Введение. Учебное пособие предназначено для студентов, магистров, аспирантов, изучающих мировую политику XX - начала XXI вв

ISBN 978-5-903513-62-8

Учебное пособие предназначено для студентов, магистров, аспирантов, изучающих мировую политику XX - начала XXI вв. В его первой части анализируются основные события междуна­родных отношений до Второй мировой войны. Во второй части показано вовлечение в мировую политику бывших колоний, ос­вободившихся от зависимости от великих держав народов, и превращение их в самостоятельных акторов международных отношений во второй половине XX - начале XXI вв.

ЬЬК 66я73

ISBN 978-5-903513-62-8

С Кафедра международных отношений и международного права БГ’У, 2012

Содержание

Введение 4

Часть I

Мир в первые десятилетия XX века 7

Война, изменившая мир 15

Мировая политика между Версальским миром

и мировым экономическим кризисом ........ 25

Мир в годы “Великой депрессии” и после нее 34

Подготовка и начало Второй мировой войны .43

Мировая политика после битвы под Москвой 52

Часть II

Мир после Второй мировой войны 62

Включение стран Дальнего Востока

и Юго-Восточной Азии в мировую войну. 72

Ближний и Средний Восток в мировой политике 83

Включение Африки в мировую политику после

Второй мировой войны................................ 98

Постсоветская Центральная Азия

в конце XX - начале XXI веков ................ 108

"‘Революции” на Арабском Востоке

конца 2010-2012 годов ............................... 121

Глобальные договоры по обеспечению всеобщего мира 135

Список рекомендуемой литературы 147

Введение

Цель настоящего пособия - сделать международные отно­шения в XX - начале XXI вв. понятными рядовому читателю, студенту и гто ходу их изучения сформировать определённые компетенции. Основной тезис первой части пособия “мир до Второй мировой войны” прост, и его легко проследить: научно- технический прогресс дал народам Западной Европы, США и Японии богатство и приоритеты в области технологий, про- мышленности и вооружений. Они использовали все это, чтобы распространить своё влияние и поставить под свой контроль другие части света и народы их населяющие. Соперничество между индустриальными государствами привело к войне 1914 - 1918 гг., в которой прямо или косвенно участвовал весь мир.

Победившая германский блок Антанта использовала свою победу для реализации двух геополитических целей: с одной стороны, не позволить возродиться Германии, а с другой, закре­пить своё влияние в переделённом после войны мире, в том чис­ле и за пределами Европы. США укрепляли свои позиции в Ла­тинской Америке и желали вернуть с прибылью капиталы, вло­женные в экономику' Германии, поэтому не позволяли Франции “зарезать германскую корову”. Япония нацелилась на дальнево­сточные владения России, Корею и Китай, что противоречило геополитическим интересам США. Англия и Франция вели друг с другом отчаянный торг вокруг арабских провинций развалив­шейся Османской империи и соперничали в других регионах Востока. Наряду с этим “головной болью” индустриального Запада стал приход к власти большевиков в России, выступавших с кон­цепцией мировой социалистической революции. Создание “желез­ного занавеса” против распространения этой революции стало ак­туальной задачей Запада. Не менее беспокоящим колониальные державы фактором стало нарастание национально-освободитель­ных движений в колониальных и зависимых странах.

Между тем к концу 20-х гг, индустриально развитые страны мира столкнулись с непреодолимыми трудностями в своём эко­номическом развитии. С одной стороны, они не могли сбыть

производимую продукцию, а с другой, платить прежние иены за

■ ырье. Разразился финансовый кризис, распространившийся на иееь мир, за исключением Советского Союза. Модель свободной рыночной экономики, в рамках которой развивалось мировое \<>1ЯЙство капиталистического мира, исчерпала свой ресурс. В \одс кризиса 1929 - 1933 гг. ей на смену пришла модель госу­дарственно-монополистического регулирования, предполагаю­щая усиление роли государства в регулировании производст­венной, финансовой, торговой и социальной сфер.

Противоречия Англии и Франции по германскому и коло­ниальному вопросам, их зациклснность на борьбе против ком­мунизма позволили Германии при поддержке США вынести все 1 я готы, связанные с Версальским миром. Вол ее того, на почве униженного немецкого национального чувства вызрели идеи реванша и нацизма, воплотившиеся в идеологию германского фашизма. Приход в Германии в 1933 г. А. Гитлера позволил немцам приступить к демонтажу Версальско-Вашингтонской системы международных отношений, и мир опять покатился к мировой войне - самой кровопролитной в истории человечества.

Вторая мировая война изменила мир кардинальным обра­зом. США и СССР вышли из нес сверхдержавами, каждая из которых стала лидером своего мира: капиталистического и со­циалистического соответственно. Обе державы по разным моти­вам способствовали разрушению колониальной системы, в ре­зультате чего акторами международных отношений стали де­сятки постколониальных государств. Политика действительно становилась мировой. Противоборство двух миров сопровожда­лась холодной войной - явлением крайне противоречивым. В )той войне победа досталась Западному миру, так как на рубеже 80-90-х гг. XX в. мир социализма стал разваливаться, и финаль­ным аккордом этого процесса стал распад СССР в 1991 г. Эти тезисы раскрыты во второй части пособия.

Исчезновение СССР изменило геополитическую картину мира. США представился шанс стать единовластным лидером мира, чем они и воспользовались. Конец XX - начало XXI вв. для международных отношений характеризовался попытками США построить однополярный мир, ранжированный и управ-

ляемый из одного центра - Вашингтона. Однако уже к концу первого десятилетия текущего века стало ясно, что заставить все народы мира и, прежде всего многочисленные, жить по сцена­рию, написанному в одном центре, невозможно. Мировая поли­тика опять стала возвращаться от соло к симфонии.

Автор предлагаемого читателю пособия осознаёт опреде­лённую фрагментарность изложенной картины международных отношений, незавершённость исследования участия в них от­дельных стран и регионов Это обусловлено стремлением не вы­ходить за рамки Государственного образовательного стандарта и образовательной программы направления подготовки “Меж­дународные отношения”, задающих вполне определённые пара­метры, которых придерживался автор.

Важно отмстить также понимание автором неоднозначности понятий мировая политика и * международные отношения . Автор информирован о дискуссии по поводу “самоопределения” мировой политики как дисциплины в большей мерс теоретико- философской, мирополигической, наличии ряда работ, в том числе учебного пособия по прикладному анализу современной мировой политики под редакцией А.Д. Богатурова. Он исполь­зует понятие “мировая политика” лишь в смысле единства по­слевоенного мира, его взаимозависимости, понимания того, что все страны мира объективно являются акторами международ­ных отношений.

Наши рекомендации