Структурная политика на примере других стран

Общие тенденции изменения

Необходимость изменения структуры национальной экономики обусловлена рядом факторов, среди которых основными являются переход к рыночным методам хозяйствования и изменение приоритетов развития (ориентация на решение социальных и экологических проблем).

Изменение структуры национальной экономики, ее сфер, секторов, отраслей (видов экономической деятельности) осуществляется двумя путями:

под воздействием рыночных механизмов;

под влиянием государственной структурной политики.

Задействование рыночных механизмов способствует перетеканию капитала в отрасли с наибольшей рентабельностью, открытостью рынка, более слабой конкуренцией. Вместе с тем рыночные механизмы накладываются на сложившуюся в отраслях национальной экономики систему инновационного, инвестиционного, материально-технического, кадрового потенциалов. Это проявилось в том, что к настоящему времени сложились группы отраслей, которые можно объединить по уровню конкурентоспособности следующим образом:

конкурентоспособные на внешнем рынке (авиакосмические, атомная энергетика, черная и цветная металлургия, нефте- и газодобывающие, производство вооружений, программного обеспечения, частично — приборостроение);

конкурентоспособные на внутреннем рынке (пищевые отрасли, автомобилестроение, производство тракторов, сельскохозяйственной, дорожной техники, нефтепереработка, судостроение, частично — легкая промышленность);

остальные отрасли.

Задействование только рыночных механизмов неспособно обеспечить в полной мере структурную перестройку национальной экономики. Государственное регулирование экономики в настоящее время не ограничивается воздействием на состояние окружающей среды, охрану труда, национальную безопасность. Оно охватывает денежно-кредитную, налоговую политику, политику оплаты труда и тарифов, государственных инвестиций.

Структурная политика на примере других стран

Задача любой национальной экономики в глобальной экономической середе связана с разработкой промышленной политики страны – «активной функции государства, которую оно может и должно осуществлять в период структурных преобразований и связанных с ним структурной политикой».

Инструментом реализации промышленной политики выступает система мер государственного регулирования, которые оказывают:

1. Прямое воздействие на структуру производства, макроэкономические пропорции;

2. Опосредованное воздействие на сбалансированность промышленного потенциала страны, решение проблемы устойчивого экономического роста.

Кроме того, структурные преобразования предполагают в первую очередь осуществление технологических изменений в структуре производства, сопровождающиеся рассредоточением предприятий на национальном, региональном и глобальном уровнях хозяйственных связей и взаимодействий.

В целом, экономический смысл структурных преобразований состоит в том, чтобы наряду со свертывание и ликвидацией неэффективных производств содействовать развитию совершенно новых производств, предприятий и отраслей, эффективных и конкурентоспособных производств, выпускающих высокотехнологичную продукцию. В результате их рост вначале компенсирует экономический спад при устранении старых производств, а после превосходит его базовый уровень. В итоге, в долгосрочном периоде достигается устойчивый стабильный рост объема ВВП, производства продукции, экономический рост страны. Одновременно происходят сдвиги в отраслевой структуре производственного сектора. Удельный вес отраслей в структуре ВВП изменяется, отражая формирование новой структуры. Также происходят изменения и в территориальном размещении трудовых, финансовых и других ресурсов общества. Как правило, одновременно наблюдается усиление дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития.

Прогрессивный опыт зарубежных стран позволяет выделить критерий позитивных структурных сдвигов: увеличение доли технологически сложных производств продукции с высокой добавленной стоимостью в структуре воспроизводства экономики.

Высокая скорость изменений конкурентной среды, связанная с необходимостью ускорения темпов научно-технического прогресса отражается в мероприятиях основных программных документов всех развитых стран мира и связывается с конкурентоспособностью экономики.

Так, например, по определению Комиссии по международной торговле США, структурная политика представляет собой скоординированные государственные мероприятия по мобилизации производственных ресурсов в целях помощи национальным производителям в избранных отраслях для повышения конкурентоспособности на мировом рынке.

