Роль «групп интересов» и «групп давления» в политике.

Группами интересов принято называть добровольные объединения, формирующиеся с целью выражения и отстаивания своих политически значимых интересов в отношениях с государством и другими политическими институтами. Многообразие интересов в современном обществе обусловливает деятельность многочисленных разнообразных и разноплановых общественных объединений. Они представляют интересы социальных, национальных, конфессиональных, региональных и других человеческих общностей, служат формой их коллективного действия. Вместе с тем для индивида участие в группах интересов – это и способ самореализации и самовыражения в общественной и политической практики, форма гражданской активности. Для политической системы наличие многообразных групп интересов – это укрепление прямых и обратных связей с гражданским обществом, эффективная система представительства социальных интересов.

Группы интересов выполняют важные общественные функции. Главными среди них являются функции артикуляции и агрегирования интересов. Артикуляцией называют процесс выявления, четного формулирования интересов людей, входящих в группу, выдвижение конкретных требований и лозунгов. В процессе агрегирования интересов множество частных интересов, ожиданий, потребностей сводятся в единые требования и программы, отражающие общегрупповые цели. Представляя определенные интересы, выдвигая требования и программы, группы интересов выполняют важную функцию информирования власти о наличии той или иной общественно значимой проблемы и желательных способах ее решения. Группы интересов могут предоставить органам власти экспертные разработки по интересующим их проблемам, а также делегировать своих экспертов для работы в различного рода, консультативных советах и комиссиях, влиять на отбор кадров соответствующих властных структур. Таким образом, реализуется еще одна важная функция групп интересов – функция формирования и рекрутирования политических элит.

Имеются в виду такие группы, которые не стремятся к овладению властью, но оказывают на нее воздействие с целью реализации определенных групповых интересов.

Понятие «группа интересов» шире, чем понятие «группа давления». Значительная часть интересов большинства групп реализуется в рамках гражданского общества помимо властных структур. Лишь тогда, когда осуществление коллективного интереса группы требует принятия властных решений, она превращается в группу давления. Вместе с тем группой давления называют и относительно узкую группу лиц, которая в интересах более широкой заинтересованной группы оказывает непосредственное воздействие на органы законодательной и исполнительной власти при принятии тех или иных решений.

32. Общественно-политические организации и движения: сущность и типология.

Общественно-политические организации и движения– это добровольные объединения людей для выражения и реализации общественных интересов путем «давления» на публичную власть. Они представляют собой разнообразные группы людей, имеющих определенные цели и требования к политической власти.

Выделяют 2 основные формы объединений:

Общественные организации; Общественные движения. К общественным организациям относят: профессиональные союзы; союзы предпринимателей; кооперативные организации; молодежные организации; женские организации; творческие союзы. Общественные движения представляют и защищают интересы граждан; объединяют граждан, помогая им обрести сторонников и единомышленников; способствуют решению отдельных соц. проблем; оказывают влияние на формирование общественного мнения.

33. Место и роль общественно-политических организаций и движений в современной России.

Основная роль всех общественных объединений заключается в выражении позиции той или иной группы лиц по социальным или политическим вопросам.

Например, общественные молодежные объединения отражают интересы подрастающего поколения граждан. В последнее время такие движения получили серьезную поддержку государственных органов власти, что подтолкнуло их развитие. Пришло осознание, что воспитание нации следует начинать именно с молодежи. Многие из существующих общественных молодежных объединений реализуют программы по созданию социальных молодежных групп, бирж труда, развитию спорта, выявлению и поддержке молодых талантов, летнему отдыху и других.

Одновременно с этим широкое распространение получают и детские общественные организации, и объединения. Проводится огромное количество различных конференций и собраний, направленных на выработку возможных решений различных проблем, связанных с подрастающим поколением. Деятельность детских общественных объединений не заканчивается проведением съездов – создаются общественные фонды помощи, собираются средства для осуществления реальной поддержки, оказывается влияние на развитие детской социальной базы. Работа, проводимая детскими общественными объединениями, становится заметнее год от года.

Растет и роль объединений, отражающих интересы части населения с ограничениями здоровья. Благодаря их настойчивости появляются удобные спуски для людей, передвигающихся на инвалидных колясках, светофоры со звуковым сопровождением для слабовидящих граждан, реабилитационные центры для пострадавших в той или иной чрезвычайной ситуации. Общественные объединения инвалидов помогают организовывать дополнительные рабочие места для людей с ослабленным здоровьем.

Деятельность общественных объединений не дает нам забыть о нуждах тех, кто не может сам громко и четко выразить свою позицию. В этом и заключается их основная роль.

34. Политическое сознание: сущность, структура, роль в жизни общества.

Политическое сознание – отражение и осознание людьми своего политического бытия, своих интересов и целей.

В структуре политического сознания выделяют теоретико-научное сознание и эмпирическое сознание (обыденное)

Функции политического сознания:

· Коммуникативная

· Регулятивная

· Прогностическая

· Воспитательная

· Познавательная

В политическое сознание включаются такие компоненты как нормы и правила политической игры. Политические стереотипы, политическая символика (предметные знаки, изображения, воплощающие в себе определённую идею). Важное место среди институтов, участвующих в формировании политической культуры занимают средства массовой информации.

