Принципы государственной политики в области образования. Встатье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» установле­ны основные положения государственной политики в области образова­ния

Встатье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» установле­ны основные положения государственной политики в области образова­ния. По существу, это исходный пункт, основа государственной концепции образования.

Государственная политика в области образования основывается на сле­дующих принципах:

1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свобо­дам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, регио­нальных культурных традиций и особенностей в условиях многонацио­нального государства;

3) общедоступность образования, адаптивность системы образования
к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитан­
ников;

4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

5) свобода и плюрализм в образовании;

6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Государственная политика в сфере образования понимается как концент­рированное выражение воли многонационального народа России, направ­ленной на удовлетворение запросов личности и потребностей развития гражданского общества, государства, семьи (с учетом экономических воз­можностей государства). Она предполагает направленность деятельности государственных и общественных институтов на всемерное развитие лич­ности. Государство, решая те или иные задачи социально-экономического развития страны, ориентирует систему образования таким образом, чтобы обеспечить образовательную поддержку (сопровождение) проводимым в стране преобразованиям (перепрофилирование экономических структур, решение проблем занятости, повышение уровня правовой культуры насе­ления и т. д.).

Механизмом реализации государственной политики в сфере образова­ния является Федеральная программа развития образования, утверждаемая федеральным законом.

Пункт 1 ст. 2 Закона «Об образовании» РФ включает несколько пози­ций, отражающих в совокупности общую тенденцию гуманизации образо­вания в мире. Они отвечают духу и букве Всеобщей декларации прав чело­века, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1948 г. Часть 2 ст. 26 Декларации утверждает, что «образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам». Эти позиции закона созвучны и принципам Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в ноябре 1959 г., где принцип 7 гласит, что ребенку «должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному разви­тию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества».

Тенденция гуманизации образования находит отражение и в тексте п. 2 ст. 9 комментируемого Закона, где рассматривается содержание образова­ния в контексте образовательных программ, которые направлены на реше­ние задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе.

Гуманистический характер образования. По общенаучному философско­му определению гуманизм в широком смысле — это исторически изме­няющаяся система воззрений, признающая ценность человека как лично­сти, его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способно­стей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности — желаемой нормой отношений между людьми.

В соответствии с принципом гуманизма гуманистический характер об­разования предполагает, что в центре образовательного процесса находится развивающийся человек. Этот принцип в образовании определяется как принцип гуманизации. Он рассматривается в настоящее время наряду с принципами демократизации, индивидуализации, технологизации, авто-номизации и др. Цель гуманистически направленного образования, осно­вывающегося на принципе гуманизации, состоит в развитии человека, его гражданском, нравственном воспитании, его общекультурном становлении как личности. Гуманистический характер образования означает уважение всех участников образовательного процесса к человеку, ребенку как лично­сти, доверие к нему, принятие его интересов, жизненных целей, запросов, уважение его достоинства. Достоинство человека есть смыслообразующая общей системы личностных ценностей человека. В настоящее время разграничиваются понятия общечеловеческого, национального, гражданского, профессионального и личностного достоинства человека. Каждое из этих проявлений достоинства является объектом направленного воспитания в семье, школе, институте, в жизни.

Гуманистический характер образования означает не только личностную ориентированность на обучающегося, но и предполагает субъектно-субъект-ную схему педагогического взаимодействия, в процессе которого ученик выступает как самостоятельный, активный, свободный деятель, субъект и партнер общения, а не как пассивный объект обучения.

Гуманистический характер образования меняет саму природу образова­тельной педагогической среды, наполняя ее духом сотрудничества, сотвор­чества, развития человека. Воспитывающая функция учителя становится ведущей по отношению к таким его функциям, как обучающая, информа­ционная, контролирующая.

Гуманистический характер среднего и высшего профессионального об­разования предполагает системное включение дисциплин гуманистиче­ского цикла в естественно-научное и техническое образование, т. е. его гу­манитаризацию. В то же время гуманизация гуманитарного образования предусматривает включение дисциплин естественно-научного цикла в под­готовку специалистов гуманитарного профиля. Подобный процесс гумани­зации профессионального образования способствует формированию у бу­дущих специалистов более полной и адекватной картины мира, что соот­носится с общей целью образования человека (развитием личности) и результатом образования — общей образованностью, общей и профессио­нальной культурой специалиста.

Прокомментируем далее каждую из включенных в п. 1 ст. 2 Закона по­зиций, определяющих гуманизацию образования в этом контексте.

Приоритет человеческих ценностей означает определение того, что вы­ступает в качестве таких ценностей для всего человечества. Наиболее общим является определение, согласно которому общечеловеческими признаются такие ценности, которые принимаются и развиваются всеми людьми в усло­виях любых общественно-исторических изменений цивилизационного раз­вития человечества. Со времен глубокой древности и до наших дней точное определение этих ценностей общественного сознания каждого народа, их количества является одной из проблем, требующих дальнейшего решения. Понятие добродетели соотносится людьми с понятием общечеловеческих ценностей так же, как и прозвучавшие во времена Великой французской революции ценности свободы, равенства и братства. Общечеловеческими ныне также являются такие ценности, как жизнь, добро, истина и красота (гармония).

