Сущностные, функциональные и деятельностные особенности групп интересов и групп давления в современной российской политике

Учитывая то, что данные четыре вопроса взаимосвязаны между собой, ответы на них мы будем писать в режиме единого текста.

Сначала стоит сделать акцент на том, что одним из критериев классификации политических институтов служит расположение того или иного института в политическом пространстве между государством и обществом. На основе этого признака выделяются государственные учреждения и общественно-политические, негосударственные институты, к которым относятся партии, групповые объединения (профсоюзы и т. д.), а также частные СМИ как 'четвертая власть'. Далее речь пойдет именно о негосударственных институтах, а также об их функционировании в условиях российской действительности.

Группы интересов и группы давления

Учитывая доминирующие в политической науке подходы, груп­пы интересов можно определить как по преимуществу добровольные объединения, приспособленные или специально созданные людьми для выражения и отстаивания своих властно значимых интересов в от­ношениях с государством, а также другими политическими институтами. Эти политические ассоциации, будучи посредниками в отношениях государства с населением, представляют интересы социальных, нацио­нальных, региональных и прочих человеческих общностей и служат формой коллективных действий их членов.

В зависимости от целей и методов пре­зентации социальных интересов, ис­пользуемых ресурсов и способов влияния на власть, а также других па­раметров своей деятельности группы интересов существенно различаются друг от друга. Так, среди многочисленных классификаций можно отметить разделение групп интересов по характеру деятельности на од­ноцелевые (складывающиеся и существующие только в связи с до­стижением определенной цели) и многоцелевые (чья деятельность не ограничена спецификой отдельных задач). С подобной классификацией тесно связана и типология французского политолога М. Дюверже, вы­делявшего специальные (занимающиеся только политической деятель­ностью) и частичные (выполняющие более широкий круг социальных функций, связанных с организацией бизнеса и т.д.) группы интересов.

Что касается групп давления, то они представляют собой особые группы интересов, которые стремятся достичь свой интерес посредством давления на органы государственной власти. Это внешние по отношению к власти организованные группы, не стремящиеся к овладению ею и ограничивающиеся воздействием на нее. По утверждению некоторых исследователей, необходимыми условиями существования групп давления являются наличие устойчивых связей между членами группы, чувство коллективной солидарности, общность интересов и целей.

!!!!! Основным отличием групп давления от групп интересов является давление на государственный аппарат посредством официальных и неофициальных контактов с его представителями, публичных выступлений, рассчитанных на создание определенного общественного мнения. Продвижение во власть группами давления своих интересов принято называть лоббизмом.

Группы интересы и группы давления в контексте российской действительности:

К началу перестройки в Советском Союзе существовало два основных типа "групп интересов": региональные и отраслевые. Однако с началом реформ в России в 90-е годы качественно активизировался процесс дифференциации различных интересов в обществе: стали появляться "группы интересов", связанные с различными секторами экономики. При нарастании экономических проблем обострялась борьба "элит" за контроль над природными и промышленными ресурсами, механизмами выделения государственных льгот и субсидий, формированием и исполнением бюджета, за контроль над разработкой и реализацией экономической политики страны.

В качестве региональной "группы интересов" сегодня можно рассматривать конгломераты экономических, финансовых и административно-политических структур субъектов Российской Федерации.

Следует отметить, что начавшийся в России процесс естественной структурной перестройки экономики, с одной стороны, и процесс перераспределения собственности - с другой, позволяют обозначить некоторые тенденции. Так, по мере развития новых экономических отношений и связей, формирования финансово-промышленных групп, деградации одних предприятий и отраслей и бурного развития других в России складывается новая региональная ситуация.

ü Во-первых, началась интеграция ряда регионов по отраслевому признаку (пример - создание Ассоциации топливно-энергетических регионов России), что свидетельствует о выдвижении на первый план не региональных, а экономических интересов;

ü Во-вторых, созданы и развиваются около 10 крупных межрегиональных экономических ассоциаций;

ü В-третьих, по мере усиления различий в экономическом развитии регионов существующие в них "группы интересов" интегрируются в более мощные группировки соседних экономически развитых регионов (что может в перспективе вызвать передел границ между субъектами федерации)

В настоящее время самыми мощными региональными "группами интересов" являются следующие группировки: Московская, Северо-Западная, Тюменская, Центрально-Волжская (можно выделить Нижегородскую, Самарскую, Саратовскую, Ульяновскую и другие подгруппы), Татарстанская, Башкортостанская, Дальневосточная, Уральская, Южно-Российская, Красноярская, Западно-Сибирская (без Тюменской), Якутия-Саха. Среди основных отраслевых "групп интересов" можно выделить, например, РАО «Норильский никель», РАО «Газпром», «Алмазы России – Саха» и т.д.

!!!Имеет смысл поговорить о наиболее структурированных «группах интересов»: Под такими "группами интересов" мы понимаем группы, которые помимо решения чисто экономических задач начинают или начали экспансию в политическую сферу, обладая при этом достаточными для оказания влияния ресурсами. Другими словами, это такие "группы интересов", которые фактически являются ведущими "группами давления" общенационального масштаба, от баланса сил которых зависит политическая ситуация в стране.

Среди отраслевых группировок наиболее структурированными являются те, которые связаны с экспортирующими отраслями и производством дефицитного и стратегического товара: нефтяная, газовая, атомная и иная энергетика, частично - ВПК, добыча алмазов, драгоценных и цветных металлов, автомобильная и авиакосмическая промышленность и т.д. Среди региональных - расположенные в наиболее развитых в экономическом отношении регионах, прежде всего в Москве, Санкт-Петербурге, Приморье и др.
К наиболее развитым "группам интересов" можно отнести, к примеру, московскую группировку (группа Ю. Лужкова) или группу ТЭК (В.Черномырдин, А.Чубайс) и т.д.

!!!!!!! Становление экономических «групп интересов» сопровождается формированием структур и институтов, призванных формулировать эти интересы и содействовать их реализации, оказывать давление на правительство и другие ветви власти, на СМИ, научные круги, аккумулировать финансовые ресурсы. Другими словами, в «группах интересов» возникают «группы давления», своеобразные конгломераты финансово-промышленных и торгово-финансовых объединений, аналитических центров, полуполитических структур, разнообразных лоббистских организаций и государственных институтов, являющихся своеобразными посредниками между «группами интересов» и политикой.
Иным типом «групп давления», мобилизирующих ресурсы в политических целях, являются международные, общероссийские или региональные ассоциации предпринимателей и промышленников, основанные, как правило, на отраслевом принципе.
Таким образом, в России возникла двухступенчатая система. Верхний уровень образуют достаточно организованные «группы давления», нижний – относительно аморфные «группы интересов». В последнее время формируется третий уровень этой системы – политические партии, специально создаваемые для отстаивания во властных структурах интересов тех или иных социальных слоев и экономических «групп интересов».

Социальные движения

Социальное движение (или общественно-политическое движение) - – добровольное, самоуправляемое формирование, созданное по инициативе людей снизу, объединившихся на основе общности интересов для осуществления общих целей. Согласно Федеральному закону «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г., "общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения".

В отличие от групп интересов социальные движения отмечены большей структурированностью. Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. Также социальные движения имеют свой устав.

Некоторые из них даже являются официально зарегистрированными. В случае государственной регистрации общественного движения его постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом.

Наши рекомендации