В политическое сознание включаются такие компоненты как: нормы и правила политической игры, поведенческие стереотипы, политическая символика – предметные знаки, изображения, образы, воплощающие в себе определённую идею (флаг, герб, гимн).






35. Сущность и основные разновидности политических идеологий.

Политическую идеологию можно определить, как систематизированную совокупность идей, относящихся к проблемам власти и устройства общественной жизни и отражающих интересы определенных групп (слоев, классов), которые служат закреплению или изменению существующих общественных институтов и отношений.

Структура политической идеологии:

- общественные учения и теории – прежде всего, политические и правовые.

- ценности и нормы, придающие идеологическим установкам нормативный характер.

- идеалы, проекты и программы политического действия, в которых выражается ориентированность данной идеологической системы на будущее. Например, коммунистический идеал в марксизме-ленинизме или американская мечта в американском либерализме, глубоко укорененная в массовое сознание вера в возможность каждому выбиться в люди в Новом Свете (в США) при условии, что человек готов действовать с максимальной энергией, риском и предприимчивостью.

К числу функций политической идеологии относятс:

- интегративную. Ее роль определяется тем, что никакое политическое движение невозможно без интегрирующего и объединяющего влияния той или иной идеологии.

- прогностическую. Воздействуя на сознание и чувства людей, идеология предлагает определенную проекцию в будущее.

- теоретическую, то есть содержит теоретически обоснованные концепции, объясняющие пути развития общества и роль в этом определенных социальных групп.

- функцию социализации. Эта функция связана с целенаправленным внесением идеологических установок в сознание масс.

- мобилизационную функцию, то есть способность перестраивать ценностные ориентации человека, мобилизовать на свершение определенных действий.

36. Доминирующая идеологическая концепция в современной России.

Конечной целью реформ, проводимых в России после развала СССР, было построение государства, по образцу западных демократий, в которых либерализм является господствующей идеологией, при этом лидирующее положение западных стран в мире преподносилось как неоспоримое свидетельство преимущества либерализма над другими известными идеологиями. Для того, чтобы окончательно закрепить выбранный курс, в 1993 году в России была принята конституция, которая на законодательном уровне закрепляла основные принципы либерализма.

В основе либеральной идеологии лежит концепция о приоритете личных прав и свобод над интересами общества и государства. Роль государства ограничивается и сводится к обеспечению необходимых условий для естественного развития личности и общества в целом.

Основополагающими принципами либерализма являются:

1. Индивидуальная свобода.

2.Уважение и соблюдение прав человека.

3.Разделение властей.

4.Свободные выборы.

6.Свобода частного владения и предпринимательства.

7.Правовое равенство граждан

8.Свобода совести

9.Невмешательство в частную жизнь.

10.Равноправие.





37. Понятие, способы и функции политической коммуникации.

Политическая коммуникация – это постоянный процесс передачи политической информации, посредством которого политические тексты циркулируют между различными элементами политической системы, а также между политической и социальной системами.

Политическая коммуникация – это весь диапазон неформальных коммуникационных процессов в обществе, которые оказывают самое разное влияние на политику.

Политическая коммуникация – это непрерывный обмен политическими смыслами между индивидами и политическими силами общества с целью достижения согласия.

Типы передачи политических сообщений:

ü Побудительные (приказ, убеждение);

ü Информативные (которые могут нести в себе как реальные, так и вымышленные сведения);

ü Фактические (сведения, связанные с установлением и поддержанием контакта между субъектами политики).

Информационные потоки политической коммуникации имеют три уровня:

1. Первый уровень – обслуживает органы власти и управления (на этом уровне циркулирует в основном служебная информация).

2. Второй уровень - это информационная среда деятельности партий, профсоюзов, общественных движений (здесь политическая коммуникация осуществляется путем провозглашения и обсуждения программ, уставов и другой информации).

3. Третий уровень – это уровень общественного мнения, массового сознания и политического поведения.

Агентами или акторами политических коммуникаций могут быть:

ü Информационные структуры государства (отделы и службы связей с общественностью различных ведомств, пресс-секретариаты и т.д.);

ü Многообразные корпоративные структуры (информационные отделы партий, общественно-политических движений, оформленных групп интересов);

ü Специализированные информационные структуры (консалтинговые и рекламные агентства);

ü СМИ в их политическом назначении (независимо от того, являются ли они самостоятельными участниками рынка информации или же выражают интересы иных акторов);

ü Террористические и другие организации, занимающие в информационном пространстве не признанные легально позиции;

ü Спонсоры, рекламодатели и медиа - магнаты, имеющие специфические установки и соответствующие выходы на информационный рынок;

ü Различные (с точки зрения участия в политической жизни) сегменты социума: «публика», группа политически активных граждан, постоянно находящихся в информационном контакте с властью; «общественность», вступающая в контакт с властью в периоды острого развития политического процесса, и «общество», то есть группа граждан, практически не вступающих в политические контакты с властью.

38. Сущность, структура и типы политической культуры.

Политическая культура - это совокупность типичных для данного общества или социальной группы укоренившихся образцов политических представлений, ценностных ориентации, установок и политического поведения.

