Тема 5. Общество и личность

1.Сущность понятия «личность».

2.Факторы, влияющие на развитие личности.

3.Социализация личности.

4.Социальный статус личности.

5.Специфика социализации при переходе к демократии.

6.Социальная роль: сущность и виды

1.Проблема изучения личности в социологии является одной из центральных. Со­циологический подход выделяет в личности социально-типическое. Социологические теории личности связаны с процессом формирования личности и развития ее потребно­сти в неразрывной связи с функционированием и развитием социальны общностей, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности.

Личность - это особое качество человека, которое формируется, видоизменяется в процессе всей жизни человека. Человек на свет рождается уже человеком. В понятии «индивид» воплощена его родовая принадлежность. Индивидом можно считать и ново­рожденного, и взрослого, и высокообразованного жителя цивилизованной страны. Го­воря о конкретном человеке, что он индивид, мы по существу утверждаем, что он по­тенциальный человек. Появившись на свет, как индивид, человек постепенно приобре­тает особое социальное качество, становится личностью.

Если представить себе индивида, выросшего вне человеческого общества, то, впер­вые столкнувшись с людьми, он не обнаружит, помимо индивидуальных особенностей, присущих и биологической особи, никаких личностных качеств, происхождение кото­рых имеет всегда общественно-исторический характер.

Личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется авто­номностью, определенной степенью независимости от общества, способной противо­поставлять себя обществу.

На социологию личности заметно влияют философские концепции и психологические теории.

Философия больше оперирует емким понятием «человек», которое включает и его биологическую, и ментальную, и культурную природу. Социологи берут в расчет прежде всего социальные качества, которые формируются у людей в процессе общежития (как непосредственный продукт сосуществования с другими), несколько абстрагируясь от всего остального.

Психология обращает внимание на индивидуальные различия людей: их темперамент, характер, особенности поведения и оценки, изучая, чем и почему они отличаются друг от друга. Для социолога «личность» – это, напротив, то, что делает людей похожими друг на друга (т.е. они отмечают в людях социально типическое).

Таким образом, можно сказать, что, как правило, в цепочке человек – личность – индивид отражено своеобразное разделение труда философа, социолога и психолога, хотя каждый из них (изучая свое) может использовать любой из этих терминов. Иными словами, личность в социологии – это нечто особенное.

В философии «личность» (читай: человек) в соответствии со сложившимися традициями рассматривается как:

1) произведение (Природы, Бога или Общества), продукт условий существования, который может лишь познать себя и не должен пытаться изменить (человек адаптирующийся, приспосабливающийся);

2) творец, беспредельно активный, либо медитирующий, изменяющий свои собственные условия, либо управляющий своим воображением об условиях своей жизни и о себе (человек, создающий себя сам, самопроизводящийся);

3) деятель, преобразующий сам себя посредством инструментальной, предметной активности, связывающей его развитие с внешним объективным миром (человек, производящий новые предметы, совершенствующийся посредством деятельности и передающий в предметах свой опыт).

В психологии «личность» (читай: индивид) – это целостность психических свойств, процессов, отношений, отличающих данного субъекта от другого. Для психолога потенции субъектов различны, поскольку как врожденные, так и приобретенные качества людей индивидуальны. Индивидуальность отражает неповторимость биологических и социальных свойств человека, делая его уникальным áктором (действующей единицей) некой группы или общности.

И философия, и психология оказывают существенное влияние на развитие социологических представлений о личности, однако их особый взгляд на сей предмет и специфическая терминология используются только на уровне специальных теорий.

Итак, социологи, как правило, оперируют понятиями «социальный субъект» и «личность» для описания социальной сути и социальных качеств человека.

В современной социологии личность, как и субъект (который, напомним, может быть индивидуальным – тождественным «личности» и групповым – тождественным «общности»), означает активное социальное начало, некий социально-исторический тип способности к деятельности.

