Основные этапы развития российской судебной системы
Вскоре после революционных событий октября 1917г. был принят Декрет о суде № 1 (Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 24 ноября 1917 г.), которым упразднялись все существовавшие ранее суды, прокуратура и адвокатура. Правосудие передавалось местным судам (гражданские иски на сумму до 3 тыс. рублей, уголовные дела о преступлениях, наказуемых лишением свободы до двух лет). Судебная система была придатком Минюста.
Положение о народном суде РСФСР 1918 г. и принятое позже Положение о народном суде РСФСР от 21 октября 1920 г. предусматривали образование единого народного суда, которому поручалось рассмотрение по первой инстанции всех дел, не входящих в компетенцию революционных и военно-революционных трибуналов.
В зависимости от тяжести преступления правосудие осуществлялось судьей единолично, либо судьей с участием двух или с участием шести заседателей. Второй инстанцией для них был Совет судей губернии.
Очередной этап развития российской судебной системы связан с Положением о судоустройстве РСФСР от 11 ноября 1922г. Были упразднены революционные трибуналы и установлена единая система общегражданских судов: народные суды, губернские суды и Верховный Суд РСФСР. После образования СССР (1924) эта система судов по существу сохранилась с добавлением высшей судебной инстанции - Верховного Суда СССР.
Дальнейшая история связана с периодом массовых репрессий (1930-1953), которые применялись не только чрезвычайными органами, но и судами. Суды (особенно высшего и среднего звена) осуществляли карательные функции в условиях отсутствия защиты, без права на обжалование, негласного процесса и немедленного приведения приговора в исполнение.
Основные направления реформирования системы судебной власти в 1960-1980 гг связаны с проведением мер по реабилитации жертв политических репрессий и устранением из судопроизводства наиболее одиозных норм, ущемляющих независимость суда и нарушающих элементарные демократические принципы правосудия. Верховный Совет СССР принял 25 декабря 1958 г. Основы законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик, что послужило базой для принятия соответствующих законов в союзных республиках.
Конституция РФ 1993 г. на высшем законодательном уровне закрепила роль и место судов в системе органов государственной власти, как самостоятельной и независимой ее ветви (ст. 10). Развивая и уточняя упомянутые ранее новеллы Основного закона 1978 г., Конституция РФ исчерпывающе определила принципы организации и деятельности суда. 31 декабря 1996 г. – закон «О Судебной системе РФ». Упразднение судебной системы СССР.
Понятие правосудия.
Правосудие - это деятельность независимого суда, основанная на соблюдении демократических принципов судопроизводства, в рамках установленного законом процессуального порядка и применение на этой основе в необходимых случаях мер государственного воздействия.
Признаки правосудия:
1) Правосудие осуществляется только судом (специальными государственными органами в лице судей).
2) Судьи и присяжные заседатели обладают особым правовым статусом, обеспечивающим их независимость и самостоятельность при принятии решений.
3) Правосудие осуществляется путём рассмотрения гражданских, конституционных, уголовных, административных и арбитражных дел.
4) Правосудие реализуется через гражданское, конституционное, уголовное, административное и арбитражное судопроизводство
5) Акты реализации правосудия носят общеобязательный характер.
Принципы правосудия — общие руководящие начала, определяющие организацию и деятельность судебной власти.
1) Законность — деятельность по реализации правосудия основана на соблюдении Конституции и законов.
2) Единство судебной системы — судебная система оформляется в Конституции РФ, все федеральные и мировые судьи соблюдают установленные ФЗ правила судопроизводства, на всей территории РФ признаётся обязательность вступивших в законную силу судебных постановлений.
3) Единство статуса судей (закрепляется в Законе).
4) Равенство всех перед законом и судом.
5) Правосудие осуществляется только судом — гражданские, арбитражные и уголовные дела рассматриваются единолично или коллегиально, а административные дела рассматриваются судьёй единолично.
6) Охрана прав и свобод граждан при осуществлении правосудия.
7) Неприкосновенность личности — ограничение личной свободы возможно только по определённым основаниям.
8) Состязательность и равноправие сторон — стороны наделены равными правами, ни одна из сторон не имеет преимущества перед судом.
9) Обеспечение права на получение квалифицированной юридической помощи.
10) Язык судопроизводства — уголовное и административное судопроизводство осуществляется только на русском языке или на языках республик в составе РФ, судопроизводство в Конституционном суде РФ, арбитражных и военных судах ведётся только на русском языке.
11) Обеспечение судебной защиты прав и свобод личности.
12) Участие граждан в осуществлении правосудия.
12. Принципы правосудия – их понятие, источники и значение.
Принципы правосудия - это общие руководящие, исходные положения, определяющие наиболее существенные стороны данного вида государственной деятельности. Важнейшие правовые положения, характеризующие российский суд и правосудие, отражены в Конституции РФ, которая закрепляет свойственные правовому государству демократические начала организации и деятельности суда в интересах граждан, общества и государства. Конституционные гарантии дают основания именовать демократические основы деятельности суда конституционными принципами правосудия (гл. 7 Конституции РФ).
Закрепленные в Конституции РФ принципы правосудия находят свое отражение и развитие в федеральных законах, регулирующих деятельность суда с учетом специфики сферы судопроизводства и национальных особенностей российской правовой системы, а также общепризнанных норм международного права и международных договоров, ратифицированных Российской Федерацией.
Принципы правосудия имеют ту особенность, что содержащиеся в них положения обязательны для исполнения не только судьями и другими участниками процесса, но и не могут не учитываться законодателями, для которых они служат ориентирами в их законотворческой деятельности.
Принципы правосудия, закрепленные на законодательном уровне, сформулированные в определенные понятия в процессе научных исследований, сводятся в определенную систему. Входящие в систему принципы правосудия можно относить к принципам судоустройства (независимость судей, участие граждан в правосудии и др.) и принципам судопроизводства (уголовное, административное, гражданское, арбитражное). Однако, учитывая их тесную связь и взаимозависимость, свойственную организации и деятельности суда, принципы правосудия, связанные с судоустройством исудопро-изводством, рассматриваются как принципы правосудия в целом. В Конституции РФ закреплены следующие принципы правосудия:
· принцип законности правосудия - ч. 2 ст. 15;
· осуществление правосудия только судом - ст. 118;
· доступность судебной защиты - ст. 46;
· осуществление правосудия на началах равенства перед судом и законом -ст. 19;
· участие граждан в отправлении правосудия - ч. 5 ст. 32, ч. 4 ст. 123;
· состязательность и равноправие сторон - ч. 3 ст. 123;
· обеспечение права обвиняемого на защиту - ст. 48;
· презумпция невиновности - ст. 49;
· независимость судей и подчинение их только закону-ст. 120;
· гласность в деятельности суда -ч. 1 ст. 123;
· государственный или национальный язык судопроизводства и делопроизводства в судах - ст. 68, ч. 2 ст. 26.