Лекция № 8. Ислам и нетрадиционные религиозные культы

Лекция № 7. Иудаизм

  1. Основные этапы развития иудаизма. Комплекс священных книг Тора. Танах. Нормы Талмуда.
  2. Основные идеи учения иудаизма.
  3. Пророки и праведники в иудейской культуре.
  4. Храм в жизни иудеев. Обрядовая сторона иудаизма.
  1. Основные этапы развития иудаизма. Комплекс священных книг Тора. Танах. Нормы Талмуда.

Иудаизм – религия евреев. Иудаизм является самым ранним образцом монотеизма в мировой традиции (VII в. до н.э.). Некоторые положения национальной религии иудаизма стали фундаментом двух мировых религий — христианства и ислама. Оформление иудаизма в качестве монотеистической религии проходило в несколько этапов:

· политеизм (пантеонов ваалов);

· выделение в рамках пантеона племенного божества (около XI в. до н.э.);

· реформа культа в 622 г. до н.э., закрепившая статус Яхве в качестве единственного бога.

В иудаизме Бог (Яхве, Иегова) предстает как всемогущий мира и создатель закона, Торы. Он признается не только единым по своей природе, в противовес дуалистическим концепциям Бога, но и единственным. Главный символ веры евреев, Шема («Слушай»), гласит: «Слушай, Израиль, Господь Бог наш, Господь един есть» (Второзаконие 6:4). Деятельность Бога не ограничивается творением мира и Торы «в начале времен», декларируется его постоянное активное участие в делах мира (божественное провидение). Для обозначения его присутствия в истории еврейского народа возникает понятие Шехина (Присутствующий).

В рамках иудаизма находит оформление и концепция богоизбранного народа. Яхве заключает Завет (брит) с еврейским народом (Израилем), основанный на взаимных обязательствах: Израиль соблюдает послушание по отношению к Богу, в то время как Бог предоставляет покровительство своему народу. Цель этого Завета – создание народа святых и праведников, народа, который явился бы глашатаем для всего остального человечества, «светом для язычников», посредником между ними и Богом в деле установления божественного владычества на земле. Тесно связанным с данной концепцией оказывается и образ священной земли (Израиля, Палестины), которая выступает одновременно как условие и как символ выполнения завета.

Периодизация иудаизма:

1. Библейский (оформление системы верований и культовых практик, канонического текста Священного Писания).

2. Талмудический (разработка и оформление устного закона).

3. Раввинистический (формирование раввината в качестве религиозного института).

4. Реформационный (возникновение идеологии Гаскалы и движение за религиозную реформу).

Священное Писание иудаизма включает следующие части: Тора, Невиим (Пророки), Ктувим (Писания), в совокупности составляющие Танах (по первым буквам названий). В традиции иудаизма Танах оценивается как откровение; сама Тора была продиктована Моисею на горе Синай.

Танах  
Тора Невиим   Ктувим  
Бытие Исход Левит Числа Второзаконие Иисус Навин Судьи Израилевы Самуил Цари Исайя Иеремия Иезекииль 12 малых пророков   Псалтирь Притчи Соломоновы Иов Песнь Песней Руфь Плач Иеремии Екклесиаст Есфирь Даниил Ездра и Неемия Хроники  

Помимо писаного закона (Торы в более широком смысле слова) существует устный закон, нашедший выражение в текстах мидрашей и талмудической литературы. Под мидрашом понимается как особый метод интерпретации Священного Писания, так и текст, созданный на основе этого метода. В сфере права было осуществлено создание Мишны – собрания юридических норм, впоследствии дополненного трактатом «Тосефта» («Дополнение»). Однако толкования права, записанные в Мишне, не отражали интерпретаций и обоснований, исходя из которых они были созданы. В связи с этим были предприняты две попытки комментировать Мишну, в Вавилоне и в Палестине, получившие название Гемара. Мишна и Гемара в совокупности составляют Талмуд, регламентирующий жизнь верующего иудея с религиозной, юридической, этической и бытовой точек зрения.

