В) методические разработки. 9. Введение в неорганическую химию: учебное пособие для студентов фармацевтических

9. Введение в неорганическую химию: учебное пособие для студентов фармацевтических вузов и факультетов/ В.А. Компанцев [и др.]. – Пятигорск: Пятигорская ГФА, 2009. – С. 82-90.

Тема. Растворы. Равновесные процессы в растворах электролитов.

Теории кислот и оснований.

Вопросы для самостоятельной внеаудиторной подготовки

к занятию:

1. Что называется электролитической диссоциацией? Электролиты и неэлектролиты. Приведите примеры. К каким классам неорганических соединений относятся электролиты? Назовите основные положения теории электролитической диссоциации С. Аррениуса.

2. Как влияет природа химической связи на диссоциацию веществ в растворах? Поясните механизм процесса электролитической диссоциации, приведите примеры и схемы диссоциации в воде электролитов с ионным типом связи и ковалентной полярной связью. Что такое сольваты (гидраты)?

3. Что такое степень диссоциации? Какие электролиты называются сильными и слабыми? Приведите примеры.

4. Зависимость степени диссоциации от:

- от природы электролита и растворителя; роль диэлектрической проницаемости растворителя в процессе диссоциации;

- концентрации электролита и изменения концентрации одно- именных ионов;

- температуры; термодинамический анализ процесса диссоциации.

5. Константа электролитической диссоциации. От каких факторов она зависит? Закон разбавления Оствальда для слабых бинарных электролитов.

6. Дайте определения кислоте, основанию и соли (средней, кислой, основной, двойной) согласно теории электролитической диссоциации.

7. Какие достоинства и недостатки имеет теория кислот и оснований С. Аррениуса?

8. Дайте определения кислоте и основанию с позиций протолитической теории. Что называется кислотно–основной сопряжённой парой?

9. Какие достоинства и недостатки имеет протолитическая теория кислот и оснований?

10. Дайте определения кислоте и основанию с позиций электронной теории Льюиса.

11. Какие достоинства и недостатки имеет электронная теория Льюиса?

12. Концепция ЖМКО (Пирсона). Какие частицы (кислоты и основания) называют «мягкими», а какие - «жесткими»? Какое правило объясняет взаимодействие этих частиц?

13. Какие достоинства и недостатки имеет концепция ЖМКО?

Изучив эти вопросы, выполните письменно следующие

задания:

Вариант № 1

1. Какие электролиты диссоциируют необратимо, а какие - обратимо? Покажите это на примерах следующих электролитов: HClO4, Ca(OH)2, Al2(SO4)3, H3PO4, NaHSO3, MgOHCl, KАl(SO4)2. Назовите все образующиеся ионы по номенклатуре ИЮПАК.

2. Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионно-молекулярные уравнения для следующих реакций:

1) FеСl3 + NаОН ®

2) Nа2СО3 + НСl ®

3) АgNО3 + Nа3PO4 ®

3. Укажите кислотно–основные сопряжённые пары в уравнениях

протолитических реакций:

1) NH3 + H3O+ Û NH4+ + H2O

2) NH3 + HCl Û NH4+ + Cl-

Вариант № 2

1. Какие электролиты диссоциируют необратимо, а какие - обратимо? Покажите это на примерах следующих электролитов: HCl, Fe(OH)2, ZnSO4, H23, (FeOH)2SO4, Ca(HSO4)2, (NH4)2Fe(SO4)2. Назовите все образующиеся ионы по номенклатуре ИЮПАК.

2. Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионно-молекулярные уравнения для следующих реакций:

1) AlCl3 + NаОН ®

2) NаCl + AgNO3 ®

3) HBr + Na2СО3 ®

3. Укажите кислотно–основные сопряжённые пары в уравнениях протолитических реакций:

1) H3PO4 + H2O Û H2PO4- + H3O+

2) CH3COOH + NH3 Û CH3COO- + NH4+

Вариант № 3

1. Какие электролиты диссоциируют необратимо, а какие - обратимо? Покажите это на примерах следующих электролитов: HClO, КOH, Nа2SO4, H2СО3, FeOHSO4, Mg(HSO4)2, КFe(SO4)2. Назовите все образующиеся ионы по номенклатуре ИЮПАК.

2. Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионно-молекулярные уравнения для следующих реакций:

1) FeSO4 + NаОН ®

2) Ва(NO3)2 + К2SO4 ®

3) НСl + К2СО3 ®

3. Укажите кислотно–основные сопряжённые пары в уравнениях протолитических реакций:

1) HBr + NH3 Û Br- + NH4+

2) HCN + HNO3 Û Н2CN+ + NO3-

Вариант № 4

1. Какие электролиты диссоциируют необратимо, а какие - обратимо? Покажите это на примерах следующих электролитов: HClO3, Ba(OH)2, CuSO4, H2S, AlOHSO4, Ca(H2PO4)2, NH4Fe(SO4)2. Назовите все образующиеся ионы по номенклатуре ИЮПАК.

2. Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионно-молекулярные уравнения для следующих реакций:

1) ВаCl2 + Nа2SO4 ®

2) СаСl2 + К2СО3 ®

3) Sr(ОН)2 + НNО3 ®

3. Укажите кислотно–основные сопряжённые пары в уравнениях протолитических реакций:

1) HNO3 + NH3 Û NO3- + NH4+

2) CH3COOH + HNO3 Û CH3COOH2+ + NO3-

Вариант № 5

1. Какие электролиты диссоциируют необратимо, а какие - обратимо? Покажите это на примерах следующих электролитов: HNO3, NaOH, Fe2(SO4)3, H3AsO4, NaHCO3, CaOHCl, NH4Fe(SO4)2. Назовите все образующиеся ионы по номенклатуре ИЮПАК.

2. Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионно-молекулярные уравнения для следующих реакций:

1) Н3PO4 + КОН ®

2) Nа2SiО3 + НСl ®

3) АgNО3 + KСl ®

3. Укажите кислотно–основные сопряжённые пары в уравнениях

протолитических реакций:

1) H3PO4 + NH3 Û H2PO4- + NH4+

2) H3PO4 + HCl Û H4PO4+ + Cl-

Вариант № 6

1. Какие электролиты диссоциируют необратимо, а какие - обратимо? Покажите это на примерах следующих электролитов: HClO3, Sr(OH)2, Na2SO4, H2S, (CaOH)2SO4, Mg(HSO4)2, (NH4)2Fe(SO4)2. Назовите все образующиеся ионы по номенклатуре ИЮПАК.

2. Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионно-молекулярные уравнения для следующих реакций:

1) FeCl2 + NаОН ®

2) K3PO4 + AgNO3 ®

3) HСl + К2SiО3 ®

3. Укажите кислотно–основные сопряжённые пары в уравнениях протолитических реакций:

1) H2SO4 + Н2O Û HSO4- + H3O+

2) H2O + H2S Û H3O+ + HS-

Вариант № 7

1. Какие электролиты диссоциируют необратимо, а какие - обратимо? Покажите это на примерах следующих электролитов: HClO2, Ba(OH)2, Nа2SiO3, H23, AlOHSO4, Ca(HSO4)2, КAl(SO4)2. Назовите все образующиеся ионы по номенклатуре ИЮПАК.

2. Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионно-молекулярные уравнения для следующих реакций:

1) CuSO4 + NаОН ®

2) ВаСl2 + К2SO4 ®

3) Н2SO4 + К2СО3 ®

3. Укажите кислотно–основные сопряжённые пары в уравнениях протолитических реакций:

1) H2S + CH3COOH Û H3S+ + CH3COO-

2) HCN + HCl Û Н2CN+ + Cl-

Вариант № 8

1. Какие электролиты диссоциируют необратимо, а какие - обратимо? Покажите это на примерах следующих электролитов: HClO, Ca(OH)2, ZnSO4, H2SiO3, CrOHSO4, Mg(H2PO4)2, NH4Fe(SO4)2. Назовите все образующиеся ионы по номенклатуре ИЮПАК.

2. Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионно-молекулярные уравнения для следующих реакций:

1) FeCl3 + NаОН ®

2) Са(NO3)2 + К2СО3 ®

3) Ba(ОН)2 + НNО3 ®

3. Укажите кислотно–основные сопряжённые пары в уравнениях протолитических реакций:

1) HNO3 + NH3 Û NO3- + NH4+

2) HF + H2SO4 Û H2F+ + HSO4-

Образец выполнения письменных заданий:

1. Какие электролиты диссоциируют необратимо, а какие - обратимо? Покажите это на примерах следующих электролитов: HNO3, HNO2, LiOH, Mg(HSO4)2. Назовите все образующиеся ионы по номенклатуре ИЮПАК.

Ответ: HNO3 ® H+ + NO3-

ион водорода нитрат-ион

HNO2 В) методические разработки. 9. Введение в неорганическую химию: учебное пособие для студентов фармацевтических - student2.ru H+ + NO2-

ион водорода нитрит-ион

LiOH ® Li+ + OH-

ион лития гидроксид-ион

Mg(HSO4)2 ® Mg2+ + 2HSO4-

ион магния гидросульфат-ион

KFe(SO4)2 ® K+ + Fe3+ + 2SO42-

ион калия ион железа (III) сульфат-ион

2. Составьте молекулярное, полное и сокращенное ионно-молекулярные уравнения для следующей реакции:

Fe(OH)2 + H2SO4 ®

Ответ: Fe(OH)2 + H2SO4 ® FeSO4 + 2H2O

Fe(OH)2 + 2H+ + SO42- ® Fe2+ + SO42-+ 2H2O

Fe(OH)2 + 2H+ ® Fe2+ + 2H2O

3. Укажите кислотно–основные сопряжённые пары в уравнениях протолитической реакции: HCN + NH3 Û NH4+ + CN-

Ответ:

В) методические разработки. 9. Введение в неорганическую химию: учебное пособие для студентов фармацевтических - student2.ru

Литература для подготовки:

1. Лекция по теме занятия.

а) основная литература

2. Общая химия. Биофизическая химия. Химия биогенных элементов/

Ю.А. Ершов [и др.]. – М.: ВШ, 2002. – С. 88-108; 129-131.

б) дополнительная литература

3. Пузаков, С.А. Химия: учебник /С.А. Пузаков – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2006. – 640 с. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www. pharma. studmeblid. ru.

4. Слесарев, В.И. Химия. Основы химии живого / В.И. Слесарев. – СПб.: Химиздат, 2001. – С.153-167.

5. Химия: общая и неорганическая [Электронный ресурс] / сост. Ю.Я. Харитонов, Т.К. Слонская; ГОУ ВПО Моск. мед.акад. им. И.М. Сеченова; Фармац. фак.; Центр. науч. мед. б-ка. – Электрон.дан. – М.: Русский врач, 2004. – 1 электрон.опт. диск (СD- версия). – Загл. этикетки диска. – (Электрон.б-ка для высш. мед. и фармац. образования).

6. Глинка, Н.Л. Общая химия: учебник/ Н.Л. Глинка – М.: КНОРУС, 2010. – С.239-264.

7. Ахметов, Н.С. Общая и неорганическая химия: учебник / Н.С. Ахметов. –

6-е изд. стер. - М.: ВШ, 2005.– С.208-212.

Наши рекомендации