Основные права и свободы человека и их классификация. Основные права и свободы человека и гражданина закрепляются в международно-правовых актах и кон­ституциях конкретных государств.

Основные права и свободы человека и гражданина закрепляются в международно-правовых актах и кон­ституциях конкретных государств.

1) В зависимости от сферы жизнедеятельности общества, в которых реализуются те или иные интересы и потребности личности.

а) Гражданские (личные) права - со­вокупность правомочий, отражающих естественно-пра­вовые начала, обеспечивающих индивидуальность и оригинальность личности во взаимоотношениях с государ­ством и обществом. К ним относят право на жизнь, достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность част­ной жизни, личную и семейную тайну, право на защиту своей чести и доброго имени, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, право на свободное передвижение, выбора места пребывания и жительства и др.

б) Экономические права - правомочия, отражающие экономические аспекты естественных прав человека и обес­печивающие одновременно хозяйственную автономность индивидов и их взаимосвязи друг с другом и обществом. К ним относят право частной собственности, право на владение, пользование и распоряжение своим имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами, право на участие в кооперативной, акционерной, муниципаль­ной, государственной собственности, право на предпри­нимательскую деятельность, право свободно распоря­жаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию и т. д.

в) Политические права - возможность учас­тия граждан в управлении государством и обществом. К ним относят право человека на гражданство, право определять и указывать свою национальную принадлеж­ность, право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, право на проведение собраний, митингов и демонстра­ций, право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранным, право обращения в государственные органы и др.

г) Социальные права - отражают уровень материального развития конкретного государства и общества и их спо­собность обеспечивать достойный уровень жизни и со­циальную защищенность индивида. К ним относят право на труд, социальное обеспечение, право на жилище, право на отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь.

д) Культурные права - влияют на духовно-культурные отношения, обусловливают независимость и самобыт­ность формирования духовного мира личности. К ним относят право на пользование родным язы­ком, на свободный выбор языка общения, свободу совести и вероисповедания, право на образование, сво­боду литературного, художественного, научного, техни­ческого и других видов творчества, право на доступ к культурным ценностям.

е) Экологические права - призваны обеспечивать нормаль­ные условия проживания человека на Земле и на конкретной территории. К ним относят право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного здоро­вью человека или имуществу экологическими правона­рушениями.

ж) Информационные права - от их закрепления и со­блюдения зависит реализация вообще правового статуса личности. К ним относят свободу мысли и слова, право искать, получать, передавать, производить и распростра­нять информацию любым законным способом, свобода массовой информации.

2) В зависимости от соподчиненности

а) основные (уча­ствовать в управлении обществом и государством)

б) дополни­тельные (избирательное право);

3) в зависимости от принадлежности лица к конкретному государству

а) права российских граждан,

б) иностранных гра­ждан,

в) лиц с двойным гражданством

г) лиц без гражданства;

4) в зависимости от степени распространения

а) общие (присущие всем гражданам)

б) специальные (зависящие от со­циального, служебного положения, пола, возраста лица, а так­же других факторов, например, права потребителей, служа­щих, несовершеннолетних, женщин, пенсионеров, ветеранов, беженцев и пр.);

5) в зависимости от характера субъектов

а) индивиду­альные (право на жизнь, труд и т. п.)

б) коллективные (право на забастовку, митинги и пр.);

6) в зависимости от роли государства в их осуществле­нии

а) негативные (государство должно воздерживаться от конкретных действий по отношению к индивиду)

б) позитивные (государство должно предоставить лицу определенные блага, содействовать в реализации им своих прав);

7) в зависимости от особенностей личности, проявляющих­ся в различных сферах и отдельных ситуациях ее жизнедея­тельности:

а) права в сфере личной безопасности и частной жизни;

б) права в области государственной и общественно-политиче­ской жизни;

в) права в области экономической, социальной и культурной деятельности.

98. Англосаксонская правовая система: генезис и особенности.

В своем становлении англосаксонская правовая семья прошла 4 главных этапа:

1) до 11 в. (нормандского завоевания Англии) - отсутствие общего для всех права; основным источником права являлись местные обычаи, различные для каждого региона;

2) 11-15 вв. (от нормандского завоевания Англии до установления власти династии Тюдоров) - централизация страны, создание в противовес местным обычаям общего права для всей страны. Появляются королевские разъездные судьи, которые решают дела с выездом на места от имени Короны – их решения брались за основу при рассмотрении др. судебными инстанциями =>общее право (прецедентное право). В решении судебных споров принимали участие присяжные - свободные граждане из числа местных жителей, которые чаще всего не знали прецедентов и актов королей, но знали свои обычаи и традиции.

