Прочтите текст и выполните задания С1-С6
Вариант 2
1. Социальный слой людей, имеющих схожие признаки по доходам, власти, образованию, престижу, это:
а) статус б) страта в) класс г) нация
2. И этнос, и класс:
а) являются элементом социальной структуры
б) занимают определенное место в системе производства
в) являются носителями публичной власти
г) обладают общностью языка
Верны ли следующие суждения о социальном статусе?
А. Высокий социальный статус накладывает на его носителя определенные обязательства, ограничивающие поведение
Б. Многие социальные статусы имеют определенные знаки внешнего различия
а) верно только А б) верно только Б
в) верно оба суждения г) оба суждения неверны
4. Принадлежность человека к определенному этносу является характеристикой его:
а) социальной роли б) материального положения
в) достигаемого статуса г) прирожденного статуса
5. Семья Кондратьевых состоит из родителей, двоих детей и бабушки, которые проживают все вместе в одной квартире. Эта семья является:
а) патриархальной б) многодетной в) неполной г) многопоколеная
6. К социальным группам, выделяемым по территориальному признаку относится:
а) класс б) нация в) страта г) горожане
7. Характерным признаком нации является:
а) общность аппарата управления б) наличие общей территории
в) единое экономическое пространство г) общая система ценностей
8. Разделение общества на группы – это:
а) маргинализация б) глобализация в) демократизация г) стратификация
9. Что относится к основным функциям семьи:
а) освоение новых технологий б) поддержание политической стабильности
в) повышение культурного уровня г) воспитание детей и подростков
10. Сибиряки, уральцы – это:
а) национальные общности б) территориальные сообщества в) этнические группы
Прочтите текст и выполните задания С1-С6
Социальная структура – это «организация связей», «упорядоченное устройство частей», «последовательные, устойчивые регулярности», «образец, т.е. наблюдаемая закономерность действия или деятельности», «связи между группами и индивидами, которые находят свое отражение в их поведении» и т.д. Из всех этих определений можно извлечь главное: социальная структура не представляет собой нечто конкретное, «зримое» … Но она присутствует во всем том, что имеет место в обществе, во всех формах социального поведения… группах, движениях…
Социальная структура обладает двойственным характером, если рассматривать ее с точки зрения человека. С одной стороны, она поддерживает рациональную, разумную деятельность, внушает уверенность в прочности устоев жизни и общества в целом. В этом смысле социальная структура обладает как бы терапевтическими свойствами, т.е. указывает нам на присутствие своего рода норм и идеалов, она «врачует» униженных и оскорбленных и стимулирует «сильных» на дальнейший рост. С другой стороны, социальная структура выступает в качестве жестокого ограничения возможного в обществе, она требует, «давит», наказывает и даже уничтожает тех, кто ей сопротивляется.
Этот двойственный характер социальной структуры находит свое отражение и в нашей неоднозначной трактовке ее влияния на отдельную личность. Мы ищем и желаем ее поддержки, но мы всеми возможными способами сопротивляемся ее нормативным предписаниям, постоянно внушая себе и другим, что наш личный опыт полностью отличен от опыта других людей, что мы абсолютно уникальны и что все требования структуры касаются других, но не нас лично.
Скажем, мы не чужды таким понятиям, как «сделать карьеру», «добиться успеха» т т.д. Всего этого можно достичь, если научиться «вписываться» в существующие структуры, либо решительно и энергично преобразовать их таким образом, чтобы они максимально поддерживали вас в вашей деятельности.
С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
С2. Приведите два из сформулированных автором определений социальной структуры.
С3. Какие два аргумента автор приводит в подтверждение идеи о двойственном характере социальной структуры?
С4. Каким образом социальная структура общества может способствовать реализации личности человека? Приведите пример.
С5. Михаил Б. выпускник Института туризма. Еще с первого курса он стремился начать работать в туристическом агентстве, чтобы лучше познакомиться с будущей специальностью. Но ему доверяли только работу курьера, объясняя это тем, что он студент, а не специалист. Как в данной ситуации отразилось влияние социальной структуры на личность? Приведите положение текста источника, подтверждающее ваш ответ.
С6.Существует точка зрения, в соответствии с которой для благополучия общества было бы лучше, если бы социальная структура была более гибкой. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Используя знания обществоведческого курса, приведите два аргумента своего мнения.
Практикум по теме «Социальная сфера»
Вариант 1
1. Какая социальная группа образована по профессиональному признаку:
а) пассажиры б) мужчины в) инженеры г) горожане
2. «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому: родители-пример ему», - писал немецкий гуманист прошлого. О какой роли семьи в жизни человека и общества говорят эти стихотворные строки:
а) организация совместного досуга б) укрепление родственных связей
в) совместное ведение домашнего хозяйства г) воспитание детей