Мишна состоит из 63 трактатов, объединенных в 6 разделов:

· Зераим (Посевы) – обряды, молитвы и законы, связанные с земледелием;

· Моэд (Праздники) – религиозные праздники;

· Нашим (Жены) – брак и семья;

· Незикин (Повреждения) – гражданское и уголовное право;

· Кодашим (Святыни) – жертвоприношения;

· Тогорот (Очищения) – обряды очищения.


  1. Основные идеи учения иудаизма.

Человек понимается в иудаизме прежде всего как этическое существо. Он наделен Богом свободой выбора между Добром и Злом, и в этом состоит его богоподобие: человек создан «по образу Божьему». Человек способен выбирать между повиновением и неповиновением Богу, благодаря чему и стал возможен Завет между ними (в соответствии с учением иудаизма, в отношениях Завета с Богом находятся все люди, а не только богоизбранный еврейский народ). Яхве как милосердный Бог всегда открыт для раскаявшегося грешника, готов простить его. Выделяются два аспекта отношения к Богу: любовь к Богу и страх Божий. В иудаизме формируется особая система ценностей, отличающаяся гуманистической и этической направленностью; в их числе – почитание родителей, милосердие, благотворительность, а также учение (понимаемое как изучение Торы). Создается сложный, тщательно разработанный этический кодекс, включающий 613 заповедей.

Вселенная в иудаизме трактуется исходя из концепции божественного творения. Между Богом и миром существуют отношения Завета, что проявляется во вселенском порядке (день сменяет ночь, за зимой следует весна). Природа становится пространством развертывания истории, местом встречи Бога и человека. Последний был создан в качестве господина земли, но потому он и является ответственным за нее и ее обитателей.

История представляет собой воплощение божественного замысла, путь к восстановлению божественного владычества в мире людей. Иудейская эсхатология находит выражение в учении о конце света, который будет предварен приходом Мессии («помазанника» из царского рода – «колена Давидова») и его правлением, а затем разрушением его царства. Грешники будут осуждены на гибель, тогда как праведники воскреснут. Концепция загробной жизни в иудаизме слабо разработана. Шеол (вопрошаемый) – это мир существования после смерти, однако это существование рассматривается лишь как тень жизни.

  1. Пророки и праведники в иудейской культуре.

Пророком в иудаизме зовётся человек, через которого Бог открывает свою волю остальным людям для того, чтобы те могли совершенствовать себя и тем самым улучшить своё будущее. Через пророков Всевышний обращается к миру. Кто будет пророком, определяет сам Бог, человек же не может избрать пророчество как профессию. При этом выбор может быть сделан вопреки желанию самого человека. Помимо нравственных поучений, пророки лечили, предсказывали будущее и давали советы от имени Бога. Некоторые пророки активно участвовали в политической жизни Израильского и Иудейского царств. Так, пророк Ахия вдохновил основателя Израильского царства Иеровоама, Елисей способствовал смене царской династии в этом царстве, а Даниил даже был провозглашён (хотя и на несколько часов) царём Вавилонским. Наиболее известными пророками являются Илья, Елисей, Исайя, Иеремия, Даниил.

Пророчества ранних пророков были включены в книги Танаха, повествующие об истории еврейского народа от прихода в Эрец Исраэль и до начала VIII в. до н. э. Пророчества более поздних пророков, начиная с Амоса и Исайи, записывались в виде отдельных книг либо самими пророками, либо приближёнными к ним писцами. Все эти произведения были объединены и получили в еврейской традиции общее название – «Книги Пророков». Пророчества этих книг могли служить примерами моральных поучений для будущих поколений.

Праведники. В иудаизме нет четкого и жесткого разделения на праведных и грешных. В иудаизме знают, понимают, утверждают, что любой самый что ни на есть праведник не может быть чист абсолютно, не иметь никаких грехов. Уж на что самый праведный и почитаемый еврейский лидер Моше-рабейну (Моисей или же Муса в нееврейских прочтениях) и тот за свои грехи был наказан свыше недопуском в мечту всей его жизни – в Эрец-Исраэль (в Святую Землю). Так о каком же посмертном разделении душ на ад и рай можно при этом говорить? Вообще, понятия ада и рая в иудаизме крайне приглушены, и очень невнятны. Иудаизм настраивает на нечто более существенное – НА БУДУЩУЮ ЖИЗНЬ, именно не на райское бесцельное «блаженство», а на вечную жизнь на Земле, полноценную и значимую жизнь.


