободного доступа к правовым и нормативным документам, определяющим их права, обязанности и возможности; *
- предоставление возможности контроля со стороны граждан и общественных организаций за деятельностью федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления:
- повышение деловой и общественной активности граждан путем предоставления равной с государственными структурами возможности;
- интеграция с мировым информационным пространством.
Развитие информационной инфраструктуры России во многом определяется современным уровнем развития отечественной индустрии информатизации.
Основными задачами государственной политики в области индустрии информатизации являются:
- создание отечественных современных информационных технологий и развитие производства средств для их реализации;
- развитие отечественного производства современных систем и средств связи, телекоммуникационных сетей;
- содействие внедрению информационных технологий, используемых в зарубежных информационных системах национального и транснационального масштаба;
- подготовка квалифицированных кадров для работы в области информатизации.
Рассмотрев основные понятия, связанные с процессом информатизации, и принципы организации этого процесса в России, перейдем к краткому анализу современного состояния информатизации России и ее перспективам.