Страны Европейского союза также связывают проведение структурных преобразований с необходимостью поддержания высокого уровня конкурентоспособности региона. Структурная политика рассматривается как важный элемент европейской промышленной политики в отношении к отдельным секторам экономик. Это объясняется наличием принципиальной особенности союза европейских стран по согласованию и координации структурных изменений в каждой из стран при выработке единой структурной политики. Функцию по формированию рамочных условий промышленного развития выполняет Совет по конкурентоспособности на основе совместного обсуждения с Комиссией Европейского союза и с представителями государств. Интересно, что формирование Европейской промышленной политики берет начало с Европейского Сообщества угля и стали (1952г.) - первого опыта совместных усилий по поддержанию угольной и сталелитейной промышленности в структурах национальных хозяйств. Активная поддержка отраслей продолжилась в рамках программ по финансированию мер, стимулирующих спрос на сталь в период резкого сокращения спроса в результате нефтяного кризиса 1973-74 гг. В 1957г. Договором о развитии европейской атомной энергетики, финансовые усилия были направлены на проведение научно-исследовательских разработок с целью преодоления технологического отставания от США. Его называют предвестником единой европейской политики в области НИОКР, основой усиленного финансирования технологического развития для поддержания высокого уровня конкурентоспособности европейских стран .

Следующий этап интеграции, подкрепленный Договором Европейского Союза 1992г. содержит идею о необходимости ускорения процесса приспособления европейской промышленности к структурным изменениям, за счет трансформации европейской промышленности для обеспечения технологической конкурентоспособности Европы в мировом пространстве. В соответствии с достигнутой договоренностью страны-члены обязываются ежегодно расходовать на НИОКР не менее 3% своего ВВП. (Однако эта задача до сих пор нереализуема для большинства из них, в том числе для Германии - расходы на НИОКР составляют 2,6% ВВП).

Необходимо отметить, что структурная политика как система мер имеет выраженный временной характер в зависимости от целей и приоритетов развития, предопределяемых отраслевой структурой экономики и состояния ее развития в целом, количества и качества трудовых ресурсов, естественных преимуществ страны, спроса на определенные товары и услуги на внутреннем и мировом рынках и др. В настоящее время целесообразность разработки общей промышленной политики сопряжена с необходимостью ее разработки с учетом формирования единого экономического пространства Беларуси, России и Казахстана. Проблема заключается как в выработке механизмов ее реализации, формировании соответствующих органов и структур, способов координации хозяйственной деятельности субъектов независимых государств, объединенных единой хозяйственной и торговой деятельностью. Главный вопрос – в определении единого долгосрочного прогноза общего плана реализации структурных преобразований в рамках промышленной политики с учетом таких уникальных, по сути, подходов, какие, например, реализуются в Республике Беларусь и предусматривают сочетание всех имеющихся стратегий структурных преобразований (см. Таблицу ), дифференцированных в соответствии с отраслевым принципом.

Таблица – Основные преимущества моделей индустриализации

Стратегии структурных преобразований Модель индустриализации Основные преимущества
Использование природных ресурсов Модель импортозамещения -развитие национального производства; -насыщение внутреннего рынка; -снижение отрицательного сальдо внешнеторгового баланса; -экономия валютной выручки; -преодоление отставания в развитии от стран экономических лидеров.
Экспортно-ориентировання модель -развитие конкурентных отраслей экономики, которые обеспечивают поступление средств в бюджет и мультипликативный эффект развития остальных отраслей экономики; -захват доли мирового рынка; -привлечение валютных средств; -доступ к мировым ресурсам и технологиям; -развитие обрабатывающей промышленности с высокой добавленной стоимостью производимой продукции.
Стратегия «преследования» Экспортно-ориентированная модель
Стратегия «передовых рубежей» Инновационная модель -поддержание конкурентоспособности страны на мировом рынке за счет высокого научно-технического потенциала страны; -поддержание стабильного и высокого курса национальной валюты; -обеспечение стабильного внутреннего спроса; -стимулирование развития образования для обеспечения высококвалифицированными кадрами экономику; -создание рабочих мест; Высокое благосостояние населения.

