Президиума Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь

В связи с созывом и проведением сессии, в целях коорди­нации и организации деятельности постоянных и временных комиссий, других органов, Президиум Совета Республики:

1) организует работу по подготовке сессии Совета Республики;

2) принимает решения о внесении проекта повестки дня и
проектов о дополнении повестки дня сессии Совета Республики
на рассмотрение Совета Республики;

3) определяет дату проведения очередного заседания Совета
Республики;

4) информирует членов Совета Республики о вопросах, ко­
торые предполагается рассмотреть на очередном заседании Со­
вета Республики;

5) контролирует подготовку и предоставление членам Сове­
та Республики законопроектов, документов и материалов;

6) принимает меры к обеспечению присутствия членов Сове­
та Республики на сессии;

7) решает другие вопросы, связанные с созывом и проведе­
нием сессий Совета Республики;

8) заслушивает сообщения по вопросам работы постоянных
комиссий и других органов Совета Республики, принимает ме­
ры по координации их работы;

9) дает поручения постоянным комиссиям и иным органам
Совета Республики по вопросам, относящимся к их компетенции;

10) в случае необходимости вносит в Совет Республики пред­
ложения о создании или ликвидации постоянных и временных
комиссий Совета Республики;

11) осуществляет другие функции, предусмотренные Регламентом;

12) обеспечивает осуществление контроля за своевременным
рассмотрением запросов членов Совета Республики, высказан­
ных на сессиях Совета Республики, к Премьер-министру, членам
Правительства Республики Беларусь, руководителям государст­
венных органов, образуемых или избираемых Парламентом;

13) принимает решения о направлении членов Совета Респуб­
лики, работников Секретариата Совета Республики в зарубеж­
ные командировки;

14) утверждает отчеты членов Совета Республики о результа­
тах их командировок, связанных с исполнением полномочий в
Совете Республики или его органах;

15) утверждает Положение о Секретариате Совета Республики;

16) заслушивает отчеты Начальника Секретариата Совета
Республики о деятельности Секретариата;

17) решает иные вопросы, отнесенные Регламентом к его ком­
петенции.

НОРМАТИВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с из­
менениями и дополнениями, принятыми на республиканском рефе­
рендуме 24 ноября 1996 г.) // Национальный реестр правовых ак­
тов Республики Беларусь. 1999. № 1. 1/0.

2. Избирательный кодекс Республики Беларусь от 11 февраля
1ЮОО г. (с изменениями и дополнениями от 4 июля 2000 г.) // Ве­
домости Национального собрания Республики Беларусь. 2000. № 6.
Ст. 47; Национальный реестр правовых актов Республики Бела­
русь. 2000. № 25. 2 / 145; № 64. 2/181.

3. Закон Республики Беларусь от 20 февраля 1991 г. «О мест­
ном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» (в ре­
дакции Закона от 10 января 2000 г. с изменениями и дополнения­
ми от 16 июня 2000 г., 9 октября 2000 г., 16 мая 2001 г.) // Ведо­
мости Верховного Совета Республики Беларусь. № 11. Ст. 122;
1995. № 15-16. Ст. 167; Национальный реестр правовых актов Рес­
публики Беларусь. 2000. № 8. 2 / 137; № 59. 2 / 174; № 100.

2 /203; 2001. № 50. 2 / 765.

\. Закон Республики Беларусь от 30 марта 1994 г. «О Консти­туционном Суде Республики Беларусь» (с изменениями и дополне­ниями от 7 июля 1997 г. и 16 июня 2000 г. // Ведомости Верхов­но» Совета Республики Беларусь. 1994. № 15. Ст. 220; Ведомости Национальногособрания Республики Беларусь. 1997. № 25-26. ('т. 465; Национальный реестр правовых актов Республики Бела­русь. 2000. № 59. 2 / 176.

5. Закон Республики Беларусь от 21 февраля 1995 г. «О Прези­
денте Республики Беларусь» (в редакции Закона от 7 июля 1997 г.) //
1!едомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1995.
М» 17. Ст. 179; Ведомости Национального собрания Республики Бе-
ч;фусь. 1997. № 24. Ст. 463.