Политическая культура включает в себя не всё политическое сознание и политическое поведение, а усвоенные представления, навыки, умения, которые типичны, характерны для данных социальных субъектов. В качестве носителей политической культуры выступают субъекты политических отношений: личности, социальные группы, классы, нации, общество, а также институциональные субъекты власти. Политическая культура представляет собой единый процесс накопления и утверждения знаний, опыта и качественной реализации их в практической деятельности и поведении.

Выделяются три основные модели политической культуры. Тоталитарная модель политической культуры характеризуется идеями одномерности жизни общества; отсутствием политического плюрализма, альтернативности, политического выбора; нетерпимостью к инакомыслию; упрощенными поведенческими реакциями; культом борьбы, ориентацией на конфронтацию, решение сложных проблем с позиции силового давления. Демократическая (плюралистическая) политическая культура проявляется в общенациональном согласии относительно принципов организации и функционирования политической системы; ротации партий и должностных лиц у власти; высоком месте демократии в структуре общественных ценностей; преобладании гражданских процедур в улаживании конфликтов; политическом плюрализме. Важнейшими параметрами современной демократической политической культуры являются плюрализм (от лат. "множественный") и толерантность (терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению). Существуют политические субкультуры - социальная, национальная, коллективная, личностная и др.

Типы ПК: ● Патриархальный – опирается на местные ценности (клан, род, племя) и проявляется в форме местного патриотизма. Индивид мало восприимчив в глобальной ПК и не выполняет конкретных полит. ролей. Характерен для новых независимых государств. ● Подданический – пассивное и отстраненное отношение индивида к ПС. Индивид ориентируется на традиции, хотя сам политически грамотен, в обмен на подчинение власти ожидает от нее всяческих благ, наград и боится наказания. ● Культура – человек обладает знаниями о политике процессах, происходящих в государстве, принимает активное участие в пол. жизни, активно взаимодействует с властью.

39. Особенности российской политической культуры.

Политическая культура - это совокупность типичных для данного общества или социальной группы укоренившихся образцов политических представлений, ценностных ориентации, установок и политического поведения.

Политическая культура включает в себя не всё политическое сознание и политическое поведение, а усвоенные представления, навыки, умения, которые типичны, характерны для данных социальных субъектов. В качестве носителей политической культуры выступают субъекты политических отношений: личности, социальные группы, классы, нации, общество, а также институциональные субъекты власти. Политическая культура представляет собой единый процесс накопления и утверждения знаний, опыта и качественной реализации их в практической деятельности и поведении.

В идеологизированном обществе политики выражали лишь один интерес - интерес государства. Участие в политике, возможно, было только на стороне государства, только в борьбе за его интересы. Любое несогласие подавлялось, в политике царила государственная монополия. Это привело к закреплению в политике принципа "кто не с нами - тот против нас". В современный период важным условием демократического развития российского общества является освоение гражданами опыта демократической политической культуры. Длительное отучение народа от собственности и самостоятельности создает крайнюю неустойчивость общественных отношений, обусловливает падкость на обещания, повышенную восприимчивость к демагогии. Проблема заключается в том, сможет ли Россия добиться цивилизованных отношений между человеком и государством, при которых граждане смогли бы влиять на политику властей, а государство было бы не бюрократической корпорацией, а проводником и защитником общего блага.

40. Содержание и характер политической социализации.

Политическая социализации является одной из сторон общей социализации личности.

Социализация немыслима без активного участия самого человека в освоении социального опыта в качестве субъекта общественных отношений. Это двухсторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, передачу индивиду социальной информации, знаний, его приобщения к существующим ценностям и ориентирам, усвоение им социального опыта, норм и ролей, навыков и умений посредством вхождения в систему сформированных общественных отношений, с другой стороны, процесс не просто воспроизводства, но и дальнейшего развития индивидом существующей системы общественных отношений за счет его активной деятельности а процессе включения в социальную среду.

В СССР категория «политическая социализация» стала применяться одновременно с институционализацией политологии и развитием политической социологии (с 1989 г.).

В 90-е годы уже постсоветской России термин «политическая социализация» вошел прежде всего в учебники и учебные пособия по политологии.

В теоретическом осмыслении процесса политической социализации мы находимся в начале пути, равно как и в становлении новой российской политической системы.

41. Особенности политической социализации в постсоветской России.

Ответ на 40 и 41 вопросы пересекаются

Особенности политической социализации в современной России обусловлены прежде всего переходным состоянием российского общества и общей его нестабильностью.

Страна постоянно сталкивается с трудностями во всех сферах общественной жизни: экономической, политической, социальной и духовной. Экономические реформы буксуют. Динамика социальной стратификации остается неблагоприятной. Для многих членов общества ситуация вакуума, связанная с утратой смысла жизни, никчемностью существования, стала очевидной реальностью. В стране увеличивается число наркоманов, алкоголиков, преступников и самоубийц. Происходит отчуждение многих россиян от политики. Политическая психология многих людей характеризуется пессимизмом и негативизмом.

В этих условиях политическая социализация в стране осуществляется стихийно и противоречиво. Человек теряет ценность политической жизни и находится в постоянном противоречии с политической реальностью.

42. Демократический политический режим: сущность и содержание.

