Религиозный экстремизм: понятие и сущность.

Религиозный экстремизм - разжигание религиозной вражды или розни, в том числе связанной с насилием или призывами к насилию, а также применение любой религиозной практики, вызывающей угрозу безопасности, жизни, здоровью, нравственности или правам и свободам граждан.

Религиозный экстремизм – отрицание системы традиционных для общества религиозных ценностей и догматических устоев, а также агрессивная пропаганда "идей", противоречащих им. Во многих, если не во всех, конфессиях можно обнаружить религиозные представления и соответствующие им действия верующих, которые имеют антиобщественный характер, то есть в той или иной степени выражают неприятие светского общества и других религий с позиций того или иного религиозного вероучения. Это проявляется, в частности, в желании и стремлении приверженцев определенной конфессии распространить свои религиозные представления и нормы на все общество.

Основная цель религиозного экстремизма – признание своей религии ведущей и подавление других религиозных конфессий через их принуждение к своей системе религиозной веры. Наиболее ярые экстремисты ставят своей задачей создание отдельного государства, правовые нормы которого будут заменены нормами общей для всего населения религии. Религиозный экстремизм часто смыкается с религиозным фундаментализмом, суть которого заключена в стремлении воссоздать фундаментальные основы "своей" цивилизации, очистив ее от чуждых новаций и заимствований, вернуть ей "истинный облик".

Сегодня на слуху выражение «исламские экстремисты», но надо понимать: религиозный экстремизм - это не только ислам. Это некоторые христианские течения, стремящиеся насадить свои взгляды, религиозно основанные на национализме. Это секты, призывающие своих адептов не признавать светский характер нашей страны, запрещающие получать, например, паспорта, ИНН и пр. -

С этой точки зрения исламский экстремизм со своим лозунгом «Смерть всем неверным» является самым ярким, распространенным, агрессивным. В основе исламского религиозного экстремизма лежит учение о том, что ислам - не только религия, но целостная политическая, идеологическая, социальная система, стоящая выше всех конфессий. Поэтому, считают представители движения, именно ислам должен править миром, а все, не признающие его, должны быть уничтожены.

Государство может допустить только такую религиозную деятельность, которая не вступает в противоречие с конституционным правом на свободу совести и вероисповедания и принципом светского характера государства.

Конкретные религиозные представления приверженцев той или иной религии, которые оказываются несовместимыми с этими принципами, подпадают под термин "религиозный экстремизм" и должны быть признаны антиобщественными и антигосударственными.

Религиозный экстремизм к настоящему времени – это проблема как сильных, так и слабых стран,

как на Западе, так и на Востоке. Но в каждой стране, в каждом обществе есть свои особенности. И

сегодня, проблема религиозного экстремизма представляет одну из серьёзных угроз национальной

безопасности Республики Казахстан.

Во время советской власти в нашей стране такой проблемы практически не было в силу следующих причин:

- господство коммунистической, атеистической идеологии;

- слабое распространение ислама на территории республики, кроме южных районов. Ислам исповедовали на бытовом уровне наряду с доисламскими языческими верованиями, в том числе

тенгрианством;

- идеологическая и культурная изоляция граждан СССР от внешнего мира;

- деятельность КГБ СССР по выявлению, предупреждению и пресечению любых идеологических проявлений, не совместимых с коммунистической доктриной.

С обретением Казахстаном независимости ситуация кардинально изменилась, то есть религиозный экстремизм можно назвать последствием распада СССР, когда рухнули старые идеалы, а новых общество еще не создало. В стране было провозглашено право на свободу вероисповедания, отделение религиозных объединений от государства, невмешательство государства в дела религиозной общины. В этот период произошел кризис, и в связи с этими обстоятельствами не все люди могли работать и учиться, а следовательно, нашлись свободные уши и свободные руки.

Среди основных причин и условий распространения в Казахстане идей исламского экстремизма,

наряду с социально-экономическими факторами, следует отметить следующие:

· Исламизация казахстанского общества, которая стала проводиться правящей политической

элитой Казахстана, в том числе в качестве альтернативы прежней коммунистической идеологии, одного из направлений идеологического обеспечения национального суверенитета.

· появление значительного числа исламских групп, в том числе салафитских (ваххабитских) джамаатов, такфиритов, а также группировок, преследовавших исключительно коммерческие цели.

· Неспособность исполнительной власти, включая вновь образованные правоохранительные

органы и специальные службы, в данный период организовать эффективную работу по противодействию религиозному экстремизму.

· Неконтролируемый рост количества культовых исламских учреждений, в том числе так называемых «частных» мечетей, медресе и иных исламских культурных и образовательных центров. Проповеди и преподавание в них осуществлялись в соответствии с религиозными и религиозно-политическими предпочтениями спонсоров.