6. Закон Республики Беларусь от 7 июля 1998 г. «О Совете Ми­
нистров Республики Беларусь» (с изменениями и дополнениями от
16 июня 2000 г., 31 января 2003 г.) // Ведомости Национального
собрания Республики Беларусь. 1998. № 29-30. Ст. 466; Нацио­
нальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 59.
:• 176; 2003. № 17. 2/935.

7. Закон Республики Беларусь от 4 ноября 1998 г. «О статусе
депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Нацио­
нального собрания Республики Беларусь» (с изменениями и допол­
нениями от 29 июня 2000 г.) // Ведомости Национального собра­
ния Республики Беларусь. 1998. № 35. Ст. 516; Национальный ре-
219




9. Положение об Администрации Президента Республики Бела­русь: Утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 23 января 1997 г. № 97 (с последующими изменениями и дополне­ниями) // Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 1997. № 3. Ст. 103; Нацио­нальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002. № 31. 1/3564.

10. Постановление Палаты представителей Национального собра­
ния Республики Беларусь от 2 октября 1997 г. «Об утверждении
Положения о Секретариате Палаты представителей Национального
собрания Республики Беларусь» // Ведомости Национального соб­
рания Республики Беларусь. 1997. № 30. Ст. 591.

11.Постановление Палаты представителей Национального собра­
ния Республики Беларусь от 4 декабря 1997 г. «О Регламенте Па­
латы представителей Национального собрания Республики Бела­
русь» // Национальный реестр правовых актов Республики Бела­
русь. 1999. № 32. 4/71.

12. Постановление Палаты представителей Национального собра­
ния Республики Беларусь от 22 ноября 2000 г. «Об образовании
постоянных комиссий Палаты представителей Национального соб­
рания Республики Беларусь» // Национальный реестр правовых
актов Республики Беларусь. 2000. № 113. 4/1416.

13. Постановление Совета Республики Национального собрания
Республики Беларусь от 2 апреля 1998 г. «О Регламенте Совета
Республики Национального собрания Республики Беларусь» (в ре­
дакции постановления Совета Республики Национального собрания
Республики Беларусь от 29 июня 2001 г.) // Национальный реестр
правовых актов Республики Беларусь. 2001. № 66. 4/2547.

14. Решение Совета Палаты представителей Национального соб
рання Республики Беларусь от 21 апреля 1997 г. «О перечне основ­
ных вопросов, относящихся к компетенции постоянных комиссий
Палаты представителей Национального собрания Республики Бела­
русь» // Ведомости Национального собрания Республики Бела­
русь. 1997. № 19. Ст. 344.

15. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от
3 февраля 1999 г. «О реализации отдельных статей Закона Респуб­
лики Беларусь «О статусе депутата Палаты представителей, члена
Совета Республики Беларусь Национального собрания Республики
Беларусь» (с изменениями и дополнениями от 30 марта 2002 г.) //
Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правитель­
ства Республики Беларусь. 1999. № 14. Ст. 405; Национальный ре­
естр правовых, актов Республики Беларусь. 2002. № 41. 5/10191.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федера ции. М., 1997.

2. Василевич Г. А. Конституционное право Республики Бела
русь. Мн., 2003.

3. Василевич Г. А. Органы государственной власти Республики
Беларусь. Мн., 1998.

4. Василевич Г. А. Парламент Республики Беларусь. Мн., 1995.

5. Демичев Д. М. Законодательные органы в механизме реали­
зации функции преодоления последствий чернобыльской катастро­
фы // Чернобыльская катастрофа: государственно-правовые проб­
лемы преодоления последствий. Мн., 1997. С. 90-134.

6. Депутат парламента в зарубежных государствах. М., 1995.

7. Конституционный строй России. Выпуск второй. Вопросы
парламентского права. Сборник статей. М., 1995.

8. Очерки парламентского права. Сборник статей. М., 1993.

9. Парламенты мира. М., 1991.

10. Роберт Г. М. Азы парламентской культуры. Нью-Йорк, 1992.

