Тема 20. Личность и общество

156.Что такое личность? Не просто носитель конкретных общественных отношений, но человек, который оказывает активное воздействие на них.

157.Любая личность уникальна.

158.Личность не растворяется в обществе.

159.Главным результирующим свойством личности выступает: мировоззрение.

160.Взаимосвязанный процесс становления человека и общества: антропосоциогенез.

161.особым аспектом нормальной жизни человека в обществе является наличие социальных норм. Выделите неверное утверждение. Видами социальных норм являются: нормы истины.

162.Какой составляющий элемент не обязателен для характеристики личности: космобиологический.

163.Главным результирующим свойством личности выступает: мировоззрение.

164.Личность как семьянин. Выделите ложное положение, семья реализует следующую функцию: мировоззренческую.

165.Личность как гражданин. Определите верное положение. Понятие «гражданин» в нашем сознании противостоит понятию «обыватель».

166.Что побуждает человека к конкретному самоличному действию: потребность, т.е. нужда человека в определенных внешних условиях своего бытия.

167.Что не входит в структуру «личность как потребитель»: понимание культурных потребностей других народов.

168.В истории все более: возрастает роль человеческого фактора.

169.Какой признак является главным для характеристики класса: место класса в исторически определенной системе производства.

170.Определите ложное утверждение, социальная роль личности как труженика в решающей степени зависит: от биологически врожденных программ.

171.В каждом коллективе возможны: разногласия и противоречия.

172.Связь личности и общества опосредована: первичным коллективом.

173.Общество не может дать человеку больше того, что человек дает ему.

174.Каких потребностей не существует? Потребности сложные и элементарные.

175.Связи и зависимости между участниками трудовой деятельности: профессиональные отношения.

176.Процесс усвоения индивидом предметной системы знаний, норм и ценностей, позволяющие ему функционировать в качестве полноправного члена общества: социализация.

177.Взаимоотношение человека и общества: существенным образом изменяется в ходе истории.

Тема 21. Культура

178.Фамилия мыслителя, разработавшего идею многообразия типов культур – Данилевский.

179. Культура: это совокупность всех видов преобразовательной деятельности…и т.д.

180. Исходной формой и первоисточником культуры является: человеческий труд.

181.Культура существует как: система

182.Функция культуры, регулирующая поведение отдельных индивидов и целых социальных групп: нормативная функция.

183.Функция культуры, заключающаяся в том, что многие достижения культуры выступают в качестве новых способов дальнейшего познания окружающего мира и использование этого знания на практике – познавательная.

184.Функция культуры, позволяющая людям вступать в общение друг с другом, называется: коммуникативная.

185.Можно ли свести все культурные явления к рациональному уровню человеческого познания? Нельзя.

186.Понятие, указывающее на культурное, общественное или личностное значение явлений и фактов действительности - ценность.

187.Одна из первых формул, выражающих специфику культуры, звучала так: «культура контра натуре».

188.Духовная культура это: совокупность всех знаний, все формы мышления и вся сфера мировоззрения.

189.Материальная культура – вся совокупность материальных благ, средства их производства.

190.Закодированные в данной культуре безусловные ценностные феномены называются: символами.

191.Понятия «культура» и «цивилизация» стали различать в философии: 20 в.

192.Выдающиеся личности: влияют на культуру.

193. Современная наука: не обладает исчерпывающей типологией культур, не обладает их полной классификацией.

194.Выделите верное положение. Западному типу цивилизационного развития соответствует: техногенное общество.

195.Сегодня в мире: происходит процесс взаимодействия культур.

196.Стержнем культурных ценностей, объединяющим их воедино, является: Гуманистическое понятие нравственности.

197.Специфика культурных процессов 20 в. отразился в понятии: массовая культура.

198.Автор теории «локальных культур»: Шпенглер

199. Цивилизация- это: совокупность всех форм и видов выражения культурной (преобразовательной) деятельности…

200.Цивилизационный подход к анализу общества был предложен: Шпенглером.

201.Ложное утверждение. При анализе культуры можно выделить: социологический подход.

202. Культура: это общее достояние всех стран.

203.Несмотря на разноликость миров, культура все же: едина.