Считается, что личность как социально типическая характеристика людей пережила определенную эволюцию вместе с ходом исторического прогресса. Первобытный человек характеризовался деятельностью адаптивной, приспособительной, в то время как современный имеет значительно более богатый функциональный репертуар и в целом играет активную преобразующую роль в природе и в обществе. Можно сказать, что личность все полнее проявлялась, формировалась и заполняла человека, вырывая его из мира естества (желаний и страстей) и приводя в мир творчества, осмысления и понимания знаков «другого».

В этом смысле личность как социальное качество человека становилась все более концентрированной субстанцией его особой (общественной) природы.

2.Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются оди­наковыми понятиями. Все определения личности, так или иначе, обуславливаются про­тивоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами и способно­стями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. А сточки зрения других - полностью отвергаются врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность полностью формируется в ходе социального опыта.

Факторы, влияющие на формирование личности:

1.Биологическая наследственность.

2.Физическое окружение.

3.Групповой опыт.

4.Индивидуальный опыт.

Биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее изначальное отличие от других членов общества. Вместе с тем групповые отличия уже нельзя объяснить биологической наследственностью. Биологическая наследствен­ность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами. Но необходимо учитывать биологический фактор, так как он создает бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность. Физическое окружение может влиять на культурные особенности социальной группы, но его влияние на фор­мирование отдельной личности незначительно и несравнимо с влиянием на личность группового или индивидуального опыта.

Культура. Культурный опыт является общим для всего человечества и не зависит от того, на какой ступени развития находится то или иное общество. Вместе с тем каждое общество дает всем своим членам некоторый особенный опыт, особенные культурные образцы, которые другие общества предложить не могут.

Каждое общество развивает один или несколько базисных личностных типов, кото­рые соответствуют культуре этого общества.

Групповой опыт. Выполняя различные социальные функции, человек является чле­ном многочисленных социальных групп, он формируется как бы в пересечении этих групп, является точкой, в которой скрещиваются различные групповые влияния.

Индивидуальный опыт. Каждый личностный опыт уникален потому, что никому в точности не удается повторить его. Картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует этот опыт, а интегрирует его. Таким образом, если групповой опыт может быть сходен или даже одинаков у различных личностей, то ин­дивидуальный опыт всегда уникален. Именно поэтому не может быть совершенно оди­наковых личностей.

3. Социализация - начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм. Поскольку на про­тяжении жизни нам приходится осваивать не одно, а целое множество социальных ро­лей, продвигаясь по возрастной и служебной лестнице, процесс социализации продол­жается всю жизнь. До глубокой старости человек меняет свои взгляды на жизнь, при­вычки, вкусы, правила поведения, роли и т.п. Социализация объясняет то, каким обра­зом человек из существа биологического превращается в существо социальное.

Этапы социализации:

Детство. Социализация должна начинаться с детства, когда примерно на 70% фор­мируется человеческая личность. В детстве закладывается социализация. Дети, изоли­рованные от общества, в социальном плане погибают.

Дети - единственна категория населения, не имеющая социальных статусов и соци­альны ролей, если не считать статусов «ребенка», «мужской/женский пол», «сын/дочь» и т. п., которые они еще не осмысляют.

Значение детства в социализации человека, т.е. превращение его из биологического существа в общественное, подтверждают феральные люди - существа, выросшие в изо­ляции от людей и воспитанные в обществе животных.

Феральные люди не могут стать полноценными членами общества потому, что со­циализация у них слишком поздно.

Юность. Завершает активный период социализации. К юношам обычно относят подростков и молодых людей в возрасте от 13 до 19 лет. В этом возрасте происходят важные физиологические изменения, которые влекут за собой определенные психоло­гические сдвиги.

В этот период заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются ее верхние мировоззренческие этажи.

Трудностью социализации в период юности является ролевой конфликт, или ролевое бесправие подростков.

Зрелый возраст. В зрелом возрасте ролевой конфликт (ролевое бесправие) преодо­левается. Зрелый возраст характеризуется расцветом человеческой личности. Наступ­ление зрелого возраста может затянуться вследствие продолжения обучения, а может и ускориться по причине начала трудовой деятельности. Если нижняя граница зрелого возраста точно не определена и зависит от конкретных обстоятельств, то его верхняя граница обозначена выходом на пенсию.