11.Соколов К. Н. Парламентаризм: опыт правовой теории пар-
Ч.1МОНТСКОГО строя. СПб., 1912.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Законодательный процесс — это процесс принятия парламентом законопроекта к рассмотрению, его обсужде­ния, а также принятия, промульгации (подписания и обна­родования) закона.

Законодательные полномочия образуют главную часть и ом потенции парламентов, поскольку законодательная де-•мглыюсть является их основной функцией. Реализация данной функции занимает зачастую наибольшее место в деятельности законодательных органов, ибо исключитель­но .иконами в большинстве стран определяются основные мрака и свободы человека и гражданина, государственное у тройство, упорядочиваются важнейшие блоки общест-нпшых отношений, регламентируется юридический режим ( поп ценности и т. д.

Широкий диапазон общественных отношений, которые /и п| ж мы быть урегулированы именно законами, подчерки-мшт особый статус законодательных органов, в том числе и Парламента — Национального собрания Республики Бе-<|аруп> как представительного и законодательного органа. 1мц«' Дж. Локк отмечал, что законодательная власть по не-моходлмости должна быть «верховной, и все остальные

власти в лице каких-либо членов или частей общества про­истекают из нее и подчинены ей»1.

К законодательным полномочиям парламента, закреп­ленным, как правило, в конституциях, можно отнести право законодательной инициативы. В большинстве стран это право принадлежит парламентариям, правитель­ству, главе государства. Реализация права законодатель­ной инициативы парламента осуществляется как членами палат, так и группами парламентариев.

Первоначальной стадией законодательного процесса яв­ляется осуществление права законодательной инициативы соответствующим органом или лицом и внесение в парла­мент законопроекта. Согласно статье 99 Конституции Рес­публики Беларусь право законодательной инициативы принадлежит:

• Президенту;

• депутатам Палаты представителей;

• Совету Республики;

• Правительству;

• гражданам, обладающим избирательным правом, в ко­
личестве не менее 50 тысяч человек и реализуется в Пала­
те представителей.

Законопроекты, следствием принятия которых может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов, могут вноситься в Палату нредстави-телей лишь с согласия Президента Республики Беларусь либо по его поручению — Правительства. Президент либо по его поручению Правительство имеют право вносить предложения в Палату представителей и Совет Республи­ки об объявлении рассмотрения проекта закона срочным. Палата представителей и Совет Республики в этом случае должны рассмотреть данный проект в течение 10 дней со дня внесения на их рассмотрение.

В соответствии с Указом Президента Республики Бела­русь от 28 июля 1997 г. № 407 «О создании Национально­го центра законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь» (с изменениями и дополнениями от 7 июля 1998 г., 10 мая 1999 г.) на Администрацию Прези­дента Республики Беларусь возложена координация дея­тельности государственных органов Республики Беларусь по вопросам подготовки проектов нормативных актов и

Дж. Избранные произведения. М., 1962. Т. 2. С. 86.

обеспечения единства государственной правовой политики и данной области. Этим же Указом в целях повышения уровня подготовки проектов нормативных правовых актов и создания единой республиканской системы законопроект-поп деятельности при Президенте Республики Беларусь создан Национальный центр законопроектной деятель­ности. Данный Центр в установленном порядке вносит Президенту на утверждение государственные программы подготовки проектов правовых актов, ежегодные планы подготовки проектов правовых актов в Республике Бела­русь, а также контролирует реализацию указанных прог­рамм и планов. Кроме того, Центр осуществляет: методическое руководство подготовкой проектов правовых а кто» в Республике Беларусь; затем подготавливает проек­ты правовых актов, за исключением проектов, подготовка которых возложена на другие государственные органы, а |,1кж<> проекты международных договоров, подготовка ко-юрых возложена на Центр; принимает меры по приведе­нию законодательства Республики Беларусь в соответствие ( Конституцией Республики Беларусь и решениями Главы Iогударства.