Дополнение

204.Процесс усвоения индивидом предметной системы знаний, норм и ценностей, позволяющие ему функционировать в качестве полноправного члена общества: социализация.

205.Создатель теории, по которой рост народонаселения – главное зло, приводящее к бедствиям и нищете: Мальтус.

206.Философское течение, приписывающее процессам и явлениям природы целесообразность:телеология.

207.Высшая человеческая способность, по А. Августину: вера в Бога.

208.Функция философии, объясняющая общественное бытие и способствующая его материальному и духовному изменению: социальная.

209.Философия Ломоносова, составившая основу физической химии: корпускулярная

210. Форма правления, предполагающая сосредоточение всей власти в руках одного человека, представляющего правящую династию: монархия.

211.Кузанский считал, что человеческое познание: беспредельно.

212.Фамилия последователя З. Фрейда, развивавшего учение о «коллективном

бессознательном», определяющем социальное поведение людей: Юнг.

213.Рассуждение, построенное на подмене понятий, ложных доводах и посылках: софизм.

214.Метод познания, означающий мысленное разложение объекта на составные элементы: анализ.

215.Философия мыслителя, который первым ввел в науку термин «социология»: Конт.

216.Часть природы, вовлеченная в сферу общества, производственный процесс: географическая.

217.Процесс создания материальных благ: производство.

218.Основополагающий стимул развития производства: потребность.

219.Общественное устройство, характеризуемое Кропоткиным как «полная свобода, отсутствие власти»: анархия.

220.Почитание различных объектов действительности, которым приписывают сверхъестественные свойства: фетишизм.

221.Взаимосвязанный процесс становления человека и общества: антропосоциогенез.

222.Предельно общее, универсальное понятие, в котором представлены всеобщие связи и отношения реальности: категория.

223.Фамилия немецкого биолога, впервые употребившего термин «экология»: Геккель.

224.Прогрессивное преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни: реформа.

225.Понятие, обозначающее соответствие знания действительности, объективное содержание эмпирического опыта и теоретического познания: истина.

226.Мыслитель философии жизни, рассматривавший волю как главный принцип жизни и познания: Шопенгауэр.

227. Цель человеческих стремлений, состояние «освобождения» от бесконечных перевоплощений в индийской философии: мокша.

228.Пифагор утверждал, что: мир есть гармония чисел.

229.Естественный порядок Вселенной, по определению Галилея, выражает: математика.

230. Древнерусский мыслитель, изложивший в своем труде этически кодекс поведения:

Мономах.

231.Основная идея философии В. Соловьева: всеединство.

232.Основная проблема, рассматриваемая Федоровым: бессмертие.

74. Подходы к проблеме материи в философии:

· Материалистический подход: материя есть основа бытия.

· Объективно-идеалистический подход: материя есть порождение абсолютного духа.

· Субективно-идеалистический подход: материя есть продукт человеческого сознания.

· Позитивистский подход: понятие «материя» ложно.

233.Представители:

· Идеалистического монизма: Платон, Аристотель, Августин, Гегель.

· Материалистического монизма: Фейербах, Маркс, Энгельс, Ленин.

· Пантеистического монизма: Кузанский, Коперник, Бруно, Спиноза.

Проблема бытия в философии:

· В эпоху средних веков:бытие рассматривалось как сотворенный Богом мир.

· В эпоху Возрождения:бытие рассматривалось как физическая реальность, природа.

· В философии Гегеля: подлинное бытие есть «абсолютная идея».

· Марксиситкой философии: бытие – это материя.

· Русской религиозной философии: бытие –духовно.

Учение о бытии:

· Парменид:бытие – это сущее.

· Гераклит:бытие пронизано борьбой противположностей.

· Демокрит: бытие есть атом.

234. Платон:бытие есть идея

235.По Тойнби, устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходством образа жизни, географическими, историческими рамками, называется: цивилизация.

236.Философское направление, представители которого признавали Бога, как мировой разум, сотворивший природу и придавший ей движение, но не влияющий на ее бытие – это: деизм.

237.В античной философии преобладала стихийная: диалектика.

