Технология проведения избирательной кампании
Политическая технология – совокупность способов воздействия на массы с целью повлиять на их электоральное поведение и побудить отдать свои голоса за определенного кандидата.
1 этап технологии избирательной кампании – информационно-аналитическое обеспечение избирательной кампании. В зависимости от типа выборов, этот этап может начинается за полгода, за несколько месяцев. Тут этапы:
-анализ статистических данных, документов
-исследование предвыборной ситуации (в задачу политтехнолога входит: выяснение готовности людей участвования в выборах, необходимо выяснить уровень осведомленности граждан о кандидатах их программах; необходимо выяснить основные проблемы, которые волнуют большинство населения; необходимо выяснить политические ориентации избирателей; рейтинги кандидатов).
2 этап - формирование стратегии избирательной кампании (любая стратегия ситуативна и субъектна) избирательная стратегия – совокупность информационных тем, раскрытию содержания которых будет посвящена вся избирательная кампания
-формирование команды или избирательного штаба (занимаются реализацией стратегии)
-реализация выработанной стратегии. Здесь в силу вступают разные технологии: от грязных до pr-кампаний, рекламы.
3 этап - Выборы
4 этап - Осмысление полученных результатов
Работа социологов на выборах, в основном, носит прикладной характер и основывается на прикладных социологических методах. Наиболее важные из них:
1)сбор, количественный анализ и перепроверка информации (опрос общественного мнения, фокус-группа, анализ статистических данных и документов, наблюдение);
2)анализ и прогноз электорального поведения (анализ результатов предыдущих голосований и статистики; кластерный анализ, факторный анализ, социально-психологический портрет, ситуационный анализ, анализ социальных общностей и групп);
3)изучение, планирование и контроль наиболее эффективных способов воздействия на поведение избирателей, информационных каналов;
4)рациональная организация работы штаба, команды и общественной поддержки. Постоянная работа социологов организуется в виде социологического мониторинга.
Общая схема прикладных социологических исследований на выборах:
1-й этап: а)анализ документов; б)наблюдение; в)интервью; г)анализ статистики и предыдущих голосований; д)выработка рабочих гипотез об электоральном поведении; е)пилотажный опрос.
2-й этап: углубленный анкетный опрос, создающий базу для основных выводов, влияющих на стратегическое планирование избирательной кампании, и базу для последующих мониторинговых опросов.
3-й этап: а)мониторинг; б)регулярные контрольные анкетные опросы - замеры, фокус-группы; в)коррекция тактики.
4-й этап: контрольные опросы в день голосования.
5-й этап: анализ итогов выборов.
Работа социологов в избирательном процессе строится 1)на независимой основе. Социологи проводят опросы по заказу избирательных комиссий, СМИ, государственных органов, нейтральных организаций. 2)по заказу кандидатов, избирательного объединения или поддерживающей их политической силы. В этом случае целесообразно привлекать социологов для работы на постоянной основе в составе предвыборной команды. Главным отличием роли социологии - использование специфических тонких методов опроса. В предвыборной практике эти области знания в значительной степени пересекаются. Результаты служат материалом для теории политической социологии.
Мониторинг – главное. 3 позиции:
-возрастание известности
-доверие
-готовность проголосовать
Возможность корректировать во время предвыборной кампании.
Телефонный центр: постоянный обзвон, возможность контролировать поле, работу, информация о состоянии своих дел и дел оппонентов.