Па Центр возложена подготовка заключений по проек-1.1м законов, вносимых в Палату представителей Нацио­нального собрания Республики Беларусь, а также по изме­нениям и дополнениям, вносимым в такие проекты. Центр проводит аналитические и научные исследования в целях обеспечения законотворческой деятельности, взаимодейст-пуст с государственными органами, научными учреждени-нмн, другими юридическими и физическими лицами, ик'почая международные организации, по вопросам, вхо­дящим в его компетенцию. По заказам государственных .органон зарубежных стран Центр имеет право подготавли-и,. проекты правовых актов.

//.'/я осуществления своей деятельности Центр име-1чп право:

• запрашивать и получать в установленном порядке от
югу дарственных органов, юридических и физических лиц
/нжумеиты, необходимые для осуществления своей дея­
тельности;

ч • использовать государственные (в том числе и прави-
и.... ственные) средства связи и коммуникации;

• заключать в пределах компетенции договоры с госу-
;|.|рсти('||11ыми органами, юридическими и физическими

' ни!,.1мп;






• формировать при Центре аналитические и другие
группы для проведения научных исследований и реализа­
ции иных полномочий.

Подготовка проектов правовых актов осуществляется Центром на основании заказов государственных органов, уполномоченных на издание нормативных актов или вне­сение проектов таких актов в другие государственные ор­ганы. Заказы принимаются и исполняются в порядке, ус­тановленном Президентом Республики Беларусь. При этом не принимаются заказы, исполнение которых не соответ­ствует Конституции Республики Беларусь и решениям Главы государства.

В соответствии с Указом Президента Республики Бела­русь от 4 марта 1998 г. № 99 «О некоторых вопросах за­конопроектной деятельности в Республике Беларусь» (с последующими изменениями и дополнениями) к проекту закона, вносимому в Палату представителей и Совет Рес­публики Национального собрания Республики Беларусь, прилагаются следующие сопроводительные документы:

• письмо с обоснованием необходимости принятия зако­
на,'информацией о назначении докладчика по законопро­
екту в Палате представителей и направлении в Националь­
ный центр правовой информации Республики Беларусь
этого проекта и предусмотренных законодательными акта­
ми сопроводительных документов к нему для включения в
компьютерный банк данных проектов законов Республики
Беларусь;

• информация о согласовании (визировании) проекта
закона;

• заключение по проекту закона Национального центра
законопроектной деятельности при Президенте Республи­
ки Беларусь, а также иные экспертные заключения, если
они давались;

• согласие Президента Республики Беларусь или его со­
ответствующее поручение Совету Министров Республики
Беларусь и согласие Правительства Республики Беларусь
на внесение законопроекта, если следствием принятия со­
ответствующего законопроекта может быть сокращение го­
сударственных средств, создание или увеличение расходов;

• документ, подтверждающий соответствующее поручение
Президента Республики Беларусь Совету Министров внес­
ти предложение в Палату представителей и Совет Респуб­
лики об объявлении рассмотрения проекта закона срочным;

• документ, подтверждающий согласие Президента Рес­
публики Беларусь, если Совет Министров потребовал,
чтобы Палата представителей и Совет Республики приня­
ли решение, голосуя в целом за весь внесенный Президен­
том или Советом Министров проект либо его часть, сохра­
ни и лишь те поправки, которые предложены или приняты
Президентом либо Советом Министров;

• документ, подтверждающий, что Президенту Респуб­
лики Беларусь направлены копии законопроекта и сопро­
водительных документов к нему.

Проект закона, внесенный без указанных документов, может быть рассмотрен по решению Президента Республи­ки Беларусь или Палаты представителей.

К законодательным полномочиям парламентов можно отнести также принятие законов, которое проводится либо сразу по проекту в целом, либо сначала по статьям и I ктам, а затем по проекту в целом. В двухпалатных пар­ламентах закон считается принятым, если он одобрен в идентичной редакции обеими палатами. На случай рас-хождсчТия между палатами конституции часто предусмат­ривают особые согласительные процедуры.

Согласно статье 100 Конституции Республики Беларусь любой законопроект, если иное не предусмотрено Консти-(уцисй, вначале рассматривается в Палате представителей, л затем в Совете Республики. Обсуждение законопроектов предполагает работу над законопроектом как на пленар­ных заседаниях палат, так и в комитетах и комиссиях.