75. Определите соответствие между разными эпохами и взглядами на проблему материи:

· В эпоху средних веков – материя производна от Духа.

· В эпоху Возрождения –материя – совокупность физических сил.

· В эпоху Нового времени –материя – это субстанция.

· Современное представление –материя-объективная реальность.

238. Определите соответствие между тем, кто из философов выдвигал вместо «разума» на

первый план феномены и феноменалии:

· Кьеркегор – «Жизнь», «Смерть», «Страх», «Вина».

· Фрейд – «Бессознательное».

· Шопенгауэр – «Воля к жизни».

· Ницше – «Воля к власти».

· Бергсон – «Жизненный порыв».

239. Определение «опосредованное и обобщенное отражение в сознании человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей между объектами и явлениями относится к понятию»: мышление.

240.Определите соответствие между основными формами движения материи и их сущностью:

· Социальная –вся совокупность явлений и процессов, протекающих в рамках общественной жизни.

· Механическая – перемещение тел в пространстве.

· Биологическая –существование и развитие живых организмов.

· Химическая –сложные взаимодействия молекул.

· Физическая –движение теплоты, света, магнетизм, гравитация, движение атомов.

241. Определите соотношение между позициями в философии к анализу субстанций…:

· Материалистический монизм –существует одна субстанция – материя.

· Идеалистический монизм –существует одна субстанция – идеальное начало.

· Пантеистический монизм –существует одна субстанция – Бог, отождествляемый с природой

242.Философия в советский период:

· 1917-1930 – Время продолжающихся дискуссий при сильном давлении официального марксизма.

· 1930-1950 – период полной идеологизации философии.

· 1950-1980 – период возрождения самостоятельной философии.

243.Позиции в философии к проблеме сознания:

· Физикализм: сознание есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики.

· Солипсизм: сознание индивида – единственная достоверная реальность.

· Объективный идеализм: сознание рассматривается как часть «мирового сознания»

· Умственный материализм: способность материи отражает саму себя.

Уточнить вопросы:

1. По определению французских просветителей, «истинная религия разумна и ….????

2. Метод, используемый Фихте в разработке своих основоположений…????

3. Индивидуальные особенности личности, являющиеся объективными условиями успешного

осуществления определенного рода деятельности…задатки ????

4. Искусство сер. 20 в., являющееся средством осуществления политических целей - ????

  1. Социальный институт, регулирующий и контролирующий поведение индивидов –????

6.Единая серия изменений в социальной системе…????

7.Предмет материальной действительности, обладающий относительной независимостью и устойчивостью существования … .????

8.Мельчайшая частица социальной системы… индивид????

9.Жизнь человека и общества невозможна без…???? Деятельности

10.Отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбужден е нервных центров головного мозга … Чувствительность.????

11.Свойство животных и человека воспринимать раздражения из внешней среды и от собственных тканей и органов: чувствительность.

12.Совокупность свойств и признаков организма, сформировавшихся в процессе индивидуального развития… ????

13.Направление, утверждающее абсолютную обусловленность развития человека генами… .????

14.Процесс развития, связанный с усложнением системной организации …самоорганизация????

15.Философская категория, означающая уничтожение формы объекта, изменение его содержания и сохранение жизнеспособных элементов при переходе на более высокую ступень развития… ????

16.Предмет материальной действительности, обладающий относительной независимостью и устойчивостью существования…????

17.Окружающий человека мир в бесконечном многообразии его проявлений: ????

18.Основная ценность человека, по Новикову:.????

19.Фейербах известен, прежде всего, учением о

20.Метод, используемый Фихте в разработке своих основоположений…????

21.Основополагающая тенденция человеческой истории по Кондорсе… разум, нравственность????

22.Наука, оказавшая исключительное влияние на философию Просвещения… ????

  1. Философия, сформировавшаяся под влиянием немецкой классической и марксистской философии ….философия.???
  2. Принцип подхода к действительности как развивающейся во времени…????
  3. Основной мотив деятельности предпринимателей в развитии общества: материальный????
  4. Атрибут материи: движение.
  5. В современной социальной философии важным элементом принято считать:
  6. Представитель оптимистического направления в экзистенциализме: Уилсон? Камю?

Наши рекомендации