Тема 5. Личность и общество
1. Какая категория раскрывается в данном определении: «позиция человека в обществе с определенными правами и обязанностями»?
1) социальная роль; 2) социальный статус; 3) социальный феномен.
2. Предписанными (врожденными) социальными статусами являются:
1) статус мужчины (женщины);
2) статус сына (дочери), внука (внучки);
3) статус гражданина государства;
4) профессиональный статус;
5) статус избирателя;
6) статус мужа (жены).
3. Приобретенными (достигнутыми) социальными статусами являются:
1) статус мужчины (женщины);
2) статус сына (дочери), внука (внучки);
3) статус гражданина государства;
4) профессиональный статус;
5) статус избирателя;
6) статус мужа (жены).
4. Какая категория раскрывается в данном определении: «процесс усвоения социальных ролей и культурных норм»?
1) социальная роль; 2) социальный статус; 3) социализация личности; 4) социальное положение.
5. Социальная роль есть:
1) система психологических установок;
2) система ожиданий по отношению к индивиду, который занимает определенный статус;
3) образец поведения;
4) совокупность действий индивида в определенных ситуациях.
6. Какие из перечисленных признаков характеризуют человека как личность?
1) привлекательная внешность,
2) темперамент сангвиника,
3) прямая походка,
4) родственный статус.
7. Поведение индивида, выходящее за рамки социальных норм называется:
1) конформным,
2) легкомысленным,
3) консервативным,
4) девиантным.
8. Какая теория формирования личности основана на проигрывании ролей других людей:
1) теория подражания,
2) теория «обобщенного другого»,
3) теория «зеркального Я»,
4) теория статусного соответствия,
5) теория социального взаимодействия.
9. Человеческая личность — это:
1) целостность социальных свойств человека,
2) своеобразное сочетание особенностей, отличающих одного человека от другого,
3) отдельный представитель социальной общности,
4) отдельный представитель человеческого рода,
5) сочетание психологических характеристик человека.
10. Каким понятием определяется отдельный представитель рода людей при рассмотрении его взаимодействия с природой, животным миром?
1) индивид, 2) человек, 3) личность.
11. Каким понятием определяется отдельный представитель общества, народа, социальной группы, обладающий неповторимым сочетанием природных и социальных свойств?
1) индивид, 2) человек, 3) личность.
12. Каким понятием определяется целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения его в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения?
1) индивид, 2) человек, 3) личность.
13. Верны ли следующие суждения:
А. Социализация осуществляется в ходе стихийного влияния на человека обстоятельств в жизни.
Б. Социализация осуществляется в результате целенаправленного воздействия общества через систему образования.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.
14. Поведение человека - это:.
1) Форма активности человека, направленная на преобразование окружающего мира и самосовершенствование.
2) Процесс обмена информацией между людьми как равноправными субъектами познавательной и преобразовательной деятельности.
3) Система поступков и действий человека по обеспечению им своего существования во взаимодействии с другими людьми.
4) Процесс активности человека, основным содержанием которой является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом - получение нового знания о себе.
15. Верны ли следующие суждения:
А. Отклоняющееся поведение иногда может иметь позитивный характер и приводить к положительным последствиям.
Б. Отклоняющееся поведение в большинстве случаев расценивается как негативное явление, поскольку чаще всего наносит ущерб общественной стабильности, и безопасности.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А, и Б; 4) оба утверждения неверны.
16. Какие из перечисленных положений более точно отражают такое явление, как социализация (укажите правильное сочетание):
А. Социализация осуществляется только в семье.
Б. Процесс усвоения социальных ролей и норм.
В. Адаптация к существующим общественным отношениям.
Г. Усвоение образцов поведения, ценностей, необходимых для жизни.
1) АБВ; 2) АВГ; 3) БВГ; 4) Все перечисленное.