Поступившие в Палату представителей проекты зако-1ЮН и постановлений направляются в управление Секрета­риата Палаты представителей, осуществляющее экснертно-прановую деятельность, для подготовки заключения о со-п| иетствии законопроекта требованиям, предусмотренным Регламентом Палаты представителей (наличие сопроводи-к'.'п.ных документов). Законопроект, внесенный в Палату представителей без указанных документов, может быть возвращен Председателем Палаты представителей или его иместителем субъекту права законодательной инициати­вы, внесшему проект, с предложением выполнить требова-^шя Регламента.

Проект закона, внесенный в Палату представителей без | опроводительных документов, может быть рассмотрен по решению Президента Республики Беларусь или Совета •Палаты представителей, за исключением случаев, преду-

Н 1.|к. 1955

смотренных Конституцией Республики Беларусь. Решение Совета Палаты представителей о рассмотрении такого проек­та закона принимается на основании заключения соответст­вующей постоянной комиссии.

Затем Председатель Палаты представителей (или его заместитель) назначает головную комиссию для предвари­тельного рассмотрения законопроекта и подготовки по не­му заключения. Если головная комиссия заявляет о своей некомпетентности по проекту или имеются разногласия между двумя или более комиссиями, Председатель Пала­ты представителей или его заместитель после консульта­ций с председателями этих комиссий при недостижении согласия вносит на рассмотрение Совета Палаты предста­вителей предложение о создании специальной комиссии для работы с проектом. Совет Палаты представителей ут­верждает председателя и состав специальной комиссии.

Головная комиссия по законопроекту направляет зако­нопроект в постоянные комиссии и структурные подразде­ления Секретариата Палаты представителей, самостоятель­но определяет других субъектов, привлекаемых к предва­рительному рассмотрению проекта, и сроки для представ­ления замечаний и предложений по проекту, которые должны быть, как правило, не менее 10 дней. Если в зак­лючении головной комиссии указывается, что внесенный законопроект после принятия может повлечь сокращение государственных средств, создание или увеличение расхо­дов и этот законопроект внесен не Президентом либо по его поручению — Правительством, то законопроект возвра­щается Председателем Палаты представителей или его за­местителем субъекту права законодательной инициативы, внесшему этот законопроект, для получения согласия Пре­зидента на рассмотрение законопроекта в Палате предста­вителей. После получения такого согласия законопроект вносится в Палату представителей в обычном порядке.

Если субъектом права законодательной инициативы яв­ляются депутаты Палаты представителей, такой проект за­кона направляется Президенту Республики Беларусь Председателем Палаты представителей или его заместите­лем для получения согласия Президента на рассмотрение законопроекта в Палате представителей.

Порядок работы над проектом закона определяется го­ловной комиссией в соответствии с Регламентом Палаты представителей. Для работы над проектом закона головная

комиссия может создать рабочую группу. В ее состав мо-I vi иключаться депутаты Палаты представителей, не вхо­дящие в состав головной комиссии, а также специалисты и ученые. В работе группы вправе принимать участие субъ­ект нрава законодательной инициативы, внесший законо­проект, или его представитель. Альтернативные проекты иконов Республики Беларусь рассматриваются вместе.

В случае внесения в Палату представителей субъектами иIона законодательной инициативы двух и более законо­проектов о внесении изменений и дополнений в один и тот же закон головной комиссией с согласия субъектов права .шкоподательной инициативы они могут быть объединены и один законопроект.

Работа комиссий над законопроектом проводится от­крыто и гласно. Головная комиссия вправе предложить пронести предварительное обсуждение подготавливаемого проекта в форме парламентских слушаний или вынесение проекта на народное обсуждение.

Урегулирование разногласий, возникших между посто-яппмми комиссиями Палаты представителей, принимавши­ми участие.в работе над законопроектом, осуществляется 11редседателем Палаты представителей, его заместителем пни по их предложению — Советом Палаты представите-мей. Вопросы, по которым не достигнуто согласия, выно-еятся на рассмотрение Палаты представителей.

