Республики

Республики - это государства в составе Российской федерации, обладающие всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции Российской федерации. Они образованы как формы национальной государственности, воплощают самоопределение соответствующих наций. Статус республики определяется Конституцией РФ и конституцией республики.

Согласно ч. 2 ст. 5 Конституции РФ республики в составе РФ являются государствами. Правда, последний термин употребляется в скобках, но это не изменяет его юридического значения. В настоящее время 20 из 21 республики привели свои Основные Законы в соответствие с принципом целостности государства. Практически во всех Конституциях республики провозглашаются как неотъемлемые части Российской Федерации, либо как равноправные субъекты, входящие в состав России. Только в ст. 1 Конституции республики Татарстан содержится норма, указывающая на объединение с Российской Федерацией.[64]

Республика, будучи государством, имеет свою территорию, но не имеет своих государственных границ. Если республика граничит с сопредельными иностранными государствами, то граница не является границей республики, а представляет собой часть Государственной границы РФ. Ее режим определяется исключительно законами Федерации и международными договорами РФ с иностранными государствами. Внутренние границы республики (внутри Федерации), которые принято называть «административными», поскольку их изменение затрагивает интересу других субъектов Федерации, также не являются вопросом, который решает только республика. Такие изменения подлежат утверждению федеральным органом - Советом Федерации и, следовательно, возможны случаи, когда в утверждении будет отказано. Таким образом, в определении территории республики, ее административных границ участвует и Федерация (на стадии утверждения).

Республики принимают Конституции, порядок принятия и изменения которых закрепляется Основным Законом данного субъекта. Конституции республик могут приниматься как референдумом (всенародным голосованием), так и законодательным (представительным) органом республики. Остальные виды субъектов Российской Федерации принимают свои уставы, как установлено Конституцией РФ, законодательным (представительным) органом данного субъекта Федерации. Поэтому принятие уставов каким-либо другим способом, включая региональный референдум, не предполагается.

В юридической литературе часто анализируются вопросы неравенства правового статуса республик в составе России по сравнению с другими видами субъектов, объясняется это в том числе и предысторией образования Российской Федерации как самостоятельного государства в начале 90-годов.

До подписания Федеративного Договора от 31 марта 1991 года была принята Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года.[65] Россия перестала быть частью другого федеративного государства. Декларация вместе с последовавшим призывом «брать столько суверенитета, сколько сумеете проглотить» подтолкнула некоторых лидеров регионов к необоснованным притязаниям на полную независимость от центральной государственной власти.[66] Дело в том, что сам Федеративный Договор от 31 марта 1991 года был подписан с республиками как с суверенными государствами, поэтому природа их притязаний вполне объяснима. Так, вслед за провозглашением суверенитета РСФСР в августе 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете Республики Татарстан, далее о государственном суверенитете объявили все остальные республики РСФСР. Этот процесс, дополненный системой отдельных договоров центра с регионами, в которых они «выбивали» себе дополнительные привилегии, прежде всего экономические.[67]

Подписание Федеративного договора явилось в большей степени актом политическим, нежели юридическим:

Во-первых, многие его правовые положения довольно трудны для понимания.

Во-вторых, согласно большинству исследователей, Федеративный договор «явился неким компромиссом центральных и региональных властей при всех взаимных противоречиях и претензиях».[68]

В-третьих, договор, как предполагалось, «призван был прекратить правовой «беспредел»: неконтролируемый процесс республиканского законотворчества, во многом противоречащего федеральному законодательству на тот момент».[69] Однако даже подписавшие Федеративный договор республики в дальнейшем при принятии своих конституций нарушали многие положения действовавшей тогда Конституции РСФСР.

В-четвертых, одним из главных факторов, повлиявших на подписание Федеративного договора, явилось стремление преодолеть неприятие национальными и региональными элитами центральных органов государственной власти, т. е. стремление замедлить центробежные тенденции.

Федеративный договор подписали 87 субъектов (все, за исключением Чечни и Татарстана), что бросало вызов территориальному единству России. Они провозгласили себя полностью независимыми государствами, не входящими в состав федерации. Кроме Федеративного договора, многими республиками были подписаны договоры, оговаривающие в приложениях дополнительные полномочия (например, договор между Российской Федерацией и республикой Татарстан от 15.02.1994 года «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти Республики Татарстан»).[70]

В результате принцип равенства оказался нарушен, а российская модель федерации приняла иную форму: все субъекты равны, но существуют «первые среди равных». Кроме того, конституции и другие нормативные документы, принимаемые субъектами, во многом не соответствовали федеральному законодательству, в них провозглашалось верховенство регионального законодательства над федеральным, а также независимость в решении вопросов внутренней и внешней политики. В частности, предметом самого активного торга между центром и субъектами стали вопросы собственности на производимую, добываемую продукцию и недра.

В последние годы проведена широкомасштабная акция по расторжению заключенных договоров. В настоящее большинство из них уже расторгнуто, остальные фактически не действуют.

Среди оснований, подтверждающих различия в правовом статусе субъектов и отведения особо места для республик, можно указать на право республик устанавливать на своей территории собственный государственный язык и гражданство. Однако, Согласно статье 71 Конституции РФ, гражданство в Российской Федерации относится к ведению Федерации. Кроме того, с 01 июля 2002 года в связи с принятием Федерального Закона от 19.04.2002 года «О гражданстве Российской Федерации», был закреплен принцип единого гражданства только Российской Федерации.

Так статьей 12 Конституции Республики Алтай провозглашено: «Республика Алтай не устанавливает свое гражданство, исходит из положения Конституции Российской Федерации о единстве гражданства в Российской Федерации и признает, что каждый гражданин Российской Федерации на территории республики обладает всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Алтай».[71]

Такие изменения в Основные Законы республик были внесены после принятия Конституционным Судом РФ Постановлений, указывающих, что установление субъектом Российской Федерации условий, связанных с наличием гражданства республики означает, что граждане Российской Федерации, которые этим условиям не отвечают, лишаются определенных прав. [72]

Однако, такое отличие между субъектами, как право иметь свой государственный язык, достаточно весомо. Как устанавливает статья 68 Конституции РФ, республики самостоятельны в своих государственных языках. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждения республик эти языки употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации, то есть русским языком. В республиках, в которых титульная нация составляет большинство населения (таковых 6 из 21), законодательство закрепляет двуязычие. Сразу несколько официальных языков закреплено в многонациональном Дагестане.[73] Двуязычие принято и в некоторых республиках, где титульная нация не составляет большинства (Татарстан, Калмыкия). Практически все республики признают и гарантируют права всех наций на пользование своим языком и на его развитие.

Так, законодательством Республики Татарстан установлено, что татарский и русский языки как государственные языки Республики Татарстан в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и среднего профессионального образования изучаются в равных объемах. Постановлением Конституционного Суда РФ от 16 ноября 2004 года это положение признано не противоречащим Конституции РФ.[74]

Есть и другие частные особенности правового положения республики. Они имеют свои столицы. Это города, являющиеся центрами политической жизни республик.

Наши рекомендации