Государственный строй Рима в период республики. Отличие римской аристократической республики от афинской демократии.

Политическая история Древнего Рима делится на два самых крупных периода:

1) республику;

2) империю.

Римская республика просуществовала около пяти столетий, с VI до I в. до н. э. Центральными органами республики были следующие органы.

1. Сенат – высшее правительственное и административное учреждение. Юридически его решения не являлись обязательными для магистратов и народных собраний. На практике он имел огромный авторитет. Он мог объявить чрезвычайное положение в стране. Класс рабовладельцев видел в нем наиболее важное учреждение государства, призванное охранять их интересы.

2. Народные собрания – считались законодательными органами. Они были трех видов:

1) собрания по центуриям – решали вопрос о войне и мире, избирали высших магистратов, принимали или отклоняли законы, даровали гражданство, являлись высшей апелляционной инстанцией для приговоренных к смертной казни;

2) собрания по территориальным трибам — здесь преобладало влияние плебеев. Такие собрания назывались плебейскими сходками. Со временем роль этих собраний возросла, особенно в области законодательства, так как их решения не нуждались в утверждении сенатом. Плебейские сходки решали вопросы о допуске на высшие должности магистратов из числа плебеев. Позднее эти собрания стали издавать законы, обязательные для всех граждан;

3) куриатные комиции – при родовом строе они играли важную роль, но после возникновения государства ее утратили. Они решали вопросы брачно-семейных отношений, наследства, совершения религиозных обрядов.

3. Магистраты. Повседневная исполнительно-распорядительная власть находилась в руках магистратов. Распоряжения магистратов считались обязательными для всех граждан. Они могли наложить вето на решения коллег. Должности магистрата были выборными, срочными и безвозмездными. К магистратам относились цензоры, избиравшиеся на 5 лет. Они составляли списки граждан по имущественному цензу, на основании которых производилось налоговое обложение.

Высшие должности занимались представителями узкого круга знатных фамилий. Им же принадлежали крупные земельные угодья.

В период империи начальный период монархии назывался принципатом, последующий – доминатом. Характерными чертами являлось то, что множилась армия чиновников – военных, гражданских, придворных. Действовал разветвленный аппарат тайной полиции. Доносчики по политическим делам получали четвертую часть имущества осужденных. Роль народных собраний уменьшилась. Магистраты фактически стали чиновниками принцепса. В руках императора сосредоточилась необъятная власть: издание законов, командование войском, высшая административная и судебная власть. Он считался главным блюстителем религии. Доминат – эпоха абсолютно неограниченной власти одного человека, выражавшего интересы крупнейших рабовладельцев. В период империи была реорганизована полиция. Если раньше она подчинялась консулам и эдилам, то принцепсы учредили должность префекта города, наделенного широкими полномочиями по охране общественного порядка. Ему подчинялись полицейские когорты, обязанные осуществлять надзор за рабами. Особый префект возглавлял городскую пожарную команду. Во главе провинциальной полиции стоял легат. Следует отметить, что Римская империя погибла из-за кризиса ее экономической основы, процесса децентрализации, сепаратизма, а также восстаний рабов и нападений германских племен.

ОтличияРимская республика имела сходные черты с передовыми городами-государствами Греции: долговое рабство было уничтожено по требованию свободной бедноты, полноправным населением являлись граждане, имевшие определенные права (участие в народном собрании, право занимать должности) и обязанности (военная служба). Однако народовластие в Риме носило фиктивный характер, государственная власть почти безраздельно находилась в руках знатных семей. Важнейшей функцией Римской республики была организация военных действий с целью захвата новых земель. В результате более чем двухсотлетних войн римляне установили господство над Италией и создали боеспособнейшее войско, готовое к новым захватам. Народное собрание состояло из граждан - патрициев и плебеев. Ему принадлежала высшая государственная власть, оно выбирало должностных лиц (консулов, народных трибунов и др.), объявляло войну и заключало мир, принимало законы. Очень важно, что только консулы, народные трибуны и другие должностные лица обладали правом предлагать новый закон. Причем народное собрание без обсуждения голосовало за него или против. Обсуждение было необходимо прежде всего малообразованным, плохо разбиравшимся в государственных делах людям, т. е. большинству бедных граждан. ) Должностным лицом в Риме, например консулом, по закону мог стать как богатый, так и бедный гражданин. Однако в Риме не платили за службу государству, поэтому лишь богачи занимали должности. Так, например, консулу приходилось содержать не только семью, но и личную охрану, писцов, курьеров. Деньги нужны были и для организации выборов. Римский гражданин сам предлагал, чтобы его избрали на должность. Но одержать победу на выборах было не просто. Богатые рабовладельцы всеми способами стремились привлечь избирателей на свою сторону. Римские рабовладельцы кормили сотни бедных граждан, которые голосовали за них. На подкуп избирателей нужны были громадные деньги, которыми обладали только богатые патриции и плебеи.



Наши рекомендации