  1. Храм в жизни иудеев. Обрядовая сторона иудаизма.

Центром религиозной жизни еврейского народа между X веком до н. э. и I веком н. э. Иерусалимский Храм («Дом Святости») – культовое сооружение, которое располагалось на Храмовой горе в Иерусалиме, на месте, где сегодня находится мусульманская святыня Куббат ас-Сахра («Купол над Скалой»). В Храме находились предметы, символизирующие присутствие Бога (Ковчег Завета со Скрижалями Завета и херувимы), а также утварь для священнослужения.

Создание центрального Храма в древнем Израиле олицетворяло объединение Израильского царства и могло произойти лишь во время упрочения этого единства. И действительно, согласно Библии, Храм был воздвигнут в период самого высшего проявления национального единства еврейского народа, в царствование Соломона. Соломону удалось осуществить план постройки грандиозного Храма, к которому устремлялись бы на поклонение евреи со всех концов Израиля. В 586 году до н.э. Иерусалим был захвачен вавилонским царем Навуходоносором, полностью разрушен, а Первый Иерусалимский Храм сожжен в день девятого ава (ав – пятый месяц еврейского календаря при отсчете от исхода из Египта и одиннадцатый при отсчете от сотворения мира; соответствует приблизительно июлю – началу августа). Часть жителей была уничтожена, а часть угнана в вавилонский плен. Первый Иерусалимский Храм просуществовал около 400 лет (950 – 586 до н. э.).

Второй Иерусалимский Храм (516 до н. э. – 70 н. э.) – Храм, начало восстановления которого было положено в правление Кира Великого, реконструированный Иродом Великим и разрушенный после штурма Иерусалима в ходе Первой Иудейской войны римской армией, во главе с Титом. В отличие от Первого храма (Храм Соломона), который просуществовал 364 года (950 – 586 до н. э.), Второй храм (Храм Зоровавеля, позже полностью реконструированный Иродом Великим) простоял 586 лет. Период между двумя храмами, когда он оставался разрушенным, составляет 70 лет (586 – 516 до н. э.).

Разрушение Иерусалима и сожжение Храма положило начало рассеянию евреев по всему миру. Талмудическая традиция говорит, что когда Храм был разрушен, все Небесные Врата, кроме одних, Ворот Слёз, закрылись, а Западная стена, оставшаяся от Второго Иерусалимского Храма, получила название «Стена Плача», так как слёзы всех евреев, оплакивающих свой Храм, проливаются здесь (девятое ава– национальный день траура еврейского народа – день, когда были разрушены Первый и Второй Иерусалимские храмы. В 2012 году Девятое ава выпало на 29 июля).

Город длительное время находился в руинах и запустении. После того, как Палестину захватили арабы в 638 г., на месте, разрушенного Храма, священном и для мусульман, были построены исламские культовые сооружения, величайшими из которых являются Аль Акса (мечеть, расположенная на Храмовой горе Иерусалима. Является третьей святыней ислама после мечети аль-Харам в Мекке и Мечети Пророка в Медине. В мечети одновременно могут молиться до 5000 верующих) и Куббат ас-Сахра (один из первых памятников исламской архитектуры). Эти сооружения нередко принимались захватившими Иерусалим крестоносцами за Иерусалимский храм, что нашло свое отражение в произведениях изобразительного искусства того времени.

От Храма Ирода до настоящего времени дошли всего две руины: южная часть от западной стены внешней ограды Храма (известная как «Стена Плача») и заложенные блоками и застроенные т. н. «Золотые ворота» – бывшие входные арки в восточной стене. Утверждается, что эти ворота сами собой откроются в момент прихода Мессии.

