Тема 1. Социология как наука. Предмет и метод социологии

Предпосылки развития социологии. Эволюция представлений о предмете социологии. Понятие «социальное». Социальные общности, взаимодействия и отношения. Социология в поисках своего предмета.

Проблема формирования социологического метода: история и современность. Роль социологии в познании общественной жизни и её место в системе социогуманитарных наук. Социологическая теория как понятие. Теоретический и эмпирический уровни социологического познания. Теоретическая и прикладная социология. Основные отрасли социологии.

Категории социологической науки и проблема их систематизации. Социальные законы и их специфика. Функции социологии. Идеология и проблема объективности социологии как науки. Социология как социальная критика. Место социологии в системе современных общественных институтов.

Тема 2. Основные теоретические школы и направления теоретической социологии: от дифференцированности к интегративности.

Социологическое наследие О.Конта, восприятие позитивизма в англо-американской среде и его синтез с традициями эмпиризма, утилитаризма и политического либерализма. Формирование биолого-эволюционной (органической) школы: Д.С.Милль, Г.Спенсер. Роль позитивизма как метода в формировании теории и практики социологических исследований.

Социологический номинализм. Психологическая школа в социологии (Г.Тард, Г.Лебон) как реакция на «биологизм» и ее роль в исследовании массовых феноменов человеческого поведения. Бихевиоризм и психологический эволюционизм в американской социологии: «психосоциальные силы» Л.Уорда, «сознание рода» Ф.Гидденса, теория «зеркального Я» Ч.Кули и т.п.

Фундаментальные социологические теории: К.Маркс и Ф.Энгельс – основоположники материалистической теории общества. Труд и отчуждение, производительные силы и производственные отношения, Общественно-экономическая формация, базис и надстройка, эксплуатация, прибавочная стоимость. Социальная революция, принципы и методы материалистического анализа общественных процессов и их связь с социально-политической теорией социализма.

Социологический реализм Э.Дюркгейма и его принципы создания социологии. Разработка социологической методологии и обоснование социологии как эмпирической науки.. Учение Э.Дюркгейма об аномии ( отклоняющемся поведении).

Ф.Тённис, Г.Зиммель, М.Вебер и поиски путей развития социологии.

Источники и номинализм М.Вебера. Понятие социального действия и его структура. Идеальный тип как инструмент социологического исследования. Метод «понимания» и его связь с концепцией социального действия. Теория господства (политическая социология) М.Вебера.

«Структурно – функциональный анализ» Т.Парсона. Социологический функционализм Р.Мертона. Социологические теории среднего уровня. «Интегральная социологическая система» П. Сорокина – попытка объединения различных теоретических подходов в рамках единой логической системы. Феноменологическая социология и этнометодология. Релятивизм «здравого смысла». Франкфуртская школа неомарксизма. Леворадикальная критическая социология Ч.Р.Милса.

Традиции классической социологии ХХ века в их противоречивом развитии. Мультипарадигматизм как реальность современной социологии и поиски парадигмы.

Место русской социологии

Социальные предпосылки и теоретические источники возникновения социологии в России. Позитивизм в русской социологии. Общая характеристика различных школ и направлений: Л.Мечников, Е.Де Роберти, П.Лавров, Н.Михайловский, Н.Кареев и др.

Социологические и политологические концепции представителей русской школы правоведов: Б.Чичерин, Л.Петражицкий, Б.Кистяковский, И.Ильин, П.Новгородцев. Формирование русской школы социологии права.

Социологические концепции М.Ковалевского и П.Сорокина, их роль в формировании русской и мировой социологической мысли.

Марксизм в русской социологии: леворадикальное направление (Г.Плеханов, В.Засулич, В.Ленин) и «легальный марксизм» (П.Струве, М.Туган-Барановский), теоретико-методологическое единство и различие.

Наши рекомендации