Социологи разработали критерий, по которому определяется соответствие молодого человека статусу взрослого. Он должен: сам себя обеспечивать средствами существо­вания; распоряжаться деньгами независимо от других; быть самостоятельным в выборе образа жизни; проживать независимо от родителей. Наряду с этими критериями социо­логи пользуются и другими, в частности: способность отвечать перед законом; допуск к голосованию на выборах; вступление в брак.

Взрослая жизнь - самый активный период социализации, так как именно в это время наблюдается освоение социальных ролей не в игровой, а в реальной ситуации.

Старость. С выходом на пенсию завершается активный период социализации. По­жилой человек перестал выполнять главную функцию - быть производителем матери­альных ценностей. Из производителя он превратился в потребителя.

Переход из фазы зрелости в фазу старости касается изменений трудового статуса, содержания работы, мотивации и отношения к жизни. Специалисты обнаружили зако­номерность: с возрастом снижается способность людей адаптироваться к социальным изменениям. Чем старше человек, тем больше он неудовлетворен различными сторо­нами жизни.

Процесс социализации проходит при чье-то посторонней помощи. Помощники - это люди и учреждения. Они то есть и агенты социализации. К ним относят: агентов пер­вичной социализации - родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек, близких и дальних родственников, друзей семьи, сверстников, учителей, тренеров, врачей, лиде­ров молодежных группировок; агентов вторичной социализации - представителей ад­министрации школы, университета, предприятия, государства, сотрудников телевиде­ния, радио, печати, суда и т.д.

4. Статус - определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Любой человек за­нимает несколько позиций, так как участвует во множестве групп и организаций, т.е. каждого человека можно охарактеризовать статусным набором (Р. Мертон). Статусный набор - совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом. В этом наборе статусов всегда найдется ключевой или главный.

Главный статус. Этим статусом называется наиболее характерный для данного ин­дивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождеств­ляют его. Главным выступает тот статус, который определяет стиль жизни, круг знако­мых, манеру поведения и т.д.

Личный и социальный статус. Социальный статус употребляется в двух значениях -широком и узком. Широкий - это обобщенная характеристика, охватывающая профессию, экономическое положение, политические возможности, демографические свойства че­ловека. В узком смысле социальный статус - положение человека, которое он автоматиче­ски занимает как представитель большой социальной группы.

Личный статус - положение, которое человек занимает в малой или первичной груп­пе, в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам. Социальный статус играет первенствующую роль среди незнакомых, а личный - среди знакомых людей.

Каждый из нас обладает набором социальных и личных статусов, поскольку мы уча­ствуем во множестве больших и малых групп.

Приписываемый (предписанный) статус. Это статус, в котором человек рожден или который назначается ему по прошествии времени.

Достигаемый (приобретенный) статус. Существенно отличается от приписывае­мого статуса. Достигаемым называется статус, который человек получит благодаря собственным усилиям, желанию, свободному выбору либо приобретается благодаря удаче и везению. Если приписываемый статус неподконтролен индивиду, то достигае­мый находится под контролем.

Смешанный статус. Он обладает чертами и приписываемого, достигаемого стату­сов. Рассмотрим пример. Звание академика поначалу является достигаемым статусом, но позже оно превращается в приписываемый, т.к. считается пожизненным, хотя и не наследуемым.

5. Процесс социализации на разных этапах развития общества протекает неодинаково.

Чем больше в обществе достигаемых статусов, тем оно демократичнее. Поэтому при переходе к демократии большинство приписываемых статусов должны преобразовать­ся в достигаемые. В демократическом обществе часть государственных должностей становится выборной, при этом на выбор не должны влиять другие приписываемые статусы, а только личный статус кандидата. В демократическом обществе не может быть социальных статусов на которые налагаются социально-демографические ограни­чения. На занятие должностей не должны оказывать так же влияние такие статусы как: принадлежность к той или иной национальности, социальной группе, сословию и т.д. В демократическом обществе, как говорилось выше, большинство статусов являются дос­тигаемыми. Поэтому у личности появляется возможность выбора достижения того или иного статуса.