Согласно иудаизму, Храм будет восстановлен в будущем и станет духовным центром для еврейского народа и всего человечества.

Основной институт еврейской религии после разрушения Иерусалимского храма, помещение, служащее местом общественного богослужения и центром религиозной жизни общины – синагога (от греч. «собрание», «дом собрания»). Синагога не только оказала решающее влияние на формирование иудаизма. Традиция придает синагоге огромное значение в еврейской жизни. Талмуд считает, что она уступает по святости только Храму, и называет её микдаш меат — «малое святилище».

Большинство историков полагают, что синагоги появились около двадцати пяти веков назад в Вавилоне, после разрушения Первого Храма и начала Вавилонского пленения. Евреи, изгнанные в Вавилон, стали собираться в домах друг друга, чтобы вместе молиться и учить Тору. Позднее были построены специальные здания для молитвы – первые синагоги.

В начале периода Второго Храма еврейские законоучители постановили, что молиться следует в общине. Каждая община должна построить «дом собрания» (бейт-кнессет или синагога по-гречески), где бы евреи собирались на молитву в Шаббат (седьмой день недели, в который Тора предписывает воздерживаться от работы), праздники и будни.

По правилам необходимо стремиться к тому, чтобы синагога располагалась на самом высоком месте в городе.

Местом проведения публичного богослужения является синагога (гр. synagoge – собрание). В основе богослужения – чтение Торы; предусмотрен годовой цикл чтения, день окончания которого отмечается как праздник; сразу же после него чтение возобновляется с начала. Элементами богослужения являются также молитвы, благословения, псалмы, Шема. Служба проводится в понедельник и среду (утром), в шабат (в субботу вечером и утром), в праздники и священные дни (в двух последних случаях избираются тексты, соответствующие тематике события). Для проведения коллективного богослужения необходим кворум (миньян) – присутствие десяти совершеннолетних евреев-мужчин.

Семейные, домашние ритуалы включают особые застольные благословения, проведение праздничного пасхального ужина, освящение субботы и праздников и др. В иудаизме существует множество ограничений и запретов в области питания. Так, запрещено употребление в пищу свинины, мяса животных, питающихся падалью, моллюсков; предписывается не смешивать мясные и молочные продукты; обязательно соблюдение требований пасхального стола. Пища, соответствующая религиозным установлениям, называется кошерной.

Индивидуальный цикл жизни еврея отмечен несколькими обрядами. На восьмой день после рождения мальчика проводится церемония обрезания, после которой младенец получает имя. Новорожденным девочкам имя, как правило, дается в синагоге, в первый шабат после рождения. В 13 лет у мальчиков и в 12 лет у девочек отмечают религиозное совершеннолетие. Церемония бракосочетания ранее проводилась в два этапа, с промежутком в один год, однако теперь наблюдается тенденция объединять их. Помолвка включает подписание договора и дарение кольца, собственно бракосочетание — произнесение семи брачных благословений, во время которого новобрачные стоят под особым навесом.

При погребении умершего облачают в простой саван (одежда для усопшего или покрывало, которым накрывают тело в гробу. Это одеяние обычно белого цвета. Как правило, в качестве савана используется костюм для мужчин, и нарядное длинное платье с длинными рукавами для женщин.) Близкие соблюдают тридцатидневный траур, на протяжении 11 месяцев читается особая молитва (кадит); ее принято читать также в годовщину смерти.

Лекция № 8. Ислам и нетрадиционные религиозные культы

  1. Источники и основы вероучения ислама. Священный Коран и Сунна.
  2. Суннизм и шиизм – основные направления ислама. Секты ислама. Бахаи. Суфизм.
  3. Ислам в современном мире. Исламские государства. Ортодоксия и модернизм.
  1. Источники и основы вероучения ислама. Священный Коран и Сунна.