3) 15-19 вв. - нормы общего права стали отставать от реальной действительности: во-первых, общее право было слишком формальным и громоздким, что снижало его эффективность; во-вторых, дела, которые было сложно либо невозможно решать, опираясь на общее право, стали разрешаться посредством возникшего «права справедливости» (не по прецеденту, а через обжалование по справедливости у короля через лорда-канцлера, который впоследствии стал самостоятельным судьей), исходя из принципов справедливости. Постепенно право справедливости становится правом прецедентным, различия между двумя системами становятся непринципиальными;

4)19 в.. - наши дни - в результате судебной реформы судьи получили возможность по своему усмотрению решать юридические дела, опираясь как на общее право, так и на собственное убеждение справедливости (т.е. при рассмотрении дел судьями принимаются во внимание как образцы решения подобных дел в прошлом - судебные прецеденты, так и мнение судей, основанное на их собственном понимании справедливости, - "судьи творят право, право есть то, что говорят о нем судьи"); распространение данной системы на английские колонии, где они внедрились, согласуясь с местной спецификой.

В настоящее время происходит активный законодательный процесс и унификация права, возрастает значение закона среди других источников права – сближение с Романо-германской ПС. Наблюдается постепенное сближение названных правовых систем.

Прецедентное право Англии повлияло на правовое развитие США, Индии, Австралии, Канады и др.стран.

Признаки:

1. основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела);

2. ведущая роль в формировании права (правотворчестве) отводится суду, который в этой связи занимает особое положение в системе государственных органов;

3. на первом месте находятся права человека и гражданина, защищаемые прежде всего в судебном порядке;

4. нет кодифицированных отраслей права;

5. отсутствует классическое деление права на частное и публичное;

6. широкое развитие статутного права, а юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;

7. юридические доктрины, как правило, носят прикладной характер.

Источники.

1) судебный прецедент, создаваемый только высшими суд инстанциями: палатой Лордов, Аппеляционным Судом и Высоким Судом - ему должны соответствовать др решения. Оно имеет императивный характер, т.е. каждая судебная инстанция обязана следовать прецедентам, выработанным вышестоящим судом, а также созданным ею самой.Ан­гличане предпочитают не формулировать в сво­их судебных решениях правила общего характера, у них существует презумпция неприменения широких право­вых принципов. В основе суждений, заключений по делу лежит анализ частного случая, казуса. Судья «примеривает» конкретный случай не к уже готовой норме, а к ранее происшедшему казусу, имеющему правовое значение случаю, и устанавливает их сходство, подобие, после чего выносит заключение об относимости прецедента к рассматриваемому им делу или их несовпадении.Судебный прецедент - опреде­ленная часть судебного решения по конкретному делу. Английские юристы относят к прецедентной норме (эти два элемента составляют сущность решения):

а) юридическое заключение по делу

б) аргументацию, мотивировку реше­ния.

2) закон (статут) -правила поведения общего характера (как и в романо-германской системе). Классификация:

а) по сфере действия

i) публичныезаконодательные акты -распространяются на неопре­деленный круг субъектов и действуют на всей терри­тории Великобритании,

ii) частные - распространяются на отдельных лиц и территории.

б) делегированное законодательство - Парламент может делегировать свои полномочия по принятию НА др. субъектам (королеве. министерствам, правительству);

в) автономное законодательство - акты местных органов власти, действующие на соответствующей территории, некоторых учреждений, организаций (англиканской церкви, профсоюзов, железнодорожных, строительных, транспортных, газовых компаний, юридического общества и т.п.).

Статут имеет преимущество перед прецедентом, т.к. может его отменить, своеобразие – закон реализуется не самостоятельно, а через прецеденты, т.е. прежде чем стать действующим закон должен «обрасти» конкретизирующими его судебными решениями.

3) обычай – связан с участием присяжных, принимающих решение ориентируясь на обычаи, традиции, а не на право.

4)юридическая доктрина (наука) – некоторые литературные источники имеют повсеместное признание и используются при решении дел (руководства по общему праву). Например, "Институция" Кока, как признают сами английские юристы, цитируется в судах чаще, чем любой другой сборник прецедентов. Современные научные руководства в качестве первичных источников не выступают.

Структура англосаксонского права. В английском праве нет классического деления на публичное и частное. Вместо этого исторически сложилось его подразделение на общее право и право справедливости.Прецедентные нормы представляют собой казусы, которым присущи свои структура и особое содержа­ние. К сфере действия права справед­ливости относятся споры о недвижимости, отношения доверительной собственности, дела о торговых товари­ществах, о банкротстве, наследовании. К предмету об­щего права – уголовно-правовые дела, договор­ное право, институты гражданско-правовой ответствен­ности и некоторые другие. Однако жесткого разде­ла нет, и в настоящее время отдельные понятия, институты перекочевывают из одной сферы в другую либо являются общими для обеих

99. Романо-германская правовая система: генезис и особенности.

Основой возникновения романо-германской правовой семьи послужило римское право. В своем становлении романо-германская правовая семья прошла 3 главных этапа:

1) до 12-13 в. право в Европе представляло собой сумму норм обычного права, архаические способы решения споров - поединки, ордалии (испытания), колдовство и т.д.

