Организационная структура государства рф
Организационная структура государства представляет собой совокупность органов государственной власти, обладающих определенными полномочиями и находящихся во взаимодействии и взаимозависимости друг с другом. В демократическом государстве такая структура определяется принципом разделения властей и системой «сдержек и противовесов»; в недемократических, как правило, используется модель жесткой иерархической подчиненности всех органов власти носителю высшей государственной власти.
Государственные органы различаются между собой по задачам, внутренней структуре, сферам деятельности, функциям (полномочиям), методам их осуществления. Организационная структура имеет обычно «горизонтальное» и «вертикальное» измерение. По «вертикали» органы власти разграничиваются на центральные и территориальные. По «горизонтали» – на законодательные, исполнительные, судебные, контрольно-надзорные. В России различают федеральные органы государственной власти, в том числе их территориальные органы на местах, и органы государственной власти субъектов РФ. Федеральная государственная власть осуществляется Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ и судебными органами РФ. В субъектах РФ государственная власть осуществляется их высшими должностными лицами – главами регионов, обычно связанными с исполнительными органами, законодательными (представительными) органами, судами субъектов РФ – конституционными (уставными) и мировыми судами.
Глава государства – Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики, осуществляет общее управление государством, реализует отдельные конкретные функции, а также формирует для осуществления своей деятельности определенную систему органов и учреждений –Совет безопасности РФ, Государственный совет РФ, назначает полномочных представителей главы государства в федеральных округах, в Государственной Думе РФ, Совете ФедерацииРФ, Конституционном Суде РФ, а также различные комитеты, комиссии и государственно-общественные объединения (Комиссию по гражданству, Совет представителей религиозных конфессий и др.). Президент представляет кандидатуры для утверждения их в палатах Федерального Собрания на должности судей высших федеральных судов, Председателя Центробанка, Счетной Палаты, Генерального прокурора РФ. При и Президенте РФ действуют научные, научно-исследовательские и научно-технические советы, занимающиеся экспертизой и разработкой государственных программ, законопроектов, подготовкой кадров для госаппарата и др.
Необходимость такого разветвленного аппарата отчасти объясняется тем, что глава государства в РФ наделен так называемыми дискреционными (потенциальными) полномочиями. Дискреция возникает при закреплении довольно широких полномочий при отсутствии конкретного описания ситуаций, обстоятельств и процедур их применения. Это оставляет Президенту простор для применения в сложных ситуациях таких полномочий, а разнообразная система органов обеспечивает их реализацию, способствуя оптимальному и эффективному функционированию политической системы общества[71]. Широта полномочий Президента, в том числе наличие дискреции недостаточно ограничена противовесами, что это объясняется своеобразием российской ситуации.
Законодательный орган России – Федеральное Собрание РФ – двухпалатный парламент состоит из Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ. В Государственной Думе 450 депутатов. Основная функция парламента – законодательная деятельность, но наряду с ней к ведению Совета Федерации относится ряд полномочий: утверждение изменения границ между субъектами РФ, утверждение указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положений, решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил России за пределами ее территории, назначение выборов Президента РФ и отрешение его от должности, назначение на должность судей верховных судов РФ и др. должностных лиц. К ведению Госдумы относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ, решение вопроса о доверии Правительству РФ, назначение на должность и освобождение от должности по представлению Президента РФ Председателя Центробанка РФ, Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов и ряд др. полномочий.
Исполнительная власть в России осуществляется Правительством РФ . Министерства, агентства и государственные службы реализуют требования законодательства в сфере социальной, культурной, экономической политики, правовой охраны жизни и деятельсности граждан, объединений, хозяйствующих субъектов, обеспечивают правопорядок, необходимый для волеизъявления народа (выборов, референдумов).
Судебная власть в России осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебную систему РФ составляют: Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, соответствующие суды субъектов федерации.
Контрольные функции осуществляют такие органы как прокуратура, Счетная палата РФ, Центробанк России, Уполномоченный по правам человека РФ, а также контрольные органы субъектов РФ. Как орган государственного надзора в России действует единая централизованная система органов прокуратуры с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Прокуроры субъектов РФ назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с субъектами РФ, иные прокуроры назначаются им самостоятельно.
Система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
Вопросы и задания для проверки знаний
1. Назовите и поясните основные подходы к пониманию государства.
2. Раскройте политическое содержание понятия государство.
3. Определите место и роль государства в политической системе общества.
4. Как Вы думаете, какая из функций государства наиболее сложно реализуется в современном российском обществе???
5. Составьте схему, поясняющую организационную структуру современного Российского государства.
Литература для самостоятельной работы студента
Классическая
Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.(назвать конкреную работу)
Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Гоббс Т. Сочинения: В 2 т. – М., 1991. – Т. 2.
Монтескье Ш.Л. Избранные произведения. – М., 1956.
Шмитт К. Левиафан в учении о государстве Томаса Гоббса. СПб., 2006.
Учебная
Акмалова А.А., Капицын В.М., Панкова Л.Н. Политология: Вопросы и ответы. – М.: ИД «Юриспруденция», 2004.
Акмалова А.А., Капицын В.М. Теория государства и права. Учебное пособие. – М.: ИД «Юриспруденция», 2006.
Алексеева Т.А. Современные политические теории. – М., 2000.
Общая и прикладная политология /Под ред. В.И. Жукова, Б.И Краснова. М., 2003.
Политология. Учебное пособие /Под ред. В.К. Мокшина. – Архангельск, 2005.
Политическая наука. Новые направления /Под ред. Р. Гудина, Х-Д. Клингеман, Е.Б. Шестопал. М., 1999
Научная
Капицын В.М. Государственная дискреция как проблема конституционного права // Конституционное и муниципальное право. – 2006. – № 3.
Лужков Ю.М. Путь к эффективному государству. М., 2002.
Мокшин В.К., Конов А.М., Серов С.В. Трансформация власти в советской и постсоветской России: Монография. – Архангельск, 2004.
Мокшин В.К., Клочев С.Ю. Феномен симбиоза власти и собственности в системе советского типа. – Архангельск, 1999.
Салмин А.М. Современная демократия: очерки становления. – М., 1997.