Ислам (араб. букв, покорность) – вторая после христианства по количеству последователей и самая поздняя по времени возникновения мировая религия, ее последователи — мусульмане. Изначально ислам представлял собой религию арабских племен, населявших Аравийский полуостров. Ислам возник в VII в., в период распада древнего общества и подъема торговых культурных центров, и в течение последующих столетий распространился в странах Африки, Среднего Востока, Южной, Центральной, Юго-Восточной Азии. Самые крупнее мусульманские общины находятся в Индонезии, Пакистане, Бангладеш, Индии. В 28 странах ислам принят в качестве государственной религии.

Основатель ислама Мухаммед — реальное историческое лицо, выходец их рода Бану-хашим племени курайш (курейшиты), родился в 570 г. в Мекке. В 610 г. в возрасте 40 лет он получил откровение на горе Хира во время 40-дневного поста и услышал слова небесного посланника архангела Джабраила. С этого момента Мухаммед начинает проповедь Корана, осуществляя тем самым формирование ислама как религии. Мухаммед с небольшой группой последователей терпит гонения и переселяется в 622 г. в Медину, где основывает первую мусульманскую общину.

В 630 г. Мухаммед утвердил новую религию в языческой Мекке. С этого времени начинается экспансия ислама, сопровождающаяся вытеснением языческих культов с арабских земель. Умер Мухаммед в 632 г.

Мухаммед явился основателем новой религии и нового государства; 20 объединенных им племен образовали фундамент Арабского халифата, а ислам стал основой племенного единства арабов. В результате завоевательных походов преемников Мухаммеда ислам распространился на территории трех континентов. Религиозные догматы этой религии во многом предопределили культурное своеобразие мусульманского мира.

Различные направления и секты ислама объединяет вера в единого и единственного Бога и строгое следование религиозным практикам. Основополагающая идея этого вероучения — подчинение жизни человека воле Бога (Аллаха), которая явлена в Священном Писании (Коране), открытом пророку Мухаммеду через архангела Джабраила (Гавриила). Бог ислама — тот же, что и Бог иудаизма и христианства. Мухаммед считается последним из нескольких пророков (в число которых традиционно включаются некоторые ветхозаветные пророки и Христос), посланных Аллахом, чтобы восстановить во всей чистоте его учение, искаженное иудеями и христианами. Именно поэтому жизнь Мухаммеда в рамках вероучения ислама наделяется особым смыслом и значением.

Священное Писание ислама – Коран (араб, букв. чтение); это слова Аллаха, открытые Мухаммеду в период с 610 по 632 г. Коран содержит 114 сур (глав), в которых более 6 тыс. стихов. Суры Корана имеют различную длину и подразделяются на две части: суры, открытые в Мекке, с содержанием этического, духовного плана, включая повествование о Судном дне; суры, открытые в Медине, затрагивающие вопросы общественного характера и описывающие политико-моральные принципы мусульманской общины (уммы). Самые ранние списки Корана датируются VII—VIII в., официальный канон был создан в начале XX вв. в Каире. Традиционно Коран издается на арабском языке.

Коран считается материальным воплощением несотворенного и извечного небесного оригинала, признается его непогрешимость во всех вопросах; подражание его стилю расценивается как святотатство.

По своему объему Коран сопоставим с Новым Заветом. Его суры имеют неодинаковую длину (от 3 до 286 айятов); первая из них, фатиха (открывающая), является короткой молитвой, далее суры располагаются в порядке от более длинных (и в то же – время более поздних) к более коротким (и более ранним). Каждая сура имеет введение, в которое входит заголовок, обычно не связанный с содержанием; басмала (молитвенная формула «Во имя Бога, милосердного и сострадательного»); указание на место «явления» суры (Медина или Мекка); в ряде случаев – особое сочетание букв (цель этого приема до сих пор не ясна). Ранние суры написаны ритмической прозой, состоят из коротких предложений, выразительны и поэтичны по форме. Повествование, как правило, ведется от первого лица множественного числа (мы), это речь Бога. Слова пророка предваряются приказанием: «Говори». Это призвано продемонстрировать, что Мухаммед высказывается лишь по божественному повелению. Повествование иногда нарушается своего рода диалогами, реплики которых отражают возражения противников Мухаммеда и его контрдоводы. В Коран включены истории о пророках и библейских персонажах, однако в них акцентируется не повествовательный, а дидактический аспект. Коран не производит впечатление цельного по исполнению, систематизированного сочинения.