В целом, анализ опыта развитых стран периода индустриализации, эпохи формирования постиндустриальных типов экономических систем позволяет выделить три основных модели структурных преобразований: импортозамещения, экспорто-ориентированную и инновационную модель.

Как правило, они должны рассматриваться совместно со стратегиями структурных преобразований, поскольку соотносятся между собой как стратегия и тактика реализации структурных преобразований, а следовательно, взаимозависимы: стратегия существовать не может, без конкретных действий (тактики), в свою очередь тактика преследует стратегическую цель. Коренным вопросом при определении целей и механизмов структурных изменений является выбор способов государственной поддержки с учетом ограниченных его финансовых ресурсов и необходимости разработки мер государственного управления по привлечению частных иностранных и отечественных инвесторов.

Стратегии различаются по целевым установкам и основным источникам ресурсов для обеспечения сравнительных преимуществ:

1.Стратегия использования природных ресурсов. Экономическая суть - в освоении и экспорте природных ресурсов с последующим использованием полученных доходов на социально-экономические цели, определенные каждой страной исходя из собственных приоритетов развития. Характерна для стран Персидского залива, Венесуэлы, отчасти России.

2.Стратегия «преследования» состоит в том, что промышленность, опираясь главным образом на дешевую рабочую силу, осваивает производство конкурентоспособной продукции, производимой в индустриально развитых странах, заполняет ею рынки, выигрывая в ценовой войне. Далее, закрепившись в рыночных нишах мирового рынка, создаются более качественные товары с уникальными характеристиками, на которые имеется стабильно высокий спрос. Такой стратегии придерживались на определенных этапах экономического развития Япония, Южная Корея, Китай и др.

3.Стратегия «передовых рубежей»: опираясь на достижения научно- технического прогресса, создаются новые высокотехнологичные продукты, технологии, формируется спрос на них и, соответственно, новые рынки сбыта. Этой передовой стратегии придерживаются США, Япония, Англия, Германия и другие страны Западной Европы.

Беларусь, опираясь на многовековой опыт развитых стран, определила уникальный путь структурных преобразований, предполагающий группировку отраслей экономики по данным стратегиям. «Структурная политика Республики Беларусь должна предусматривать рациональное сочетание указанных стратегий развития применительно к специфике межотраслевых комплексов и отраслей страны с учетом максимального использования их конкурентных преимуществ» .

Таким образом, выбор модели сопряжен с выбором одной из трех стратегий, выделяемых по критерию ориентации на внешний или внутренний рынок и механизмом привлечения инвестиционных ресурсов. В зависимости от того, на какой рынок - внутренний или внешний - в большей степени ориентировано национальное производство, зависят направления структурных изменений. Так, ориентация на внешний рынок требует от страны развития более высокой отраслевой специализации, а ориентация на внутренний – развития традиционных и стратегически значимых отраслей и видов деятельности. Кроме того, данные различия во многом предопределяются наличием (отсутствием) источника формирования инвестиционных ресурсов при реализации наиболее крупных проектов по производству товаров, добыче сырья.

В разных странах на протяжении времени наблюдалась смена моделей в зависимости от сложившейся конъюнктуры на внешнем и внутренних рынках и финансовых возможностей той или иной страны участвовать в международном разделении труда, специализируясь на производстве наиболее востребованных товаров и услуг. Так, например, толчок в истории развития структурных преобразований в масштабе мирового хозяйства, связанный с созданием и производством автомобилей преобразил отраслевую структуру японской экономики. Япония одна из первых после первой мировой войны взялась за создание отрасли автомобилестроения, безуспешно копируя американские машины. Отсутствие комфорта, технические недоработки механических узлов и агрегатов легко позволили американским компаниям «Форд» и «Дженерал моторс» в 1924–1925 гг. перехватить инициативу по насыщению внутреннего рынка, организовав производства на территории страны.

Закон о национализации, изданный в середине 30-х годов в соответствии с которым, все частные предприятия стали собственностью Японии совместно с запретом на импорт американских автомобилей (действовавший до 1949г.), были нацелены на импортозамещение американских автомобилей японскими аналогами. Но, не смотря на усилия по формированию собственной инвестиционной базы для подъема отрасли, японские автомобили имели низкое качество и продавались исключительно на внутреннем рынке. В годы второй мировой войны зарубежный опыт стал недоступен для Японии, что еще более увеличило технологический разрыв.

