Привилегии, свободы и права парламента
В конце XIII в. функции парламента еще не были точно определены. Это произошло лишь в первой половине XIV в. В XIII же столетии компетенция парламента, собиравшегося раз в год, а иногда и гораздо реже, сводилась в основном к тому, что он утверждал налоги, был высшим судебным органом и имел совещательные права. Но в дальнейшем английский парламент приобрел три важнейших полномочия:
-право на участие в издании законов ("Статуты" становились высшим законодательным актом государства);
-право решать вопросы о поборах с населения в пользу королевской казны. В 1297 г. статут «О неналожении податей» установил, что обложение прямыми налогами не может иметь места без согласия парламента. В XIV в. тоже самое коснулось косвенных налогов. В XV в. все вопросы, связанные с налогообложением, должны были вначале рассматриваться нижней палатой.;
-право осуществлять контроль над высшими должностными лицами и выступать в некоторых случаях в качестве особого судебного органа.
Право законодательной инициативы парламента возникло из практики подачи коллективных парламентских петиций королю. Стремясь подчинить своему контролю государственное управление, парламент в конце XIV ввел процедуру импичмента, т.е. палата общин могла выдвинуть обвинение против того или иного королевского должностного лица палате лордов, которая являлась высшим судом страны.
Каждая палата имела (и имеет по сей день) свои привилегии. Палата Лордов полагается на наследованные права. В случае с Палатой Общин, спикер в начале работы каждого парламента отправляется в Палату Лордов и просит представителей суверена подтвердить «несомненные» привилегии и права нижней палаты. Содержание парламентских привилегий определяется законом и обычаем. Эти привилегии не могут определяться никем, кроме самих палат парламента.
Самая главная привилегия обеих палат – это свобода слова в спорах: ничто из сказанного в парламенте не может быть причиной расследования или судебного дела в любой организации, кроме самого парламента. Другая привилегия – защита от ареста, кроме случаев государственной измены, тяжких уголовных преступлений или нарушения порядка. Она имеет силу во время сессии парламента, а также на протяжении сорока дней до и после неё. Члены парламента также имеют привилегию не исполнять обязанности присяжных в суде.
Так же каждая палата парламента имеет свои права. С 1297г. парламент обладал правом разрешать прямые налоги на движимое имущество. С 1320-х гг. он вотирует (разрешает) сбор экстраординарных налогов. Вскоре палата общин добилась такого же права и в отношении таможенных пошлин. Таким образом, основную часть финансовых поступлений король получал при согласии нижней палаты (официально – в виде ее дара), выступавшей то имени тех, кому предстояло эти налоги платить. С 1379 г. парламент получил право указывать прямое предназначение устанавливаемых им субсидий, а вследствие этого – право контролировать расходование этих средств, требуя от правительства представления соответствующих отчетов. С 1406 г. парламент получил право формировать специальные комиссии для заслушивания этих отчетов. При этом следует подчеркнуть, что из двух палат парламента основными финансово-контрольными функциями была наделена именно нижняя палата – этот принцип окончательно утвердился с 1407 г.
Так же парламент закрепил за собой право на обращение к королю с петициями, в которых формулировались предложения по совершенствованию управления страной. Из этой практики, в которой главная роль принадлежала также нижней палате, вначале оформилось право парламентской законодательной инициативы, а впоследствии — право на участие е законодательной деятельности. Ходатайства парламента о запрете нарушения старых законов или об издании новых оформлялись в виде законопроектов (биллей), а когда последние получали поддержку короля, они приобретали силу общеобязательных нормативных актов. В период наибольшего усиления парламента (к середине XV в.) было установлено правило, согласно которому все законы, издаваемые в государстве, должны быть приняты с согласия короля и обеих палат парламента.
Право парламентского контроля над должностными лицами в системе центральных органов управления оформилось с конца XIV в. в процедуру, которая носила техническое наименование импичмента. Согласно этой процедуре нижняя палата парламента приобрела право возбуждать перед палатой лордов обвинение в злоупотреблении властью против того или иного лица, занимавшего высокую государственную должность. Палата лордов, выступая в данном случае в качестве высшего суда страны, должна была путем голосования принять по этому ходатайству соответствующее решение.[15]