После завершения работы над законопроектом головная комиссия выносит заключение в письменной форме и вмес-|г с законопроектом и другими материалами в соответ-| т п и с требованиями Регламента направляет его в Совет Палаты представителей для предварительного рассмотре­ния вопроса о включении законопроекта в повестку дня сессии Палаты представителей.

При несогласии субъекта права законодательной иници-.нш!ы, внесшего законопроект, с изменениями и дополне­ниями законопроекта, предлагаемыми головной комисси­ей, другими субъектами права законодательной инициати­вы, законопроект рассматривается в авторской редакции.

Рассмотрение проектов законов, внесенных в Палату представителей, осуществляется, как правило, в двух чтениях. Текст проекта закона, подготовленного к перво­му мтению и включенного в повестку дня сессии, материа-'м.| к нему, заключение головной комиссии по проекту на-мр;шляются Секретариатом Палаты представителей депу-

г

татам Палаты представителей, субъекту права законода­тельной инициативы, внесшему законопроект, а также за­интересованным органам не позднее чем за 3 дня до его рассмотрения в первом чтении.

При рассмотрении законопроекта в первом чтении Палата представителей заслушивает доклад субъекта пра­ва законодательной инициативы, внесшего законопроект, или его представителя и содоклад головной комиссии. При наличии альтернативных проектов Палата представителей решает, какой проект принимается за основу для подготов­ки ко второму чтению. По результатам обсуждения Пала­та представителей голосованием принимает или отклоняет законопроект. Решение по законопроекту, рассмотренному в первом чтении, принимается, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей, и оформляется постановлением Палаты представителей.

После принятия законопроекта в первом чтении Палата представителей передает его на доработку в ту же или дру­гую комиссию, либо расширяет число комиссий, либо по­ручает доработку законопроекта специальной комиссии, устанавливает сроки для доработки и представления про­екта ко второму чтению. По решению Палаты представи­телей законопроект может направляться для внесения предложений и замечаний Президенту Республики Бела­русь, в Совет Республики, Совет Министров и другим го­сударственным органам.

По решению Палаты представителей законопроект меж­ду первым и вторым чтением может быть вынесен на на­родное обсуждение.

Подготовленный для рассмотрения во втором чтении законопроект с заключением головной комиссии направля­ется депутатам Палаты представителей, субъекту права за­конодательной инициативы, внесшему законопроект, не позднее чем за 7 дней до рассмотрения законопроекта во втором чтении. Проект направляется с указанием количе­ства принятых поправок и приложением таблицы откло­ненных поправок.

Если законопроект не нуждается в доработке и в ходе первого чтения к нему не поступили предложения и заме­чания, либо внесенные изменения и дополнения носили технический характер, то такой проект по решению Пала­ты представителей может быть рассмотрен во втором чте­нии без доработки в постоянных комиссиях.

Если при доработке проекта ко второму чтению или в ходе рассмотрения законопроекта во втором чтении изме­няется концепция законопроекта, Палата представителей принимает решение об отмене ранее принятого постановле­ния но этому проекту и о повторном рассмотрении проек-| . и первом чтении. Такое решение оформляется постанов-пением Палаты представителей.

Повторное рассмотрение проекта в первом чтении осу­ществляется в соответствии с Регламентом.

При рассмотрении проекта закона во втором чтении выступает председатель головной комиссии, его замести­те/п. либо член головной комиссии. Голосование может п|)01)одиться по статьям, главам, разделам или по иным структурным частям проекта. Каждая поправка обсужда­ется, и голосование по ней проводится отдельно. Если поп-1>;шкн субъектов права законодательной инициативы внесе­ны непосредственно в ходе обсуждения законопроекта во тором чтении и такие поправки не носят технического ха-р;**пера, председательствующий может перенести рассмот­рение законопроекта на более поздний срок. Указанные поправки направляются головной комиссией Президенту Республики Беларусь, на заключение в Национальный центр законопроектной деятельности при Президенте Рес­публики Беларусь.

После того как проведено голосование по всем статьям, главам, разделам или иным структурным частям проекта, а также по всем поправкам, головная комиссия направля­ет проект закона с принятыми поправками, включенными и текст, Президенту Республики Беларусь для информа­ции. Не ранее чем через 10 дней после направления зако­нопроекта Президенту Республики Беларусь либо по согласованию с Президентом в более ранние сроки Палатой
представителей проводится голосование по проекту закона

в целом.