Приоритет общечеловеческих ценностей в образовательном процессе означает, что они должны лежать в основе ценностного отношения человека к миру, которое формируется в этом процессе. В качестве такой основы мо­гут выступать общечеловеческие ценности жизни, добра, истины, красоты.

Ценность жизни, бытия означает отношение к космосу, Земле, природе, другим людям как носителям бытия. Эта ценность лежит в основе подлин­ного экологического сознания, развитие которого также является одной из целей образования.

Такая ценность, как «добро»', означает альтруистическую направлен­ность человека, его сострадание и милосердие как проявление его высшей человеческой способности — любви. Призыв «спешите делать добро» ста­новится определенным жизненным принципом организации социальных отношений, который противостоит тенденции насилия, разрушения, зла.

Общечеловеческая ценность истины — это ценность познания, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность проникновения в суть явлений предметной и высшей реальности, понимания лежащих в основе природных и социальных явлений закономерностей и есть базисная цен­ность познания. Формирование приоритетности знания, ценности позна­ния, установление истины является одной из важных задач образования.

Общечеловеческая ценность красоты, гармонии лежит в основе этическо­го воспитания человека. Это ценность совершенства, гармонизации, приве­дения в соответствие с идеалом, стремление к нему, что соотносится с афо­ризмом «красота спасет мир». Общечеловеческие ценности общественного сознания, будучи интернационализированы индивидуальным сознанием че­ловека, определяют национальные ценности, ценности общества, семьи, труда, образования и т. д., формируя в образовательном процессе человека-гражданина, человека нравственности и культуры, человека-созидателя.

Приоритет жизни и здоровья человека, свободного развития личности определяет первостепенность создания в образовательной системе условий для нормальной жизнедеятельности обучающегося; охрану здоровья всех субъектов образовательного процесса; соблюдение норм физиологически и психологически допустимой нормы учебной нагрузки. Воспитание физи­чески и психологически здорового человека есть основа формирования специалиста.

Воспитание гражданственности направлено на осознание человеком себя членом общества, представителем народа, страны, гражданином. Гражданин страны, гражданин России — это означает, что человек прини­мает на себя ответственность за соблюдение законов этой страны и пользу­ется всеми правами, предоставляемыми ее Конституцией.

Гражданственность есть чувство и состояние принадлежности к стране рождения, воспитания, жизни человека, это знание основных законов сво­ей страны, понимание их роли в развитии общества и обязанности их со­блюдения. Формируемое с самых ранних лет в семье чувство гражданствен­ности человека целенаправленно развивается образовательной средой, всей системой общественно-исторических и правовых учебных дисциплин и внешкольной, внеаудиторной работой.

Воспитание гражданственности означает привитие человеку с самых ранних лет жизни интереса к истории своей страны, ее жизни, к ее народу. Стержнем гражданского воспитания является патриотизм. Организация ос­воения культуры своей страны в общем контексте мировой культуры, понимание и уважение народных традиций и обычаев наполняют конкрет­ным патриотическим содержанием воспитание гражданственности в обра­зовательном процессе. Кроме того, важно отметить, что воспитание граж­данственности соотносится с формированием политического мышления и политической культуры, с одной стороны, и правового сознания и право­вой культуры — с другой.

Воспитание трудолюбия основывается на удовлетворении собственной человеческой потребности в труде как естественном условии человеческой жизни. Воспитание и развитие этой потребности с раннего дошкольного возраста является одной из основных воспитательных, задач. Включение ребенка в непосредственное бытовое обслуживание себя, помощь другим формирует основные трудовые действия, создает предпосылки позитивного отношения к труду, вырабатывает привычку трудового взаимодействия. Овладевая трудовыми действиями сначала в игре, а затем в учебной дея­тельности, учебном труде, будущий взрослый человек учится разграничи­вать цель, средства, результат труда. Различные посильные формы трудо­вого обучения (в процессе художественно-изобразительной и собственно технологической деятельности), такие как лепка, вышивание, починка предметов и др., развивают желание и умение трудиться, приносят радость от полученного результата и положительной оценки. Особую роль в разви­тии трудолюбия играет учебная деятельность, в процессе которой ребенок формируется как субъект организованной, целенаправленной деятельно­сти, обладающий такими важными для развития трудолюбия качествами, как организованность, ответственность, целеустремленность, самостоя­тельность. Воспитание трудолюбия представляет собой сложный, много­плановый и многоуровневый процесс, достижение положительного резуль­тата которого есть функция согласованного взаимодействия семьи, самого ребенка, школы и всех форм дошкольного образования.

Адаптивность системы образования подразумевает не ограничение твор­чески преобразующего действительность потенциала личности, а усвоение индивидом культурно-исторических традиций своего народа, ценностей и общественных норм.человеческого общежития в контексте развития обще­мировой цивилизации. Адаптивность системы образования может пони­маться и как соответствующим образом представленное содержание обра­зования, отличающее его от научного знания.