Под демократией понимается тип государства, в котором политическая и правовая системы, политический режим, построены ни принципах народовластия, свободы и равенства. Важнейшей составной частью развития демократического процесса стала разработка универсальных демократических процедур, которые характеризуют и современную демократию: избрание народом высшего законодательного органа; равенство избирательных прав; всеобщность избирательного права; ограничение прав меньшинства решением большинства; непрерывный общественный контроль и др. Важнейшее значение в демократических государствах имеет идея народного суверенитета, которая воплощается в основных принципах демократии. Центральным инструментом демократии считают свободные выборы, в которых принимают участие все граждане, обладающие избирательными правами, без этнических, расовых, религиозных, национальных, имущественных и других ограничений. Гарантом демократии служит общественный контроль за ее конкретными проявлениями или срывами. Важным условием демократий является достижение общественного консенсуса (согласия). Под консенсусом понимается непротиворечивое согласие, единство, но ведущим значимым вопросам, согласие значительного большинства людей относительно наиболее важных моментов организации и функционирования сообщества.

43. Гарантии функционирования демократического политического режима.

«Демократия... — это правление народа, избранное народом и для народа». Авраам Линкольн (1809—1865), американский президент, один из организаторов Республиканской партии, решительный противник рабства

«Демократия — это способ, с помощью которого хорошо организованное меньшинство управляет неорганизованным большинством». Василий Розанов, русский философ начала XX в.

- Система контроля со стороны гражданского общества за деятельностью государственных органов и аппарата.

- Ликвидация системы привилегий, связанных с обладанием властью.

- Своевременное полное политическое информирование граждан.

- Ограничение срока пребывания в представительных органах власти.

- Упрощение отзыва депутатов и смены чиновников.

44. Тоталитаризм как явление.

Термин "тоталитаризм" стал употребляться для обозначения фашистского режима в Италии и германского национал-социалистического движения еще в 20-е годы. С 1929 года, начиная с публикации в газете "Таймс", его стали применять и к политическому режиму Советского Союза.

Предлагается для определения "общей модели" тоталитаризма пять признаков:

à единая массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером;

à официальная идеология, признаваемая всеми;

à монополия власти на СМИ(средства массовой информации);

à монополия на все средства вооруженной борьбы;

à система террористического полицейского контроля и управления экономикой.

Тоталитарный режим характеризируется диктатурой одного лица или группы людей, стремление гос-ва к полному контролю над всеми проявлениями общественной жизни, подчинением людей интересам политической власти и господствующей идеологии.

Черты:

1. Высокая концентрация власти, гипертрофия руководящего аппарата, её проникновение во все поры общественной жизни. Власть и народ мыслят, как единое целое.

2. Характерна однопартийность.

3. Идеологизация всей жизни общества. В основе тоталитарной идеологии – рассмотрение всемирной истории как движения к определенной цели оправдывающей все средства борьбы.

4. Тоталитаризм характеризируется монополией власти на информацию, полным контролем над СМИ.

5. Монополия гос-ва на использование всех средств ведения вооруженной борьбы.

6. Функционирование отработанной системы всеобщего гос. контроля за поведением людей и системы насилия. Для этих целей создаются, например, концентрационные лагеря и гетто, где применяется тяжелый труд, пытки людей.

7. «Запрещено всё что, кроме того, что приказано властью».

45. Тоталитарная идеология как явление: сущность, характерные черты, разновидности.

Тоталитаризм есть в первую очередь идеологический режим. Чтобы установить свою абсолютную идеологическую монополию в государстве, тоталитарная партия проводит ряд мероприятий:

1) уничтожая другие партии, она уничтожает и их идеологию;

2) берет под свой контроль все государственные и общественные средства пропаганды (печать, радио, кино, театр, книгоиздательскую деятельность) и использует их для распространения своей идеологии;

3) устанавливает свой контроль над всей системой образования (от начальной школы до высших учебных заведений), перестраивая в духе своей идеологии все учебные программы;

4) с помощью политических мер осуществляет идеологическую изоляцию страны, чтобы исключить возможность проникновения чуждых режиму идеологий;

5) в структура партии создаются органы дублирующие гос-органы

Признаки:

à Монизм

à Теологизм

à Революционный патернализм

Патернализм – характер общественного развития способен познать только вождь (харизма), удел всех остальных неукоснительно выполнять требования вождя.




46. Понятие авторитаризма, его содержание и типология.

Авторитарный режим – система властных отношений, возглавляемая диктатором и его окружением, закрепляющих минимум политического участия народа и ограничивающих, кроме политической, вмешательство гос-ва в развитие общественных сфер. Авторитарные режимы возникают там, где происходит смена общественного строя. Цель - навести порядок и стабильность в обществе и обеспечить его жизнедеятельность.

К числу общих черт авторитарных режимов относят следующие:

—авторитарная власть имеет своим источником насильственный захват власти. Она не формируется народом и не ограничивается правом — кодифицированным либо обычным, опирающимся на традицию;

— для нее характерно слияние законодательной, исполнительной и судебной властей, либо их формальное, показное разделение;

— при авторитаризме власть опирается на административный, полицейский и военно-карательный аппарат, держится на неприкрытом насилии или возможности его непосредственного применения;

— авторитаризм предполагает жесткий централизм управления, монополизацию власти в руках правящей элиты или вождя;

— в социальном плане авторитаризм пытается стать выше классовых различий, выразить общенациональный интерес, что сопровождается социальной демагогией, популизмом;

— во внешней политике для него характерны агрессивные имперские установки.