В результате второго чтения Палатой представителей может быть принято решение о (об):

• принятии проекта закона;

• отклонении проекта закона;

• повторном рассмотрении проекта закона в первом чте­
нии и порядке, предусмотренном статьей 145 Регламента
II. 1/1 а ты представителей.



1

Указанное решение оформляется постановлением Пала­ты представителей.

Законопроект считается принятым Палатой представи­телей при условии, что за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь. Про­екты программных законов об основных направлениях внутренней и внешней политики Республики Беларусь, о военной доктрине Республики Беларусь считаются приня­тыми при условии, если за них проголосовало не менее двух третей от полного состава Палаты представителей.

Решение о принятии закона по требованию Президента либо по его поручению Правительства в соответствии с частью пятой статьи 100 Конституции Республики Беларусь считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от полного состава Палаты представителей.

В соответствии с Регламентом Совета Республики при­нятые Палатой представителей законопроекты в течение 5 дней передаются на рассмотрение в Совет Республики, где могут рассматриваться не более 20 дней (если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь). При этом приоритетному рассмотрению в Совете Республики подлежат проекты законов, непосредственно направлен­ные на реализацию положений Конституции Республики Беларусь. Первоочередному рассмотрению в Совете Рес­публики подлежат законопроекты, подготовленные на ос­нове нормативных правовых актов, принятых Парламент­ским Собранием Союза Беларуси и России и имеющих статус законодательной рекомендации, а также законопро­екты, разработанные на основе модельных законодатель­ных актов, принятых Межпарламентской Ассамблеей госу­дарств участников Содружества Независимых Госу­дарств и Межпарламентской Ассамблеей Евразийского экономического сообщества.

Президент Республики Беларусь либо по его поруче­нию Правительство Республики Беларусь имеют право вносить предложения в Палату представителей и Совет Республики об объявлении рассмотрения проекта закона срочным. Совет Республики в этом случае должен рас­смотреть данный проект в течение 10 дней со дня внесения его на рассмотрение. Срок, в течение которого Совет Рес­публики рассматривает поступивший из Палаты предста­вителей законопроект, исчисляется со дня, следующего за

днем регистрации этого законопроекта в Секретариате Со­нета Республики.

Председатель Совета Республики определяет одну или несколько постоянных комиссий, на рассмотрение кото­рых передается поступивший законопроект. При этом ус-|.ш;и!ливается срок рассмотрения законопроекта и опреде­ляется комиссия, ответственная за его рассмотрение.

В течение 5 дней с момента регистрации поступивший и л Палаты представителей законопроект с прилагаемыми к нему документами и материалами направляется всем чле­нам Совета Республики. При наличии замечаний и предложений по законопроекту члены Совета Республики направляют их в комиссию, ответственную за рассмотрение законопроекта.

И заключении постоянной комиссии дается оценка рас-матриваемого законопроекта и принимается одно из сле­дующих решений:

• рекомендовать Совету Республики одобрить приня-тым Палатой представителей законопроект;

• рекомендовать Совету Республики отклонить приня­тый Палатой представителей законопроект, изложив в зак­лючении мотивы, по которым постоянная комиссия считает необходимым его отклонение.

Заключение постоянной комиссии, ответственной за рассмотрение законопроекта, принятого Палатой предста-иптелей, представляется в Совет Республики.

По результатам рассмотрения принятого Палатой представителей законопроекта председательствующий на заседании Совета Республики ставит на голосование вопрос пг> одобрении законопроекта Советом Республики. Поста-И1 тление Совета Республики об одобрении законо­проекта принимается большинством голосов от полного сос-тава Совета Республики, если иное не предусмотрено Конс-ппуцней. Постановления Совета Республики об одобрении проекта Конституции, законопроектов о внесении измене­нии и дополнений в Конституцию, о введении в действие указанных законов, актов о толковании Конституции, а так­же законопроектов об основных направлениях внутренней и внешней политики, о военной доктрине считаются приняты­ми при условии, если за них проголосовало не менее двух фетеп от полного состава Совета Республики.

