Введение. Учебное пособие предназначено для студентов, магистров, аспирантов, изучающих мировую политику XX - начала XXI вв
ISBN 978-5-903513-62-8
Учебное пособие предназначено для студентов, магистров, аспирантов, изучающих мировую политику XX - начала XXI вв. В его первой части анализируются основные события международных отношений до Второй мировой войны. Во второй части показано вовлечение в мировую политику бывших колоний, освободившихся от зависимости от великих держав народов, и превращение их в самостоятельных акторов международных отношений во второй половине XX - начале XXI вв.
ЬЬК 66я73
ISBN 978-5-903513-62-8
С Кафедра международных отношений и международного права БГ’У, 2012
Содержание
Введение 4
Часть I
Мир в первые десятилетия XX века 7
Война, изменившая мир 15
Мировая политика между Версальским миром
и мировым экономическим кризисом ........ 25
Мир в годы “Великой депрессии” и после нее 34
Подготовка и начало Второй мировой войны .43
Мировая политика после битвы под Москвой 52
Часть II
Мир после Второй мировой войны 62
Включение стран Дальнего Востока
и Юго-Восточной Азии в мировую войну. 72
Ближний и Средний Восток в мировой политике 83
Включение Африки в мировую политику после
Второй мировой войны................................ 98
Постсоветская Центральная Азия
в конце XX - начале XXI веков ................ 108
"‘Революции” на Арабском Востоке
конца 2010-2012 годов ............................... 121
Глобальные договоры по обеспечению всеобщего мира 135
Список рекомендуемой литературы 147
Введение
Цель настоящего пособия - сделать международные отношения в XX - начале XXI вв. понятными рядовому читателю, студенту и гто ходу их изучения сформировать определённые компетенции. Основной тезис первой части пособия “мир до Второй мировой войны” прост, и его легко проследить: научно- технический прогресс дал народам Западной Европы, США и Японии богатство и приоритеты в области технологий, про- мышленности и вооружений. Они использовали все это, чтобы распространить своё влияние и поставить под свой контроль другие части света и народы их населяющие. Соперничество между индустриальными государствами привело к войне 1914 - 1918 гг., в которой прямо или косвенно участвовал весь мир.
Победившая германский блок Антанта использовала свою победу для реализации двух геополитических целей: с одной стороны, не позволить возродиться Германии, а с другой, закрепить своё влияние в переделённом после войны мире, в том числе и за пределами Европы. США укрепляли свои позиции в Латинской Америке и желали вернуть с прибылью капиталы, вложенные в экономику' Германии, поэтому не позволяли Франции “зарезать германскую корову”. Япония нацелилась на дальневосточные владения России, Корею и Китай, что противоречило геополитическим интересам США. Англия и Франция вели друг с другом отчаянный торг вокруг арабских провинций развалившейся Османской империи и соперничали в других регионах Востока. Наряду с этим “головной болью” индустриального Запада стал приход к власти большевиков в России, выступавших с концепцией мировой социалистической революции. Создание “железного занавеса” против распространения этой революции стало актуальной задачей Запада. Не менее беспокоящим колониальные державы фактором стало нарастание национально-освободительных движений в колониальных и зависимых странах.
Между тем к концу 20-х гг, индустриально развитые страны мира столкнулись с непреодолимыми трудностями в своём экономическом развитии. С одной стороны, они не могли сбыть
производимую продукцию, а с другой, платить прежние иены за
■ ырье. Разразился финансовый кризис, распространившийся на иееь мир, за исключением Советского Союза. Модель свободной рыночной экономики, в рамках которой развивалось мировое \<>1ЯЙство капиталистического мира, исчерпала свой ресурс. В \одс кризиса 1929 - 1933 гг. ей на смену пришла модель государственно-монополистического регулирования, предполагающая усиление роли государства в регулировании производственной, финансовой, торговой и социальной сфер.
Противоречия Англии и Франции по германскому и колониальному вопросам, их зациклснность на борьбе против коммунизма позволили Германии при поддержке США вынести все 1 я готы, связанные с Версальским миром. Вол ее того, на почве униженного немецкого национального чувства вызрели идеи реванша и нацизма, воплотившиеся в идеологию германского фашизма. Приход в Германии в 1933 г. А. Гитлера позволил немцам приступить к демонтажу Версальско-Вашингтонской системы международных отношений, и мир опять покатился к мировой войне - самой кровопролитной в истории человечества.
Вторая мировая война изменила мир кардинальным образом. США и СССР вышли из нес сверхдержавами, каждая из которых стала лидером своего мира: капиталистического и социалистического соответственно. Обе державы по разным мотивам способствовали разрушению колониальной системы, в результате чего акторами международных отношений стали десятки постколониальных государств. Политика действительно становилась мировой. Противоборство двух миров сопровождалась холодной войной - явлением крайне противоречивым. В )той войне победа досталась Западному миру, так как на рубеже 80-90-х гг. XX в. мир социализма стал разваливаться, и финальным аккордом этого процесса стал распад СССР в 1991 г. Эти тезисы раскрыты во второй части пособия.
Исчезновение СССР изменило геополитическую картину мира. США представился шанс стать единовластным лидером мира, чем они и воспользовались. Конец XX - начало XXI вв. для международных отношений характеризовался попытками США построить однополярный мир, ранжированный и управ-
ляемый из одного центра - Вашингтона. Однако уже к концу первого десятилетия текущего века стало ясно, что заставить все народы мира и, прежде всего многочисленные, жить по сценарию, написанному в одном центре, невозможно. Мировая политика опять стала возвращаться от соло к симфонии.
Автор предлагаемого читателю пособия осознаёт определённую фрагментарность изложенной картины международных отношений, незавершённость исследования участия в них отдельных стран и регионов Это обусловлено стремлением не выходить за рамки Государственного образовательного стандарта и образовательной программы направления подготовки “Международные отношения”, задающих вполне определённые параметры, которых придерживался автор.
Важно отмстить также понимание автором неоднозначности понятий мировая политика и * международные отношения . Автор информирован о дискуссии по поводу “самоопределения” мировой политики как дисциплины в большей мерс теоретико- философской, мирополигической, наличии ряда работ, в том числе учебного пособия по прикладному анализу современной мировой политики под редакцией А.Д. Богатурова. Он использует понятие “мировая политика” лишь в смысле единства послевоенного мира, его взаимозависимости, понимания того, что все страны мира объективно являются акторами международных отношений.