Тема 3. Личность и общество

1. Социализация личности

2. Статусно-ролевая теория личности

3. Поведение личности и социальный контроль

Социализация личности

Понятие «личность» происходит от древнеславянского слова «личина» - маска. Человек рождается как организм, а формируется как личность. Личность — это мера социального в человеке, мера его включенности в общественную практику. Социализация — это процесс превращения человека из индивида в личность.

Широко известны случаи, когда человеческих детенышей воспитывали звери. В 1946 году в Африке поймали в стаде павианов десятилетнего мальчика. Он прожил в стаде около десяти лет, питаясь кореньями, яйцами различных птиц, даже страусов. Однажды страус так лягнул его ногой, что у мальчика на всю жизнь остался на голове шрам. В 1973 году в глухом районе Сирии во время охоты был обнаружен среди газелей мальчик. Он мог бегать вместе со стадом газелей со скоростью до пятидесяти миль в час. У него было превосходное зрение и очень тонкий слух. Наибольшее число детей-волков дала миру Индия, возможно потому, что её жители из-за нищеты вынуждены были оставлять маленьких детишек в джунглях. В Индии были обнаружены также дети-пантеры и дети-леопарды. В начале 1996 года в одном из отдаленных районов Китая было поймано странное маленькое существо - покрытый шерстью ребенок, которого прозвали «мальчик-панда». В Турции охотник подстрелил медведицу, и на него накинулся маленький, но крепкий «древесный дух». Когда охотнику удалось с ним справиться, "дух" оказался девочкой, имевшей, однако, все повадки медведя и издававшей медвежье рычание.

Таких людей называют «феральными людьми». Они — продукт социальной изоляции. Социальная среда, играющая решающую роль в превращении биологического существа в общественное, выпала из процесса социализации на самом раннем этапе. Когда «детей джунглей» обнаруживали, выяснялось, что они не умеют мыслить, говорить и участвовать в социальном взаимодействии. Возвратившись в общество, они смогли усвоить лишь самые элементарные навыки, овладеть устной речью, состоящей из 30 слов. В человеческом обществе они прожили не более 10 лет. Феральные люди не смогли стать полноценными членами общества потому, что социализация началась у них слишком поздно.

Человеческий детеныш рождается на менее зрелой стадии, чем животное, а жить ему приходится в более сложном мире — в социально сконструированной реальности. Природа не позаботилась о подходящем для него «жилище». Поэтому всю свою жизнь человек ищет себе социальное пристанище. Это не физическая крыша над головой, а социальное место в мире. Человек становится человеком не потому, что произошел от человеческого существа, но лишь потому, что обучался и взаимодействовал с себе подобными.

Большой вред обществу и личности наносит «госпитальная социализация». «Госпитальная социализация» - это процесс становления личности вне семьи, в условиях таких государственных и благотворительных учреждений, как дома малютки, детские дома, дома-интернаты. Специфика воспитания и ухода за детьми накладывает отпечаток на дальнейший характер человека. Потенциал здоровья детей-сирот в большинстве крайне низок. Дети, оторванные от матери в возрасте до 2-х - 3-х лет, впоследствии имеют психологические и интеллектуальные нарушения, не подлежащие реабилитации. Опекунство и усыновление являются наиболее оптимальными формами устройства ребенка, т.к. они дают возможность наиболее полно компенсировать отсутствие семьи на основе персонифицированного подхода к каждому ребенку.

Социализация — одновременно и процесс, и механизм, и результат усвоения человеком культуры. Социализация — формирование личности. У новорожденного нет личности. Ребенок в раннем возрасте называет себя собственным именем и с трудом переходит к личному местоимению. Он не знает границ между собой и не собой, между «Я» и «не-Я». Главными временными точками формирования личности являются: осознание своего «Я» и осмысление своего «Я».

Социологи создали ряд теорий социализации личности.

Наши рекомендации