47. Сущность, этапы развития и формы политического процесса.

Политический процесс- суммарная деятельность всех субъектов политики, посредством которой происходит формирование, развитие и функционирование политической системы общества в определенных временных границах. Политический процесс отличается относительной самостоятельностью, рассматривается как один из общественных процессов, наряду с экономическим, идеологическим, правовым, а также как форма функционирования политической системы общества, эволюционирующей во времени.

Политический процесс состоит из ряда последовательных стадий:

*конструирование (образование политической системы)

*принятие и исполнение политико-управленческих решений

*контроль за функционированием и направлением развития политической системы

Каждая стадия сохраняет присущие ей особенности и осуществляется способами, присущими лишь ей.

Политический процессы:

* внутриполитические (протекают между субъектами политики, основная деятельность которых является завоевание и удержание власти)

* внешнеполитические (распространяются на отношения с другими государствами как искусство ведения международных дел).

Структура политического процесса:

- субъект процесса (реальную власть или её носителя, которому власть делегирована);

- объект, который должен быть создан или достигнут как цель процесса;

- исполнителей процесса, которые связывают субъект и объект-цель.

48. Особенности современного политического процесса в России.

По особенностям достаточно назвать выделенное, но на всякий случай надо знать основания этого вывода.

Политический процесс- суммарная деятельность всех субъектов политики, посредством которой происходит формирование, развитие и функционирование политической системы общества в определенных временных границах.

Нерасчлененности политики и экономики, социальных и личных отношений. Политика не отделена от других сфер жизни в силу незрелости институтов гражданского общества, которые должны ее ограничивать и контролировать.

Несформированность гражданского общества является одной из особенностей политического развития России.

Отсутствие консенсуса между участниками политического жизни. В России не было традиции консенсуса, и ее невозможно было укоренить за несколько лет реформ. Другая же причина конфликтности политического процесса кроется в различном понимании ценностей свободы и демократии у зарождающихся политических сил, а также в их неравных возможностях активного участия в реформаторском процессе и удовлетворения собственных интересов.

Неструктурированность и высокой степени совмещения и взаимозаменяемости политических ролей. Обманчиво кажущееся многообразие участников российской политической жизни, поскольку их реальная роль и политические функции достаточно ограниченны. Способности политических партий выражать интересы гражданского общества весьма условны. Во-первых, потому, что интересы гражданского общества только начинают формироваться, а сами партии, кроме лидеров и их ближайших сторонников, мало кого представляют. Во-вторых, современные партии похожи скорее на клиентелы, объединяющие единомышленников вокруг политического деятеля, чем на форму связи власти с гражданским обществом.

Отсутствие интеграции среди его участников, что является следствием отсутствия в обществе единой коммуникационной системы. Вертикально организованный политический процесс функционирует через диалог между властью и обществом, в котором последнее доносит свои требования до властных структур посредством разветвленной системы представительства.

В его основе лежит активный политический стиль, состоящий в навязывании обществу нововведений со стороны правительства. Активная роль государства как в формировании проблем, так и в интеграции интересов различных групп вызвана культурно-религиозной, этнической и политической неоднородностью общества. Эту интеграцию различных субкультур участников политического процесса государство проводит методом навязывания им определенных ценностей и стандартов политической деятельности. Тем самым властные структуры делают поведение субъектов политики предсказуемым.

Высокая концентрация политической власти и ресурсов в руках правящей элиты, что заставляет контрэлиту и оппозицию оформляться и выступать в качестве радикальных движений, а не политических оппонентов.

Тотальная маргинализация посткоммунистического общества обусловила ситуацию, когда лидеры, чтобы остаться у власти, обращались к помощи более развитых западных стран. С изменений во внешней политике начинал реформы М. С. Горбачев, провозгласив «новое мышление» и «общечеловеческие ценности» основами своего внешнеполитического курса. Такой же логике следовал Б. Н. Ельцин, выступая с доктриной «партнерства во имя мира» с западными странами.

49. Проблемы политического участия.

Термин “политическое участие” активно используется для обозначения разнообразных форм непрофессиональной политической деятельности, когда политически активные люди, непосредственно не связанные с функционированием государственного или правительственного аппарата, стремятся влиять на его работу.

Формы политического участия могут быть самыми разнообразными по направлению, значению и результативности. Так, различают активное, инициативное, пассивное, поддерживающее участие.

Наиболее значимые виды политического участия:

— действия людей в политике, служащие ответом на внешнее воздействие, исходящее от других людей и институтов;

—периодическое участие во всякого рода выборах, политических кампаниях, связанное с делегированием полномочий;

— деятельность в политических организациях, движениях, партиях;

— выполнение политических обязанностей в рамках государственных органов, помощь общественности в реализации их функций

— посещение политических собраний, освоение и передача политической информации, участие в политических дискуссиях;

— прямое действие — непосредственное влияние на функционирование и изменение политических институтов через такие формы политической деятельности, как митинги, и т.д.

— воздействие на ход политических процессов через обращения и письма, встречи с политическими лидерами, представителями государственных и политических организаций и движений.