2) 12-13 вв. заимствование римского права странами континентальной Европы. Основанием стали развитие торговли, ремесел, рост городов. Феодальные нормы не соответствовали принципам самоуправления свободных, «вольных» городов. Им потребовалась другая система нормативно-правового регулирования, строящаяся на идеях формального равенства и независимости участников рыночных отношений. Социально-культурные предпосылки заимствования - развитие образования, искусства, культуры подготовило почву для восприятия римских юридических концепций, взглядов, понятий, конструкций. Важную роль в этом процессе сыграли университеты, где проходили изучение оригинальных римских текстов (школа глоссаторов).

3) в 16-18 вв. процесс правового развития Европы приобретает новые формы. В результате становления наций и национальной государственности общие принципы и начала римского права оказались интегрированы в национальные нормативные системы. Данный процесс завершился разработкой национального законодательства, национальных кодексов, учитывающих особенности социальных укладов различных стран.

В настоящее время демократические традиции романо-германского права дополнились идеями создания Евросоюза, что ведет к правовой интеграции стран, сближению и унификации их правовых систем.

Особенности:

1) романо-германская норма права - общее правило поведения, сформулированное законодателем либо уполномоченными им органами. Главной особенностью этой нормы выступает обобщенный, абстрактный характер. Законо­датель обычно формулирует ее как социальную модель поведения, как общий масштаб, границу дозволенного («от» и «до»), не прибегая к перечислению частных случаев, вариантов поведения.

2) романо-германские нормы имеют систем­но-иерархический характер, образуют взаимосвязанные комплексы соподчиненных с точки зрения юридической силы и социальной значимости положений, среди кото­рых выделяются «главные» и второстепенные, менее значимые правила. Данное обстоятельство существенно облегчает юристам романо-германской системы поиск и применение действующих законов. Негативные черты: чем более общей является норма, тем труднее ее применять на практике. Возникает серьезная проблема ее конкретизации и толкования. Для этого используется множество приемов, способов толкования, позволяющих уточнить волю законодателя;

3) главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения; правоприменитель же (судья, административные органы и т.п.) призван лишь точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах;

4) писаные конституции, обладающие высшей юридической силой;

5) высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов;

6) весомое положение занимают подзаконные нормативные акты (регламенты, инструкции, циркуляры и др.);

7) деление системы права на публичное и частное, а также на отрасли;

8) правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;

9) на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина;

10) особое значение имеет юридическая доктрина, разработавшая и разрабатывающая в университетах основные принципы (теорию) построения данной правовой семьи.

Источники.

1) Закон– принимается парламентами, об­ладает высшей юридической силой и распространяется на всю территорию государства, на всех его граждан, выражает волю большинства, социально справедлив. Закон имеет при­оритет по отношению ко всем остальным источникам права. Он может запретить или легализовать обычай, отдельные положения судебной практики, внутригосу­дарственные договоры. При закреплении обычая или доктрины в тексте закона они становятся его частью, содержанием.Подразделяются на

а) конституционные - предметом регулирования являются наи­более важные вопросы общественного устройства, права и свободы граждан, структура, организация государст­венной власти. Во всех странах системы закреплен принцип приоритета конституционных законов по отношению к обычным. Для конституционных законов предусмотрен осо­бый порядок их отмены, изменения, предполагающий согласие на то квалифицированного большинства депу­татов.

б) обычные (текущие), среди них важное место занимают кодексы.

2) Подзаконные акты.Кроме законов в странах романо-германской системы принимается множество подзаконных актов: декреты, регламенты, инструкции, другие документы, издаваемые исполнительной властью. Часть из них имеет делегированную природу, и их значение, роль в правовом регулировании определяются полномочиями издавших их органов. Другие решения принимаются по инициативе самих исполнительно-распорядительных ор­ганов.

3) Обычай– как самостоятельный источник права обычай выполняет второстепенную роль, выступая в качестве дополнения к закону, однако в законах закреплена возможность его использования для восполнения пробелов законодательства.

4) Судебная практика – уточняет положения закона (иногда идет с ними в разрез). Подобного рода решения вырабатываются, как пра­вило, высшими судебными инстанциями и конститу­ционными судами стран системы. В силу места и роли этих инстанций в судебной иерархии все нижестоящие судебные органы обязаны следовать сформированной ими практике разрешения дел конкретных катего­рий под угрозой отмены иных решений. Таким обра­зом, создаются своеобразные судебные нормы - правоположения судебной практики. Эти правоположения публикуются в судебных сборниках, приобретают ши­рокую известность и становятся частью правовой системы.

Структура.

1. Деление права на публичное и частное. Публичное право регулирует отношения, базирующиеся на власти и подчинении, на механизме принуждения обязанных лиц. В нем доминируют императивные (категоричные) нормы - (конституционное, уголовное, административное, финансовое, международное публичное право, и т.д.). Частное право опосредствует между равноправными независимыми субъектами. Здесь преобладают диспозитивные нормы, действующие лишь в той части, в которой они не изменены, не отменены их участниками. В сферу частного права входят: гражданское, семейное, торговое, международное частное право, отдельные институты трудового права и некоторые другие.

2. Последовательное отраслевое деление норм, их привязка к конкретным отраслям права и правовым институтам.

Наши рекомендации