Помимо Корана мусульмане почитают также писания пророков – предшественников Мухаммеда (Ибрахима, Мусы, Дау-да, Исы, т.е. Авраама, Моисея, Давида, Иисуса), отождествляемые с отдельными частями Ветхого и Нового заветов, однако эти книги играют второстепенную по сравнению с Кораном роль, более того, их почитание основано на том, что они упомянуты в Коране.

Священное Предание ислама — Сунна (араб, обычай, предание, а также путь). Сунну в совокупности составляют Сира (жизненный путь Мухаммеда, описанный до мельчайших подробностей) и хадисы — собственно предания о конкретных словах и делах Мухаммеда.

Иудейско-христианское повествование о падении Адама принято и в исламе, однако Коран утверждает, что Бог простил Адаму его непослушание, которое в исламе не расценивается как первородный грех. Человек был создан Богом вопреки протестам ангелов и признан венцом творения, несущим в себе истину и ответственность, недоступную прочим тварям. Природа подчинена человеку, а сам человек подчинен воле Бога, исполнение которой является задачей его жизни. Однако человек обладает гордыней, которая считается величайшим грехом, поскольку отрицает ограниченность человека, его зависимость, его подчиненное по отношению к Богу положение. Истинная вера, таким образом, состоит в признании божественного единства, а весь ислам — в подчинении божественной воле.

Концепция греха в исламе связывается с Сатаной. Сатана (Шайтан, Иблис) — падший ангел, который, будучи одержим гордыней, некогда не подчинился Богу и отказался признать Адама, за что и был низвергнут. Сатана подвигает людей на совершение греха, и конец его злодеяниям будет положен только в Судный день. Человеческий род склонен к непослушанию, к греху; те, кто отрицает божественную истину, именуются в Коране куффар (неблагодарные). Однако для человека всегда есть возможность прощения, и искреннее раскаяние способствует его возвращению в изначальное состояние безгрешности, в котором он появился на свет.

Вселенную отличает предустановленный Богом порядок, каждая вещь в ней имеет свое место и создана в соответствии со своим предназначением. В определенном смысле Вселенная автономна, так как все в мире развивается по своим собственным внутренним законам, однако она не самодостаточна и не суве-ренна, поскольку эти законы предписаны Богом и строго ограничены его замыслом. Именно идея ограниченности является системообразующей в космологии и теологии ислама. Лишь Бог мыслится как безграничный, суверенный и самодостаточный.

Эсхатологическое учение ислама основано на идее Судного дня, когда придет конец света, мертвые воскреснут и будут судимы по делам их. Грешники будут гореть в адском пламени, праведники — наслаждаться удовольствиями в раю. Ад и рай определяются и как духовное, и как физическое состояние: помимо «материального» огня, грешники будут снедаемы пламенем «в собственном сердце», праведные же приобщатся к божественным радостям. Заступничество Мухаммеда может спасти грешника от наказания. Судному дню будет предшествовать приход махди мессии и его царствие.

  1. Суннизм и шиизм – основные направления ислама. Секты ислама. Бахаи. Суфизм.

В исламе присутствуют различные направления, выделяемые в соответствии с концепцией государственной власти и философско-религиозными тенденциями.

1) Хариджиты (вышедшие, возмутившиеся) — самая ранняя из существовавших религиозно-политических группировок. Основные положения: выборность на основе личных качеств, возможность смещения недостойного правителя. Отстаивали общинный характер власти. Считали, что вера определяется поступками, поэтому совершивший великий грех не может считаться мусульманином.

2) Шииты (группа, партия) признают божественную природу власти, предопределенную в роду Али — власть должна сохраняться «в семье пророка»; в качестве направления выделились в VII в. Создали учение о 12 имамах — носителях божественной субстанции — и о «сокрытом имаме», который явится, чтобы восстановить истинную веру; развили культ мучеников. Шиитская Сунна включает только те хадисы, которые связаны с Али, а также особые писания — ахбары. Шиизм распространен в Иране и Ираке.