· Получение молодыми казахстанцами религиозного образования в зарубежных исламских учебных заведениях (Турция, Иран, Саудовская Аравия, Пакистан, Египет и др.). Часть подобных заведений строит свою образовательную деятельность, в том числе на идеях радикального ислама. В ходе обучения казахстанские студенты неизбежно усваивали религиозные взгляды и ценности, которые отличались от традиционно принятых в Казахстане. Нередко они попадали под влияние представителей радикальных исламских организаций

· Влияние внешнего фактора, связанного с деятельностью в Казахстане зарубежных исламских проповедников, учителей ислама, часть из которых исповедовала и пропагандировала идеи радикального ислама. С начала 1990-х годов в Южном Казахстане стала отмечаться деятельность представителей международных исламских организаций Ислах, Тайба, Комитет мусульман Азии и др. Большая их часть под видом миссионерской деятельности занималась распространением идей радикального ислама.

· Географическая близость Казахстана к нестабильным странам и регионам, где сильны позиции политического (радикального) ислама – Афганистан, Пакистан и др. Проникновению в Казахстан зарубежных исламистов способствовала прозрачность казахстанской государственной границы.

В настоящее время главными внутренними и внешними причинами дальнейшего развития исламского экстремизма в Казахстане являются:

- коррупция;

- отсутствие эффективных социально-экономических реформ;

- неспособность казахстанского «официального» ислама противостоять «неофициальному» («параллельному») исламу, в том числе привнесенному из-за рубежа;

- попытки иностранных государств (прежде всего США и их союзников по НАТО и на Ближнем

Востоке) использовать «исламский фактор» для дестабилизации политической обстановки в государствах Центральной Азии;

- неготовность сил правопорядка к эффективному противодействию террористической и экстремистской угрозам.

Согласно Закона Республики Казахстан “О противодействии экстремизму” основными задачами

противодействия экстремизму являются :

- недопустимость осуществления экстремизма в Республике Казахстан независимо от форм его

выражения;

- предотвращение создания условий и возможностей для осуществления экстремизма;

- формирование политической и правовой культуры граждан;

- обеспечение национальной безопасности Республики Казахстан

Пропаганда религиозного экстремизма из вне ложится на подготовленную почву в особенности в Западных и Южных провинциях Казахстана. По словам главного имама Мангистауской области Дуйсена Хасниязова, впервые «ваххабиты» появились в регионе в 1994 г. Множество салафитов присутствует также и в Южном Казахстане. По мнению политолога В.Н.Романовой количество незарегистрированных мечетей вдвое превышает количество зарегистрированных в духовном управлении мусульман Казахстана. Как указывает эксперт, это уйгурские и дунганские мечети в ряде районов Алматинской области, узбекские мечети Сайрамского района в Южно-Казахстанской области.

Представители городов Западного Казахстана были замечены в СМИ как участники «ИГ», сжигающие свой казахстанский паспорт. Близость Западного Казахстана к Татарстану, Чечне и Дагестану позволяет экстремистам из указанных российских регионов находить убежище в этих районах. Часть салафитов на западе Казахстана находилась под воздействием идей, развивавшихся в южной части России.

Насыщенность углеводородным сырьем запада Казахстана может привлечь некоторые международные экстремистские группы к этому региону. Заинтересованность в этом регионе есть среди стран, чьи компании занимаются разработкой месторождений в этом районе (в т.ч. США и Великобритания).

В середине 2010-х религиозный экстремизм получил новый импульс развития на Ближнем и Среднем Востоке. Образование «Исламского государства» стимулировало рост религиозного радикализма, в том числе и в Центральной Азии. Взятие талибами Кундуза, располагающегося неподалеку от афгано-таджикской границы так же свидетельствует о росте влияния экстремистов в регионе примыкающем к Центральной Азии. В северных районах Афганистана среди экстремистов немало граждан стран Центральной Азии, мечтающих сбросить светские режимы в регионе. В условиях информационной открытости современного общества пропаганда религиозного экстремизма исходящая из стран Ближнего и Среднего Востока закономерным образом достигает рубежей Казахстана. Руководство КНБ Казахстана заявляет о том, что «страна столкнулась с «массовой вербовкой, пропагандой, идеологическим экстремизмом и терроризмом посредством Интернета», а также «незаконным ввозом в страну экстремистской литературы различными миссионерами».

Джихадисты активно используют современные интернет технологии для работы с молодежью и удачно эксплуатируют межнациональные и социальные проблемы населения. Особенно опасно распространение экстремизма в условиях пробуждения интереса к своим корням в странах постсоветского пространства, где по причине религиозных притеснений в советские времена еще только складываются традиции и люди искренне интересуются религиозной тематикой, порой некритично воспринимая наставления проповедников из стран Ближнего Востока.

Наши рекомендации