Тема 6. Личность и общество

Тема 1. Социология как наука об обществе.

1.Дайте определение предмету социологии

______________________________________________________________________

3.Напишите основные пять методов социологии (с расшифровкой)

______________________________________________________________________

6.Подберите для каждой науки определение, стоящее в правой колонке. Помните: определение науки отвечает на вопрос о том, что изучает данная дисциплина.

наука определение
1.психология Народонаселение, процессы рождаемости и смертности, продолжительность жизни  
2.социология Производство, обмен, распределение и потребление товаров и услуг  
3.экономика Поведение человека, процессы восприятия, мышления, осознания, запоминания  
4.демография Прошлое человечества, события и факты  
5.история Взаимодействие социальных групп, социальная структура общества  

Тема 2. История социологии

1. Социология стала рассматриваться как самостоятельная наука

А.во времена Древней Греции

Б.в 19 веке во Франции

В.в средние века

Г.В 20 веке

2.Установите соответствие между авторами и их работами

К. Маркс «Самоубийство»
Э.Дюркгейм «Протестантская этика и дух капитализма
М.Вебер «Капитал»

3. Напишите определения и авторов:

- «позитивизм» - ___________________________________________________

_________________________________________________________________

- «понимающая социология» - ________________________________________

__________________________________________________________________

- «социальный органицизм» - _______________________________________

__________________________________________________________________

- «географическая школа» - __________________________________________

__________________________________________________________________

«символический интеракционизм» ____________________________________

__________________________________________________________________

Социологические исследования

1.Понятие «закрытый вопрос» означает: ______________________________

_____________________________

2. Понятие «открытый вопрос» в социологическом опросе означает: _______

_____________________________

3. Контент-анализ — это____________________________________________

______________________________

Социальная стратификация общества.

1.Как измерить основные компоненты стратификации:

Богатство __________________________________________

Власть __________________________________________

Образование _____________________________________

престиж профессии __________________________________________________

2.Ответьте «да» или «нет» на поставленные вопросы

1.Мобильность-это социальные перемещения людей в обществе?  
2.Перемена профессии – пример вертикальной мобильности?  
3.Повышение квалификации - пример горизонтальной мобильности?  
4.Принятие другого гражданства – пример горизонтальной мобильности?  
5.Образование является лифтом социальной мобильности?  
6.В целом молодые более мобильны, чем пожилые?  
7.Мобильность - это движение только наверх?  
8.Пол влияет на вертикальную мобильность?  
9.Во времена социальных кризисов мобильность усиливается?  

3.В июне 2011г. пенсионер из Калифорнии выиграл в лотерею $141млн. Сделает ли это его представителем высшего класса? Свой ответ объясните.

______________________________________________________________________

Социальные институты

1.Какие основные социальные институты существуют в обществе?

______________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2.Опишите этапы институализации

____________________________________________________________________________

3.Что такое нуклеарная семья?

____________________________________________________________________

4.Какой тип семьи сегодня преобладает в обществе и почему? (аргументы из науч.литературы!!!!)

__________________________________________________________

6. Заполните таблицу Признаки социальных институтов

ИНСТИТУТЫ СИМВОЛЫ ОСНОВНЫЕ РОЛИ учреждения КОДЕКСЫ
ИНСТИТУТ СЕМЬИ        
ИНСТИТУТ вашей специальности (по которой обучаетесь)        
ИНСТИТУТ АРМИИ        
ИНТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ        
ИНСТИТУТ РЕЛИГИИ        

Тема 6. Личность и общество

Задание 2. Ответьте «да» или «нет» на поставленные вопросы

1.Социализация присуща не только человеку, но и животному?  
2.Обучение может быть у животных?  
3.Социализация заканчивается в зрелом возрасте?  
4.Социализация включает освоение социальных ролей?  
5.Младенец-это личность?  
6.Дальние родственники агенты социализации?  
7.Агенты первичной социализации - учреждения и предприятия?  
8.Взросление - практическое овладение правами и обязанностями, предписанными данному статусу?  

4.Напишите определение, социализация это

__________________________________________________________

5.Поведение человека или группы людей в обществе, которое не соответствует установленным социальным нормам или нарушает их, называется в науке:

1. вызывающим

2. деструктивным

3. отклоняющимся(девиантным)

4. нестандартным

9.Какие формальные положительные санкции вам известны?

______________________________________________________________________

10.Какие формальные положительные девиации вам известны?

__________________________________________________________

Задание 11.

В таблице помещены ключевые понятия и их определения. Надо установить какому понятию слева соответствует приведенное определение, указав нужный номер.

понятие содержание
Статус   Статус, в котором человек рожден или который назначается ему по прошествии времени
Социальный статус   Социальное положение человека в обществе
Личный статус   Несовпадение рангов статуса либо противоречие прав и обязанностей
Общественное разделение труда   Функциональная связь статусов и ролей на основе специализации труда
Статусный набор   Совокупность всех статусов данного индивида
Приписываемый (Прирожденный) Статус   Положение человека, которое он автоматически занимает как представитель большой социальной группы.
Достигаемый статус   Модель поведения индивида
Ранг   Наиболее характерный для индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его
Несовпадение статусов   Положение, которое человек занимает в малой группе в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам
Главный статус   Статус, который человек получает благодаря собственным усилиям, желанию свободному выбору либо благодаря удаче и везению
Роль   Место статуса в иерархии

Наши рекомендации