Светский характер образования означает свободу государственного, му­ниципального образовательного учреждения от прямого религиозного (конфессионального) воздействия. Светский характер образования основы­вается на свободе совести граждан, а также на том, что ч. 1 ст. 14 Конститу­ции РФ предполагает светский характер государства.

Воспитание уважения к правам и свободам человекаосновывается на по­нимании цели воспитания прежде всего как воспитания свободы и ответ­ственности. Свобода человека определяется свободой воли, тем, насколько его намерения и поступки обусловлены и связаны с внешними факторами. Это философско-этическая проблема самоопределяемости, или детермини­рованности, человеческого поведения. Общепринятым является положе­ние, что свобода всегда относительна, она всегда соотнесена с необходимо­стью. Свобода человека есть осознанная (в той или иной степени) необхо­димость действовать в соответствии с нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по своей социальной сути является чело­век. Абсолютной свободы человека, живущего в обществе, полного своево­лия не может быть. Свобода одного человека есть всегда ограничение сво­боды другого (других). У человека есть свобода выбора, свобода действия в рамках закона, свобода определения жизненного пути — свобода быть самим собой.

мим собой. Уважение другого как человека, который также свободен быть самим собой, есть уважение самого себя. Права человека и его обязанно­сти, т. е. ответственности и обязанности, закрепленные в Конституции России, являются предметом правового целенаправленного воспитания в школе. Свобода человека связана с его ответственностью перед самим со­бой, семьей, обществом. Ответственность есть реализация чувства долга и обязанности. Воспитание уважения ребенка к этим правам начинается в раннем дошкольном возрасте в семье с формирования чувства признания и принятия другого как личности.

Воспитание любви к окружающей природеосновывается на общечелове­ческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира — частью живой (растительной и животной) и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и жизни человека. Любовь к природе означает переживание чув­ства красоты, гармонии. Любовь к природе означает сохранение и приум­ножение ее богатства. Достижения научно-технического прогресса, интен­сивная эксплуатация ресурсов Земли создают реальную угрозу для сохране­ния природы, сохранения самой нашей планеты. Угроза экологической катастрофы приобретает реальное звучание. В этих условиях воспитание любви к окружающей природе есть воспитание борьбы за нее, воспитание потребности активного участия в экологических движениях. В настоящее время любовь к природе есть не пассивное созерцательное отношение к ней, а действенная, активная работа по ее сохранению и улучшению, ра­бота по формированию экологического сознания. Воспитание любви к окру­жающей природе начинается в семье с формирования доброго и бережного отношения к домашним животным, растениям в процессе ухаживания за ними, помощи им. Оно продолжается в школе, в жизни как осознание оп­ределяющей роли природы в жизни человека, необходимости ее сохране­ния — это основа экологического сознания.

Воспитание любви к Родинеосновывается на воспитании гражданствен­ности, патриотизма. Любовь к Родине — это активная гражданская пози­ция гордости и, может быть, страдания за то, что не соответствует пред­ставлению человека о Родине. Любовь к Родине — это знание ее истории и умение использовать это знание в качестве аргумента впроцессе анализа тех или иных исторических событий; готовность защищать ее от любых по­сягательств, беззаветно служить ей. Воспитание любви к Родине есть пат­риотическое воспитание, которое включает особую атрибутику (государ­ственные символы — флаг, герб, гимн и др.), духовную стойкость, честь и национальное достоинство человека. Патриотическое воспитание не про­тиворечит интернациональному, космополитическому — оно есть целена­правленное воспитание человека, уважающего себя как гражданина России, как человека Вселенной, в которой Земля, Россия — только микрочастица.

Воспитание любви к семьеявляется одним из важнейших направлений всего образовательного процесса. Семья является первой и самой значимой для развития ребенка образовательной средой. Формирование эмоциональ­но-позитивного, доверительного отношения к семье есть ценность благода­рения, ценность добра. Вступая в жизнь, ребенок вступает в две системы взаимосвязанных отношений «ребенок — предмет, предметный мир, мир вещей» и «ребенок — взрослый». Семья служит моделью этих отношений и сама целенаправленно формирует их, организуя и направляя познаватель­ную творческую активность ребенка в предметных, сюжетных и ролевых играх. Семья создает атмосферу свободного творческого развития ребенка. В семье формируется отношение человека к себе — его самооценка на ос­нове оценки взрослых. Общение со взрослыми является основой развития понятийного мышления ребенка, его речевого развития, его личностного становления, формирования Я-концепции. Любовь ребенка к своей семье воспитывается прежде всего самой семьей, всей системой семейных отно­шений. В силу этого воспитание любви ребенка к своей семье начинается с воспитания родителей, формирования у них чувства ответственности за ребенка.

Роль семьи как источника формирования человека не уменьшается в период школьного детства человека — она трансформируется в роль со­ветчика, помощника, в роль дружеской, доверительной поддержки. Соот­ветственно, расширяется и изменяется глубина и эмоциональная насыщен­ность отношения человека к семье, его любви к близким.

Все рассмотренные выше позиции раскрывают и детализируют гуманис­тический характер образования в целом.

Наши рекомендации