Если в течение 20 дней, а при объявлении законопроек-1,1 срочным -- 10 дней со дня внесения на рассмотрение

Совета Республики законопроект не был рассмотрен Сове­том Республики, то закон считается одобренным. Законо­проект считается отклоненным, если за его одобрение не проголосовало необходимое число членов Совета Респуб­лики. Решение об отклонении законопроекта оформляется постановлением Совета Республики.

В постановлении Совета Республики об отклонении за­конопроекта может содержаться перечень разделов, глав, статей, частей и пунктов статей данного законопроекта, по которым необходимо преодолеть разногласия между Советом Республики и Палатой представителей, а также предложение о создании на паритетной основе согласительной комиссии д-ля выработки согласованного текста законопроекта.

Принятый Палатой представителей и одобренный Сове­том Республики закон вместе с постановлением Совета Республики в десятидневный срок представляется Прези­денту Республики Беларусь на подпись. При этом Предсе­датель Совета Республики удостоверяет своей подписью аутентичность принятого Палатой представителей и одоб­ренного Советом Республики закона, направляемого на подпись Президенту Республики Беларусь.

Постановление Совета Республики об отклонении при­нятого Палатой представителей законопроекта вместе с этим законопроектом либо постановление Совета Респуб­лики об одобрении принятого Палатой представителей за­конопроекта в пятидневный срок направляются в Палату представителей.

Для преодоления разногласий, возникших по законо­проекту, принятому Палатой представителей и отклонен­ному Советом Республики, и выработки согласованного текста законопроекта может быть создана согласительная комиссия, которая создается как по инициативе Совета Республики, поддержанной Палатой представителей, так и по инициативе Палаты представителей, поддержанной Со­ветом Республики. Данная комиссия создается на паритет­ных началах из представителей Совета Республики и Па­латы представителей в порядке, установленном Регламен­том Совета Республики и Регламентом Палаты представи­телей. Решение о создании согласительной комиссии при­нимается на заседании Совета Республики большинством голосов от полного состава Совета Республики. Решения согласительной комиссии принимаются путем раздельного голосования представителей Совета Республики и Палаты

представителей. Члены Совета Республики в согласитель­ной комиссии принимают решения открытым голосовани­ем. Решение считается принятым, если за него проголосо-иало большинство членов Совета Республики и большинство депутатов Палаты представителей, входящих II согласительную комиссию.

По результатам работы согласительная комиссия со­ставляет протокол, в котором фиксируются предложения по преодолению возникших разногласий или обосновыва­ется невозможность их преодоления согласительной ко­миссией. Текст законопроекта, выработанный согласитель­ной комиссией, представляется на одобрение обеих палат.

Коли согласительной комиссией не принят согласован­ный текст законопроекта и Президент Республики Бела­русь или по его поручению Правительство Республики Бе-парусь не потребовали, чтобы Палата представителей при­няла окончательное решение по законопроекту, то дора­ботка законопроекта осуществляется в соответствии с Рег­ламентом Палаты представителей.

Ч5акон, принятый Палатой представителей и одобрен­ный Советом Республики, либо принятый Палатой пред­ставителей в порядке, предусмотренном статьей 100 Кон­ституции Республики Беларусь (по требованию Президен-га .либо по его поручению — Правительства), представля­лся в десятидневный срок Президенту на подпись. Если Президент согласен с текстом закона, он его подписывает. Если Президент не возвращает какой-либо закон на протя­жении двух недель после того, как он был ему представ­лен, закон считается подписанным. Закон не считается подписанным и не вступает в силу, если он не мог быть возвращен в Парламент в связи с окончанием сессии.

При несогласии с текстом закона Президент Республи­ки Беларусь возвращает его со своими возражениями в Па-мату представителей. Если закон будет принят Палатой представителей большинством не менее двух третей голо-(с II! от полного состава, он вместе с возражениями Прези­дента Республики Беларусь в пятидневный срок направля­ется в Совет Республики, который также должен рассмот­рен, его повторно не позднее

Наши рекомендации