Функции и типология групп интересов
Группы интересов имеют такие функции: упорядочение политического взаимодействия людей в обществе. Когда совокупность людей становится группой, то у них формируются нормы и роли, на основе которых устанавливается порядок и стандарты
(образцы) политического взаимодействия. Это и есть реальный процесс политической социализации, который протекает в виде самостоятельного участия личности в работе группы; формулирование политических целей. Политические интересы людей оформляются в виде общих требований, происходит объединение частных интересов внутри группы, их кристаллизация без вмешательства органов власти или партий. Это первичный этап сопоставления и гармонизации индивидуальных интересов для последующего согласования их с общественно значимыми целыми. Здесь происходит взаимное признание интересов и формирование политического единства людей, аккумулируются внутренние политические силы и крепнет политическая воля членов группы, что так необходимо для коллективной (совместной) деятельности;
представительство требований группы перед властью. Одновременно у группы появляется и функция информирования общества и власти о своих политических целях и намерениях;
поддержка и защита индивидуальных или групповых интересов. История политической жизни неоднократно доказывала, что там, где народ утрачивает постоянную бдительность по отношению к своим лидерам, он обязательно теряет свою политическую свободу;
формирование политических кадров, лидеров, элит; давление на властные структуры с целью более полного учета и реализации в их политике властно значимых групповых интересов. (578)
Таким образом, группы представляют собой более или менее целостные автономные политические объединения, которые помогают гражданскому обществу отрабатывать стандарты политического поведения; провозглашать и апробировать идеалы и цели в политике; формировать лидеров, способы и методы группового давления на власть.
Типология групп интересов. Сложная мозаика политических устремлений и идеалов, настроений и ориентиров в обществе отражается на типе групп интересов. В политоло-гической литературе дальнего и ближнего зарубежья используют разные логические основания для типологизации групп интересов. Широко распространена тшюлогизация на основании уровня организованности и характера деятельности групп. Если групповые интересы рассмотреть с точки зрения их организованности, то можно определить следующие типы групп:
1. Первичные, или базисные группы интересов. Их иногда называют анемическими (от греч. аномия - беззаконность, отсутствие порядка, законности). Действительно, в любом обществе есть первичный, базисный политический пласт, или субстрат, который представляет собой атомизированный, раздробленный в организационном плане людской массив. Но эта масса людей в определенных ситуациях может резко политизироваться, стихийно объединяться, чтобы митингами, демонстрациями, пикетированием, забастовками заявить правительству о своих групповых политических интересах. Взаимодействие людей в таких первичных группах осуществляется стихийно, спорадично; количество участников непостоянно и изменчиво, а организованность крайне слаба. После проведенной политической акции такие группы легко распадаются и если возникают вновь, то уже из других участников. Политические лидеры хорошо осведомлены, что даже простая толпа может стать решительной и беспощадной политической силой в разрушении или защите той политической системы, на которую ее направит лидер.
2. Организованные группы политических интересов - это такой их тип, который возникает на добровольной или принудительной основе, но имеет свою организацию, через которую транслируются правительству или (579) обществу групповые интересы. Часто их называют институциональными, или ассоциативными группами, подчеркивая тем самым их организационную зрелость или добровольность объединения.
В свою очередь, организованные, группы политических интересов можно подразделить на типы:
а) специальные группы интересов, то есть группы, которые специально созданы для политической работы;
б) частичные группы интересов, то есть такие группы, интересы которых не являются чисто политическими, но требуют политического обеспечения, прикрытия или поддержки, хотя их деятельность далеко выходит за рамки политики.
Наконец, по характеру деятельности ученые-политологи разделяют группы интересов на одноцелевые и многоцелевые. Само название этого типа групп интересов раскрывает их содержательную основу.
Характеристика групп интересов, их функций и типов была бы не совсем полной, если бы мы не обратили внимание еще на один важный аспект их деятельности. А именно: организованные группы всех типов, как правило, создают внутри себя специфические структуры для более эффективной реализации своих интересов. Их называют "группами давления". Именно группы давления оказывают целенаправленное воздействие на институты публичной власти. Изучая различные недостатки политической системы своего общества, группы давления стремятся использовать государственную ма-
шину для перераспределения материальных и духовных ресурсов нации в свою пользу. Извлекать выгоду из политического процесса группы давления могут различными способами. Например, они добиваются принятия законов о льготном финансировании и налогообложении для своих фирм; стремятся вне очереди заполучить информацию или дефицитную продукцию; пытаются устранить конкурентов с помощью репрессивных законов или органов государства и т. д. В их арсенале находятся легальные и незаконные методы. К законным методам давления можно отнести, например, контроль групп давления за административным продвижением чиновников на высшие посты; финансо-вую поддержку кандидатов; прямое влияние на чиновников государствен(580) ного аппарата путем "советов", "убеждения", "разъяснения" и т. д.
Незаконные формы давления чрезвычайно разнообразны, начиная от прямого подкупа и шантажа и кончая идеологической дискредитацией того или иного направления деятельности правительства.
Для групп давления (иногда их называют "лобби", "группы влияния") характерны следующие черты. Во-первых, многие профессионалы-лоббисты имеют прямой доступ к людям, стоящим у власти. Они, например, могут встретиться с ними в кулуарах (англ, lobby), то есть в местах, где власть имущие отдыхают, обедают, развлекаются, и там "обсудить" нужные им проблемы. Во-вторых, целью групп давления практически всегда является навязывание эгоистических интересов меньшинства большинству общества с помощью государственных рычагов. В-третьих, группы давления стремятся работать в "тени" государственно-управленческих структур, то есть там, где размыты функции управления, есть возможность использовать несовершенство законодательства, процветает коррупция.
Эти особенности групп давления очень важно знать гражданам Украины, ибо сейчас в республике формируются мощные группы интересов. Будут ли эти группы интересов стоять на страже общего блага республики или преследовать свои корпоративные интересы, покажет будущее. Вся беда заключается в том, что группы давления нарушают демократический принцип равных возможностей, так как более богатые группы интересов становятся и политически наиболее влиятельными. Те же группы интересов, которые весьма ограничены в доходах, не способны противостоять им в политической борьбе.
Из сказанного выше можно сделать следующие выводы:
1. Общество представляет собой систему групп интересов, которые объединяются в единое политическое поле Конституцией. Реальную почву политического процесса составляет взаимодействие групп интересов. Сознают люди свои общие политические интересы или нет, но при исследовании групп интересов политология приобретает новые знания о политике.
2. Группы интересов - естественно-историческая форма защиты, представительства и социализации лич(581)ности. Выполняя разнообразные функции, а также различаясь по своим типам, группы интересов выступают субъектами политического процесса и важнейшими элементами гражданского общества.