Следующий этап развития японского автомобилестроения связан с экспортоориентированной моделью индустриализации. Импульсом к ее реализации стало размещение в Японии американских специальных заказов на изготовление различных автомобилей для нужд американской армии в связи с войной в Корее (1950–1953 гг.). Близость к Японии к Корее явилась для этого основной предпосылкой. Именно тогда началась фаза «бума» (названного «благодатным дождем после долгой засухи») с четко выраженной экспортной направленностью, совпавшей с начавшимся в мире увеличением спроса на легковые автомобили. Ставка на непревзойденное по техническим характеристикам качество автомобиля, сопряженное с повышенной комфортностью и огромным моторесурсом, позволили японскому автопрому к середине 70-х годов занять лидирующие позиции в мире по количеству продаж. Отрасль стала «локомотивом промышленного развития», ускоряя развитие электроники, радиоэлектроники и пр. В этот период времени взяли старт такие компании, как «Тоёта» (на ее долю в настоящее время приходится 35% выпускаемых японскими компаниями легковых автомобилей и 25% грузовиков и автобусов), «Мицубиси» (около 10% и 15%), а также «Судзуки» (8,5 и 11) . К началу 70-х годов Япония заняла первое место в капиталистическом мире по судостроению, выпуску автомобилей, производству основных видов химической продукции и вышла на второе место после США по большинству показателей, опередив наиболее развитые европейские страны. Тем не менее, секрет японского экономического чуда многие экономисты связывают не с внешне-ориентированным экономическим ростом страны, а с инвестиционным подходом, основанным на особой роли государства, которая проявилась в инициировании правительством всех структурных сдвигов в экономике, определении приоритетных отраслей, снижении рисков, инвестиционной политики посредством инвестиционных проектов, субсидий, административного управления и пр.

Все это позволило Японии не только добиться устойчивого экономического роста, но и создать условия для перехода к инновационной модели экономического развития, основанной на полном инновационном цикле – от формирования инновационной идеи до массового производства готового продукта. Как правило, эта модель включает в себя все компоненты структуры инновационной системы: фундаментальную и прикладную науку, исследования и разработки, массовое производство. Важнейшей особенностью национальной инновационной японской системы является уникальная японская способность к неконкурентной кооперации, исключительно высокая аккуратность и ответственность исполнителей, позволяющая создавать высокотехнологический продукт, предназначенный для широкого потребления, по существу не имеющий конкурентных аналогов в мире.

В целом пример Японии, как и большинства развитых стран, свидетельствует о поэтапной смене стратегий и моделей структурных преобразований в зависимости от наличия инвестиционных ресурсов и перспектив выхода на внешние рынки.

Национальные системы во многом отличаются друг от друга, поэтому одна и та же модель в разных странах обретает разнообразие специфических особенностей.

Анализ структурных преобразований различных стран в целом позволяет сделать ряд выводов.

Во-первых, во всех странах структурные преобразования являются результатом выработанной и правительством стратегической линией социально-экономического развития страны с учетом наиболее важных особенностей данного исторического периода, мирохозяйственных взаимодействий, региональных образований, специфических институциональных особенностей системы экономических отношений, ситуационной амплитуды циклических колебаний тренда динамики экономического роста. Данные условия определяют либо необходимость государственной поддержки сложившейся отраслевой структуры производства, либо формирование структуры нового типа в зависимости от уровня технологического развития промышленного производства в стране.

Во-вторых, зарубежный опыт свидетельствует, что развитие конкурентоспособных производств, основанных на передовых технологиях, опирается на поддержку крупного отечественного и зарубежного капитала; структурные преобразования экономики тесно связаны с решением задачи увеличения финансовых потоков в реальном секторе. Основным инструментом для этого выступает оптимизация структуры имущественных взаимодействий субъектов экономических отношений посредством разнообразия организационных форм структурирования капиталов на приоритетных направлений развития промышленности.

Наши рекомендации