(на их основе выделяешь основные проблемы, по собственному мнению)

50. Конституция РФ: структура, содержание, значение для политического развития страны.

Политическая функция Конституции РФ заключается в том, что политическое движение, в котором участвуют так или иначе все политические силы, осуществляется на основе правил, установленных ею. Политический процесс охватывает различные формы, способы и направления политической деятельности; по существу, это порядок функционирования политической системы, ее институтов. Тем самым конституция выступает как основной закон гражданского общества, создающий механизм контроля за функционированием государственной власти и предотвращающий возможный государственный произвол. Конституция в правовом отношении оформляет государственную власть, принципы ее организации и функционирования, основные звенья (элементы) и важнейшие конституционные институты политической системы общества.

Конституция закрепляет и гарантирует осуществление всего комплекса политических прав и свобод личности (избирательные права граждан, свободы мысли и слова; право на объединение; право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования; право участвовать в управлении делами государства, в отправлении правосудия и др. (ст. 29-33 Конституции РФ). Реализация указанных политических нрав и свобод ориентирована на стимулирование социально-политической активности граждан и их объединений.

51. Выборы: их роль и место в политике.

Выборы - важнейший компонент современной политики. Они представляют собой способ формирования органов власти и управления с помощью выражения по определенным правилам политической воли граждан. В результате выборов избранные кандидаты наделяются властными полномочиями.

Выделяются четыре основные классификации видов выборов.

Во-первых, выборы делятся на очередные (основные) и внеочередные. Очередные выборы – это выборы, которые назначаются и проводятся в связи с истечением срока полномочий избираемого органа или должностного лица. Внеочередные (досрочные) выборы проводятся в связи с досрочным прекращением полномочий избираемого органа (должностного лица).

Во-вторых, выборы бывают основными и дополнительными. Данная классификация применима только к выборам депутатов представительных (законодательных) органов. На основных выборах избирается весь состав представительного органа. Основанием проведения дополнительных выборов является досрочное прекращение полномочий (выбытие) депутата представительного органа, избранного по мажоритарной избирательной системе по одному из территориальных округов.

В-третьих, выделяются общие и частичные выборы. Общими выборами являются одновременные выборы всех депутатов представительного (законодательного) органа. Частичные (ротационные) выборы проводятся в случае, если представительный орган формируется путем ротации, которая предполагает разновременное избрание части депутатского корпуса представительного органа (либо одной из его палат).

В-четвертых, выборы делятся на первоначальные и повторные. Первоначальные выборы назначаются в связи с истечением срока полномочий либо досрочным прекращением полномочий избираемого органа (выборного лица). Повторные выборы проводятся в случаях, если результаты первоначальных выборов были признаны несостоявшимися или недействительными.

К главным функциям выборов можно отнести следующие:

1.артикуляция интересов различных социальных групп;

2.мирное разрешение конфликта между политическими лидерами, претендующими на власть;

3.легитимация структур власти;

4.рекрутирование в политическую элиту и ее обновление;

5.политическая социализация и мобилизация граждан.

52. Сущность, функции гражданского общества.

Гражданское общество - это совокупность неполитических отношений людей, социальных общностей, находящихся вне государственных структур и отражающих их частные общественные интересы. Специфика гражданского общества состоит в том, что оно основано на самостоятельной инициативе граждан. Властные полномочия гражданское общество передает государственным органам, но оно воздействует на них и приводит в соответствие со своими интересами, опираясь на демократический механизм государственной власти (выборы и т. д.).

Вместе с тем решение важнейших жизненных вопросов остается за гражданским обществом, для чего используются референдумы (всенародное голосование) и другие демократические формы.

Гражданское общество - это такой способ социальной организации, при котором вмешательство государства в жизнь граждан сведено к минимуму, а функции его ограничены теми--сферами, в которых сами граждане не но своей воле делегируют, перепоручают государству часть своих прав и свобод. Тем не менее гражданское общество испытывает на себе регламентирующее влияние государства и чем более оно контролирует государство, тем более общество является демократическим, а государство - правовым. Государство должно создавать нормальные условия для развития и функционирования гражданского общества, но не поглощать, заменять его, призвано учитывать и соответствовать интересам гражданского общества, выражать и защищать их.

Гражданское общество - это система социальных связей, обеспечивающих жизнедеятельность социокультурных и общественно-политических институтов, независимых от государства. В этой системе экономические, профессиональные, культурные, религиозные, идеологические, частные интересы реализуются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, система образования, научные, профессиональные, культурные союзы, ассоциации, не являющиеся элементами политической системы.

53. Особенности формирования гр-общества в России.

В качестве особенностей становления гражданского общества в России можно выделить следующие:

1. Россия вступила на путь строительства гражданского общества значительно позднее стран Западной Европы и США.

В качестве точек отсчета можно считать отмену крепостного права в 1861 году, реформы судебной системы и местного самоуправления, проведенные Александром II.

Реформа местного самоуправления:

Судебная реформа:

Эти реформы породили общественные организации и гражданские учреждения.

Революция 1905-1907 гг стала новым этапом формирования гражданского общества: появляются политические партии, профсоюзы.