3) Суннизм — ортодоксальное направление ислама. В суннизме меньше сект, у него большее число последователей. Учение суннизма включает положения об отсутствии посредничества между Аллахом и людьми после смерти Мухаммеда, отрицание особой природы Али и его потомков и права имамата; выборность халифов общиной (точнее, ее религиозно-политической верхушкой). Суннизм окончательно оформляется в X—XI вв.

4) В рамках ортодоксального ислама с XVIII в. развивается движение ваххабитов (по имени основоположника аль-Ваххаба), отвергающее новшества, появившиеся в исламе в процессе его исторического развития, и стремящееся воссоздать учение Мухаммеда в его первозданном облике. Ваххабиты осуждают культ пророков, святых, могил, видя в нем поклонение сотворенному; они вводят запрет на музыку, танцы, спиртные напитки, азартные игры. Ваххабизм распространился в Аравии и сопредельных регионах.

5) Мутазилиты (обособившиеся) — школа калама (мусульманской теологии), которая придерживалась рационалистического толкования Корана и Сунны, утверждала примат знания над верой, рассматривала добро и зло в качестве категорий человеческой деятельности. Свободомыслие мутазилитов проявилось в разработке учения о свободе воли человека, отрицании сверхъестественности божественных атрибутов; утверждении в качестве целей человека борьбы со злом и укрепления добра.

6) Мистико-аскетические течения в исламе представлены суфизмом (суф — грубая шерстяная ткань, власяница), возникшим в VIII—IX вв. и разработавшим методы богопознания на основе идеи единства всего Сущего в Боге и возможности постижения Бога путем растворения в Нем и безмерной любви к Нему. Суфии стремятся отыскать тайный смысл Корана; они принимают различные обеты, практикуют аскезу, отказ от собственности и социальной активности, основные черты их учения составляют мистическая любовь к Богу, теософия, откровение в качестве способа познания, особая этика, концепция избранников Бога. Суфии основывают особые монашеские братства во главе с шейхами; в рамках суфизма находят развитие философские идеи о единстве бытия; процветает поэзия. Со временем суфизм превратился в оплот консерватизма, в силу чего стал объектом критики со стороны реформаторов.

7) В новейшее время возникают движения бабидов и бахаитов. Они были основаны в XIX в. в Персии и имели своей целью сплочение человечества вокруг учений, оставленных пророками этих движений. Основателем бабизма является Сейид Али Мохаммед, принявший имя Баб («Врата», подразумевается его способность передавать волю пророка-освободителя, махди) и составивший книгу «Бейян». Основатель бахаизма — Мирза Хусейн Али, ученик Баба, получивший имя Баха-Улла («Блеск божий»); его учение записано им в «Священной книге». Согласно этому учению, Бог един, а пророки лишь реализуют его волю, ведя человечество к духовному совершенству.


  1. Ислам в современном мире. Исламские государства. Ортодоксия и модернизм.

Экспансия ислама осуществлялась как за счет завоеваний, так и за счет миссионерской деятельности. Отношение ислама с другими религиями ранее определялось двумя тенденциями: в рамках мусульманских государств последователи других конфессий обращались в мусульманство либо уничтожались, исключение делалось лишь для «народов книги» (христиане, иудеи), которые платили особый налог.

В XIX—XX вв. в исламе осуществляются реформаторские процессы, сводящиеся к адаптации к новым историческим условиям (так называемая «мусульманская Реформа»), пересмотру религиозных оснований светской жизни, судебно-правовой системы, шариата. Теологию реформистское движение практически не затронуло.

В современном исламе присутствуют фундаменталистские, традиционалистские и панисламские тенденции, базирующиеся на исламских ценностях. Происходит политизация вероучения, выразившаяся в концепции «исламского государства», которая подразумевает воплощение идей ислама во всех сферах государственной и религиозной жизни.

Лекция № 9.

Наши рекомендации