6.Социальная роль — это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Социальные роли — это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей.

Статус детей обычно подчинен взрослым, и от детей ожидается почтительность по отношению к последним. Статус солдат отличен от статуса штатских; роль солдат связана с риском и выполнением присяги, чего нельзя сказать о других группах населения. Статус женщин отличается от статуса мужчин, и потому от них ожидают иного поведения, чем от мужчин. Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с данными статусами. В этом смысле статус и роль — это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль — действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей. Социальная роль состоит:

- из ролевого ожидания (экспектации) и

- исполнения этой роли (игры).

Социальные роли могут быть институционализированными и конвенциональными.

Институционализированные: институт брака, семьи (социальные роли матери, дочери, жены)

Конвенциональные: принимаются по соглашению (человек может отказаться принять их)

Нормы культуры усваиваются в основном через обучение ролям. Например, человек, осваивающий роль военного, приобщается к обычаям, нравственным нормам и законам, характерным для статуса данной роли. Только немногие нормы принимаются всеми членами общества, принятие большинства норм зависит от статуса той или иной личности. То, что приемлемо для одного статуса, оказывается неприемлемым для другого. Таким образом, социализация как процесс обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид действительно становится частью общества.

Рассмотрим некоторые определения социальной роли:

- фиксация отдельного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений;

- функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию;

- общественно необходимый вид деятельности и способ поведения личности, которые несут печать общественной оценки (одобрение, осуждение и т. д.);

- поведение личности в соответствии с ее общественным статусом;

- обобщенный способ выполнения определенной социальной функции, когда от человека ожидаются определенные действия;

- устойчивый стереотип поведения в определенных социальных ситуациях;

- совокупность объективных и субъективных ожиданий (экспектаций), производных от социально-политической, экономической или какой-либо другой структуры общества;

- социальная функция личности, соответствующая принятым представлениям людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений;

-существующая в обществе система ожиданий относительно поведения индивида, занимающего определенное положение, в его взаимодействии с другими индивидами;

- система специфических ожиданий по отношению к себе индивида, занимающего определенное положение, т. е. как он представляет модель своего собственного поведения во взаимодействии с другими индивидами;

- открытое, наблюдаемое поведение индивида, занимающего определенное положение;

- представление о предписанном шаблоне поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации;

- предписанные действия, характерные для тех, кто занимает определенную социальную позицию;

- набор норм, определяющих, как должен вести себя человек данного социального положения.

Таким образом, социальная роль трактуется как ожидание, вид деятельности, поведение, представление, стереотип, социальная функция и даже набор норм. Также социальную роль рассматривается как функция социального статуса личности, реализуемая на уровне общественного сознания в экспектациях, нормах и санкциях в социальном опыте конкретного человека.

Виды социальных ролей

Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук... Мужчина и женщина — это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.

Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).

В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.

Основные характеристики социальной роли

Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкотом Парсонсом. Он предложил следующие четыре характеристики любой роли.

По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая — размыта.

По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).

По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.

По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.

Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. С одной стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств и эмоций; с другой — отношения регулируются нормативными актами и в определенном смысле являются формальными. Участники данного социального взаимодействия интересуются самыми разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены. В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например, отношения продавца и покупателя), взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу (в данном случае — покупки). Здесь масштаб роли сводится к узкому кругу специфических вопросов и является небольшим.

Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т. д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.

Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, — только неформальных; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения. Очевидно, что отношения представителя ГИБДД с нарушителем правил дорожного движения должны определяться формальными правилами, а отношения между близкими людьми — чувствами. Формальные отношения часто сопровождаются неформальными, в которых проявляется эмоциональность, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию. Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительно устойчивыми.

Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются, прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т. д.

Влияние социальной роли на развитие личности

Влияние социальной роли на развитие личности достаточно велико. Развитию личности способствует ее взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также ее участие в максимально возможном ролевом репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.

Наши рекомендации