После распада СССР россиянам было свойственно: "настроенческий" характер социального недовольства, низкий уровень готовности к объединению с другими людьми с целью совместного решения актуальных проблем, низкий уровень взаимного доверия. Однако в постсоветское время происходит либерализация общественного сознания, утверждение новых ценностных установок, появляется активное меньшинство.

2. Складывание многопартийности в России пришлось на начало 20-го века - также позднее, чем в странах Западной Европы и США.

3. Российские традиции совместного, коллективного решения задач и проблем способствовали становлению гражданского общества.

4. Установившийся после октября 1917 года тоталитарный режим, ввел со стороны государства жесткий политический контроль за деятельностью гражданского общества. Некоторые его элементы сохраняются (профсоюзные и добровольные общества, женские, молодежные, творческие и другие организации), но деятельность их регламентируется и контролируется Коммуʜᴎϲтической партией, которая сама становится частью государства.

5. Отсутствие демократического опыта функционирования гражданского общества после распада СССР.

В настоящее время в России сложились, действуют некоторые элементы гражданского общества:

· политические партии и движения;

· массовые общественные организации;

· ассоциации производителей и общества потребителей;

· конфессиональные общности;

· этнические общности, землячества и культурно-национальные организации и центры;

· творческие союзы и организации;

· спортивные объединения.

54. Политические конфликты и кризисы: сущность, типология, методики их урегулирования.

Политический конфликт (Шарый) – острое противостояние между отдельными индивидами, соц. группами, государствами, обусловленное определенными взаимоисключающими интересами и целями.

Политический кризис - это состояние политической системы общества, выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности.

55. Законодательный, исполнительный и судебный органы власти в России.

Основное

Система органов государственной власти в России базируется на определенных принципах, выражающих сущность государственной организации, ее содержание. Таковыми принципами являются:

единство системы;

разделение властей;

демократизм.

Законодательную ветвь власти составляют представительный орган РФ: Федеральное Собрание.

К ведению СФ отнесены:

1.исключительные полномочия, определенные ст. 102 КРФ

2.законодательные полномочия, заключающиеся в том, что в течение 14 дней палата должна рассмотреть, одобрить или отклонить закон, принятый Гос. Думой

3. полномочия по самоорганизации: решение С Ф считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов; для принятия федеральных конституционных законов – не менее ¾ числа депутатов должны быть «за».

Гос. Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года. Следующие выборы в 2007 году. Полномочия ГД делятся на:

1. исключительные (ст. 103)

2. законодательные, реализуемые в форме принятия законов

3. полномочия в сфере самообеспечения своей деятельности: решения принимаются простым большинством от общего числа депутатов, принявших участие в голосовании, квалифицированное большинство в 2/3 голосов требуется для принятия федеральных конституционных законов.

Исполнительную власть на уровне РФ осуществляет Правительство РФ (ПРФ). Правительство действует в пределах срока полномочий Президента. Гос. Дума может выразить недоверие Председателю ПРФ. После чего Президент может согласиться с решением ГД и объявить об отставке ПРФ. либо нет. ПРФ исполняет все гос. функции:

· регулирует экономические процессы,

· формирует и исполняет бюджет,

· осуществляет социальную политику,

· обеспечивает законность,

· реализацию прав и свобод человека и гражданина в РФ,

· оборону, государственную безопасность,

· проводит необходимую внешнюю политику и др.

Судебную власть РФ осуществляют суды. Особенности судебной власти:

1. самостоятельность судебной власти, независимость ее от других ветвей власти

2.независимость судебной власти обеспечивается несменяемостью и неприкосновенностью судей

3. осуществление правосудия только судом

4. состязательность и равноправие сторон при судебном разбирательстве

5. гласность судебного разбирательства





56. Роль местного самоуправления в политике.

Местное самоуправление является важнейшим элементом демократического государственного устройства. В частности - это неотъемлемая часть общегосударственной системы сдержек и противовесов. Наряду с сочетанием различных интересов на государственных уровнях РФ, субъектов РФ необходимо сочетание интересов государственных и интересов каждого отдельно взятого города, поселка, деревни, каждой каким-либо способом обособленной населенной территории. Роль выразителя таких интересов и призвано играть местное самоуправление. Чтобы эта роль была действенной, необходимо наличие у местного самоуправления полномочий на самостоятельное решение вопросов защиты интересов жителей, обусловленных фактом совместного проживания на соответствующей территории (вопросов местного значения), а также полномочий на участие в подготовке решений органов государственной власти, затрагивающих интересы жителей территории местного самоуправления.

Органы местного самоуправления призваны решать вопросы местного значения, создавать условия для обеспечения повседневных потребностей населения - но это и есть реализация одного из ключевых прав человека и гражданина, гарантируемых демократическими государствами - права на достойную жизнь. Таким образом, местное самоуправление не только оппонент, но и соратник государственной власти, а развитое, местное самоуправление освобождает органы государственной власти от «текучки», позволяет сконцентрироваться на решении общегосударственных проблем, способствует оптимизации государственного управления.

57. Основные концепции международных отношений.

Международные отношения (Шарый) - это совокупность политических, экономических, дипломатических, военных, культурных, научно-технических связей и взаимоотношений между народами, государствами и объединениями государств, экономическими и политическими организациями на международной арене.

