Религиозный экстремизм на примере стран снг

Научный руководитель: канд. полит. наук, доц. Киняшева Ю.Б.

Тульский государственный университет

Экстремизм представляет собой крайне негативную деятельность субъектов, включающую насильственное изменение конституционного строя государства, публичное оправдание терроризма и иной террористической деятельности, возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по его социальным признакам, воспрепятствование осуществлению гражданских прав, совершение преступлений по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды.

Экстремистская деятельность может осуществляться в отношении совершенно различных субъектов: властных структур, отдельных политиков и их объединений, социального строя или социальных групп, религиозных общин или религиозных деятелей, наций, народностей. В результате возникают разные формы экстремизма: националистический, религиозный, молодежный.

Проблема экстремизма в современном обществе является достаточно актуальной и остро стоящей, что обусловлено последними событиями в арабских странах. Социально-политические процессы, принесшие изменения в политические режимы многих странах на Ближнем Востоке, Северной Африке, свидетельствуют об усилении роли ислама и проявлении экстремизма в отношении представителей других религий.

Особое значение приобретает проблема распространения экстремизма и в странах СНГ, где действует более 10 различных религиозно-политических экстремистских движений, выступающих под лозунгами ислама («Братья-мусульмане», «Комитет мусульман России», «Хизбут-тахрир аль-ислами», «Хамас», Благотворительный фонд «Ибрагима бен Абдул Азиз Аль-Ибрагима» и «аль-Харрамин», «Центр исламского развития», «Акромийа», «Адолат уюшмаси» и др. Указанные организации созданы с целью объединения мусульман в местах их компактного проживания во всех государствах СНГ, что позволит вытеснить иные религиозно-политические течения экстремистского толка, создать исламский халифат и минимизировать возможность возникновения этнополитических конфликтов. Особую озабоченность вызывает деятельность такой организации, как «Исламское движение Узбекистана», лидеры которого предпринимают усилия по дестабилизации обстановки в ряде районов Узбекистана с перспективой развития вооруженных столкновений. Кроме того, существующие проблемы социально-экономического (экономический кризис, низкий уровень жизни населения, низкое качество социальных услуг) и политического плана (эффективность проводимых реформ, стабильность политической системы) ведут к еще большему распространению экстремизма в странах СНГ.

Учитывая подобную ситуацию, необходимо применять комплекс мер по противодействию экстремизма, как на территории РФ, так и стран СНГ, предполагающий

- сочетание уголовно-правовых репрессий с мерами административного характера;

- обеспечение безопасности граждан со стороны правоохранительных структур;

- разработка и внедрение программ по профилактике экстремизма в молодежной среде;

- решение социально-экономических вопросов государства (повышение уровня жизни, создание условий для труда, обеспечение прав граждан и т.д.);

- разработка и внедрение образовательных программ во всех образовательных учреждениях по развитию толерантного отношения к людям;

- работа центров социально-психологической помощи людям;

- создание досуговых и спортивных центров для молодежи.

Таким образом, проблема политико-религиозного экстремизма рассматривается в едином ракурсе с трансформационными процессами, происходящими во всех странах. Последствия проведенных реформ, приведшие к совокупности социально-экономических, духовных, политических проблем (резкому имущественному расслоению, безработице, социальной несправедливости, потере многих нравственных ориентиров, отсутствию общественно одобряемой идеологии развития общества, политики атеизма в отношении традиционных религий в годы советской власти) усугубляют ситуацию в отношении распространения экстремизма. Возможность ее решения лежит как в деятельности органов власти всех уровней, так и гражданских институтов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арухов З.С. Экстремизм в современном исламе. Махачкала, 2003.

2. Алиев А.К. Религиозно-политический экстремизм и этноконфессиональная толерантность на Республике СНГ. М.: Наука, 2007.

3. Бурковская В.А. Криминальный религиозный экстремизм в современной России. М., 2005.

Рыжкова Ю.В.

Наши рекомендации