Виды международных отношений рассматриваются:

1) По сферам общественной жизни и содержанию отношений – политические, экономические, военно-стратегические, культурные, идеологические, дипломатические;

2) По взаимодействующим участникам – межгосударственные, отношения между различными международными организациями, транснациональными корпорациями (ТНК) и др.;

3) Исходя из характера отношений (характера правового регулирования) – как межгосударственные отношения, как межгосударственные отношения негосударственного характера, внутригосударственные отношения, по существу входящие во внутреннюю компетенцию государства, но включенные в сферу международно-правового регулирования (международного частного права).

58. Геополитическое положение РФ в мире, характерные особенности ее внешней политики на современном этапе.

Под геополитическим положением подразумевается положение государства на Земле, обуславливающее его роль и место в мировой политике, характер его включения в систему международных отношений, способы и специфику воздействия на международный климат в целом.

Современное геополитическое положение РФ более всего обусловлено распадом Советского Союза.

Прежде всего, если сравнить карты СССР и РФ, можно увидеть, что Россия отброшена к границам допетровского времени (за исключением балтийского и черноморского побережий) и фактически стала сухопутной державой. Страна потеряла четверть своей территории (СССР- 22,4 млн. км^2, РФ- 17,1 млн. км^2) и половину населения. Участились межэтнические и религиозные конфликты как внутри РФ, так и вовне.

Россия ослабла экономически: были разорваны хозяйственные связи разных уголков огромной страны в связи с распадом СССР; отвратительно проведённая приватизация нанесла непоправимый урон многим отраслям промышленности, в том числе и стратегическим. Страна стала сырьевым придатком. Всё это не могло не повлиять на военный потенциал государства, который также понёс потери в девяностые годы и продолжает деградировать в наши дни.

Несмотря на всё вышеперечисленное, геополитическое положение РФ остаётся уникальным. До сих пор наше государство является самым большим в мире и имеет самую протяжённую границу. Россия по-прежнему является евроазиатской державой, уникальным симбиозом западного и восточного мира, ареной их противоборства и взаимодействия. Ну и, конечно же, страна обладает огромными ресурсами, которые позволят нам самостоятельно развивать свою экономику.

59. Глобальные проблемы современности: место и роль России в их разрешении.

Чем выше уровень технологического производства и всей человеческой деятельности, тем выше должна быть степень развития самого человека, его взаимодействия с окружающей средой. Отсюда и новые требования к личности: в ней должны гармонически сочетаться высокая квалификация, виртуозное овладение техникой, владение техникой, предельная компетенция в своей специальности с социальной ответственностью и общечеловеческими нравственными ценностями. Сущность экологической проблемы состоит в противоречии между производительной деятельности человечества и стабильностью природной среды его обитания. Глобальные проблемы современности и, прежде всего, резкое обострение экологической проблемы, поставило перед человечеством задачу поиска новых путей развития, перестройки своих отношений с окружающей средой. Духовно-нравственной основой появления глобальных проблем современности является широкое распространение идеологии потребительства. По мере того, как постепенно исчезала рабская зависимость от необходимости тратить основное время на добывание <хлеба насущного>, современный человек попадает в зависимость от многообразия вещей. Каждое удовлетворение определенной потребности рождает у человека новую потребность. Таким образом, человек попадает в бесконечный, неисчерпаемый круг. Если мы хотим обуздать техническую революцию и натравить человечество к достойному его будущему, то нам необходимо, прежде всего, подумать об изменении самого человека, о революции в самом человеке.

Гуманизм как ценностная основа решения глобальных проблем современности.

Решение глобальных проблем современности - это общее дело всего человечества. Человечество должно выработать эффективные формы сотрудничества, которые позволяли бы всем странам действовать сообща, несмотря на различия социально - политических, религиозных, этнических и иных мировоззренческих ориентаций. А для этого оно должно опираться на определенные базисные ценностные ориентации. Многие современные философы справедливо считают, что такими базисными ориентациями могут быть ценности гуманизма Гуманизм как определенная система ценностных ориентаций и установок, доведенный до логического конца, получает значение общественного идеала. При таком подходе человек рассматривается как высшая цель общественного развития. Однако в недрах философии уже в конце XIX в. начал формироваться новый взгляд на пути развития современной цивилизации, выходящей за рамки планетарного мышления и призывающий взглянуть на пути развития и судьбы человечества с позиций космического измерения человеческого бытия наиболее ярко эту тенденцию представляет русский космизм (К. Э. Циолковский, В. В. Вернадский). Центральная идея этого космоцентрического подхода - это единство человека с космосом.

60. Сущность и основные слагаемые национальной безопасности гос-ва.

Национальный интерес – осознанная потребность нации в самосохранении и обеспечении безопасности. Он включает: 1. Военная безопасность 2. Экономическая безопасность 3. Гос. суверенитет, как основа контроля над определённой территорией и населением.

Национальная безопасность – обеспечение внутренних и внешних условий существования страны, которые гарантируют возможность стабильного развития общества и его граждан. Факторы нац. безопасности:

1) Военные

а) состав вооруженных сил страны

б) состояние возможных театров военных действий

в) наличие военных союзников

2) Невоенные

а) природно-экономические условия страны

б) неополитические факторы (размеры и освоенность территории, протяженность и состояние гос границ, характер отношений с соседними странами).

Наши рекомендации